Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сокращенные обозначения печатных источников (в комментариях и послесловии):
ДЖ - Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха / Сост. Х.-Й. Шульце; Пер. с нем. В. Ерохина. - М., 1980
Друскин - Друскин М. С. Иоганн Себастьян Бах. - М., 1982
Швейцер Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах / Пер. с нем. Я. С. Друскина под ред. М. С. Друскина. - М., 1964, 1965
BD-III - Bach-Dokumente / Hrsg. vom Bach-Archiv Leipzig unter Leitung von W. Neumann. Bd. III. - Kassel etc. u. Leipzig, 1972
Kinsky - Kinsky G. Aus Forkels Briefen an Hoffmeister & Kuhnel (Ein Beitrag zur Fruhgeschichte der Bachpflege). - In: Jahrbuch der Musikbibliothek Peters fur 1932. - Leipzig, 1933

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 Имеется в виду некролог, составленный сыном И. С. Баха Карлом Филиппом Эмануэлем Бахом (1714-1788) совместно с Иоганном Фридрихом Агриколой (1720-1774) и Лоренцем Кристофом Мицлером (1711-1778) и напечатанный в основанной Мицлером четырехтомной «Новой музыкальной библиотеке, или Основательном сообщении наряду с беспристрастными суждениями о музыкальных статьях и книгах». Это издание выходило на протяжении 1736-1754 годов. Некролог был опубликован в 1754 году и явился первой печатной биографией композитора. Целый ряд сведений Форкель заимствовал из этого некролога. Перевод некролога на русский язык см.: ДЖ, док. 359.
2 См. послесловие: «О Форкеле, его книге и о ранних публикациях сочинений Баха».
3 Имеется в виду анонимное «Письмо к издателю от 27 февраля 1788 года относительно одного места в книге г-на д-ра Бёрни о Генделе», напечатанное во «Всеобщей немецкой библиотеке» («Allgemeine deutsche Bibliothek», Bd. 81, S. 295-303; на русском языке см.: ДЖ, док. 256). Издатель «Библиотеки», Фридрих Николаи, опубликовал в 1785 году перевод книги о Генделе знаменитого английского музыкального ученого Чарлза Бёрни (Dr. Karl Burney's Nachricht von Georg Friedrich Handels Lebensumstanden und der ihm zu London im Mai und Jun. 1784 angestellten Gedachtnisfeyer. Aus dem Englischen ubersetzt von Johann Joachim Eschenburg, Professor in Braunschweig. Berlin und Stettin, bei Friedrich Nikolai, 1785; см. недавнее факсимильное издание: Deutscher Verlag fur Musik, Leipzig, б. г.). В этой книге содержались высказывания, свидетельствовавшие о недооценке и недостаточном понимании музыки И. С. Баха (на русском языке соответствующие отрывки из книги Бёрни см.: ДЖ, док. 253, 257). С протестом против подобных высказываний и выступил автор «Письма», которое в наше время оценивается как детальнейшее и наиболее интересное в музыкальной историографии XVIII века сравнение творчества Баха и Генделя. Автор, в частности, пишет: «Фуги Генделя хороши, вот только он часто выключает голоса. Клавирные фуги Баха можно расписать на столько инструментов, сколько в этих фугах голосов; ни один голос не остается внакладе... Если речь идет об искусстве, исполненном гармонии, о гении мастера, изобретшего, в совершенстве отработавшего и вместившего в единое стройное целое многочисленные части крупного произведения... да так, что в восхищение пришли даже любители, хотя бы в какой-то мере понимающие язык фуги... - то я сомневаюсь, способны ли фуги Генделя выдерживать сравнение с баховскими».
4 Автор «Письма» на протяжении долгого времени не был известен. Вначале предполагалось, что им мог быть Август Фридрих Кольман (1756-1829), страстный почитатель и пропагандист музыки И. С. Баха в Англии. В 1949 году в США была опубликована статья, автор которой, Драган Пламенац, на основании анализа некоторых эпизодов из жизни И. С. Баха, приведенных в «Письме», устанавливает, что оно было написано кем-то из его старших сыновей. На основании сравнения этого «Письма» с частным письмом, которое было отправлено К. Ф. Э. Бахом 21 января 1786 года переводчику книги Бёрни Иоганну Иоахиму Эшенбургу, Пламенац делает вывод, что автором «Письма» мог быть только К. Ф. Э. Бах (см: Plamenac D. New Light on the Last Years of Carl Philipp Emanuel Bach. - The Musical Quarterly, 1949, Oct., Vol. XXXV, No. 4, p. 575-587).
Косвенное подтверждение этого - высокая оценка, данная анонимному автору Форкелем (который явно был с ним знаком) и, кроме того, то обстоятельство, что ряд бытовых анекдотов из жизни Баха, приведенных в «Дополнении» к «Письму» (эпизоды с Маршаном, с Хурлебушем), был воспроизведен Форкелем в его книге (см. гл. II, VIII). А, как пишет сам Форкель, многие сведения он «получил от двух старших сыновей Йог. Себ. Баха».
5 Имеется в виду публикация баховских клавирных сочинений издательством «Хофмайстер и Кюнель».

Глава 1

1 Ныне Братислава, столица Словакии.
2 Ф. Шпитта на основании церковных записей устанавливает еще более раннего представителя этого рода - Ханса Баха, бывшего, по всей вероятности, отцом Файта. На этом основании, а также потому, что вехмарская церковь носила имя Файта (Витус), Шпитта делает вывод, что Файт родился в Вехмаре, а на чужбину отправился по обычаю своего времени для того, чтобы обучиться ремеслу. Утверждение Форкеля базируется на предании, хранившемся в баховской семье, - сам Иоганн Себастьян в своей родословной указывает в качестве родоначальника Файта Баха (см.: ДЖ. док. 2).
3 Имеется в виду не цитра, а инструмент под названием Cythringen, «или, правильнее, Cithrinchen, малая (дискантовая) цистра; цистра (или, иначе, цитоля) - широко распространенный в народно-музыкальном быту большинства европейских стран (XVI-XVIII вв.) струнный щипковый инструмент грушевидной формы с двумя плоскими деками» (Друскин, с. 15).
4 Quodlibet (лат.: «кому что нравится») - музыкальный развлекательный жанр, восходящий к XVI веку. Простейшие проявления этого жанра заключались в шуточном произвольном перечислении названий различных вещей или же в чередовании фрагментов различных песен. В наиболее сложных образцах одновременно сочетается несколько мелодий. От Quodlibet берут свое начало появившиеся в более позднее время оперные пародии и попурри.
И. С. Бах, следуя традициям своих предков, тоже проявлял интерес к этому жанру. Известно его участие в сочинении «Свадебного Quodlibet». Наиболее ярким примером Quodlibet является заключительная вариация из грандиозного баховского цикла «Гольдберговские вариации».

Глава II

1 За исключением немногочисленных добавлений, в которых Форкель опирается на собственный опыт непосредственного общения со старшими сыновьями И. С. Баха, он во II главе, по существу, последовательно пересказывает содержание биографического раздела знаменитого мицлеровского некролога (см.: ДЖ, док. 359, с. 228-234) - иногда очень близко к тексту, но чаще с более или менее значительными редакционными изменениями; эти особенности оригинала отражены в настоящем переводе.
2 Иоганн Амброзиус Бах (1645-1695); Иоганн Кристоф Бах (1645-1693).
3 Иоганн Кристоф Бах (1671-1721).
4 Иоганн Якоб Фробергер (1616-1667) - один из крупнейших немецких композиторов XVII века, значительно усовершенствовавший клавирный стиль.
Иоганн Каспар Фердинанд Фишер (1665-1746) - один из самых значительных старших современников И. С. Баха. Его клавирный сборник «Музыкальная Ариадна» как своей идеей, так и тематизмом оказал влияние на создание баховского «Хорошо темперированного клавира».
Иоганн Каспар Керль (1627-1693) - крупный клавирный композитор. Внес большой вклад в развитие клавирной сюиты.
Иоганн Пахельбель (1653-1706) - один из крупнейших органистов и композиторов церковной музыки. Ему принадлежит много кантат, а также органные фуги, хоральные прелюдии и вариации. В его органном творчестве большую роль играет импровизационный момент.
Дитрих Букстехуде (1637-1707) - один из самых значительных предшественников И. С. Баха в области органных композиций.
Николаус Брунс (1665-1697) - крупный органист и скрипач, автор значительных органных сочинений, ученик Букстехуде.
Георг Бём (1661-1733) - один из крупнейших северогерманских органных композиторов. Был органистом в Иоганнескирхе в Люнебурге. Бах испытал большое влияние Бёма, а возможно, и брал у него уроки в период обучения в Люнебурге.
5 Здесь Форкель ошибается, приписывая ему раннюю смерть, которая якобы вызвала переезд Иоганна Себастьяна в Люнебург. На самом деле причиной явилось, с одной стороны, увеличение собственной семьи Иоганна Кристофа, которому из-за этого становилось трудно содержать еще и младшего брата, с другой стороны, новый кантор Ордруфского лицея, где учился Бах, - Элиас Херда, недавний воспитанник школы при Бенедиктинском монастыре св. Михаила в Люнебурге,- мог сам направить туда юношу, так как именно в этой школе Бах имел возможность получить бесплатный кров и пропитание.
6 Иоганн (Ян) Адам Райнкен (1623-1722) - знаменитый северогерманский органист, в своем творчестве примыкал к нидерландской традиции. Бах создал на материале произведений Райнкена фугу и две сонаты для клавира.
7 В последнее время факт путешествия пешком подвергается сомнению. Ведь расстояние от Арнштадта до Любека - приблизительно 450 км. На один только путь в оба конца ушло бы около 4 недель, тогда как официально отпуск Баху был разрешен на 4 недели (см.: Друскин, с. 27).
8 1714! (у Форкеля ошибка).
9 Имеются в виду духовные кантаты.
10 Фридрих Вильгельм Цахау (Цахов; 1663-1712) - органист, композитор и педагог, автор хоральных обработок и церковных кантат.
11 Готфрид Кирхгоф (1685-1746) - органист и довольно средний композитор. Из его сочинений интересно указать на «Музыкальную азбуку, прелюдии и фуги во всех тонах» (дата создания неизвестна). Вопрос о том, имеет ли этот цикл какое-нибудь отношение к баховскому «Хорошо темперированному клавиру», остается открытым.
12 Луи Маршан (1669-1732) - французский органист и клавесинист. Его сочинения отличаются необычными гармоническими эффектами.
13 Франсуа Куперен (1668-1733), прозванный современниками «Великим», - крупнейший французский композитор, органист и клавесинист. Его творчество оказало огромное влияние на многих композиторов. Бах внимательно изучал его сочинения.
Пренебрежительное отношение к Куперену при сравнении с ним Маршана, а также замечания в главе III свидетельствуют о некоторой предвзятости Форкеля (см. послесловие).
14 Жан Батист Волюмье (ок. 1675-1728) - скрипач и довольно известный в свое время автор танцевальной музыки. Исполнял при Дрезденском дворе обязанности не только концертмейстера, но и балетмейстера.
15 По всей вероятности, Маршан также получил возможность послушать игру Баха, что скорее всего и явилось причиной его поспешного бегства.
16 1720! (у Форкеля ошибка).
17 На самом деле цель Баха была еще и практической: соискание места органиста церкви св. Иакова (Бах этого места не получил; см.: ДЖ, док. 37-39).
18 Иоганн Кунау (1660-1722) - крупный немецкий композитор и органист. Его перу принадлежит множество церковных сочинений. Особенно велико его историческое значение как автора клавирных сюит и клавирных программных сонат, названных «Библейскими историями». Кроме того, Кунау - автор нашумевшего в свое время романа «Музыкальный шарлатан», являвшегося сатирой на итальянскую моду в немецкой музыке того времени.
19 По-видимому, Форкель здесь подразумевает напряженные отношения И. С. Баха с его непосредственным лейпцигским начальством, которые побуждали великого кантора искать покровительства у дрезденского монарха.
20 Фридрих Второй (1712-1786) - король Прусский, любитель музыки, флейтист и композитор. В 1732 году основал капеллу, руководителями которой были К. Г. Граун, Ф. Агрикола, а под конец - И. Ф. Рейхард. К капелле принадлежал и знаменитый флейтист Иоганн Иоахим Кванц (у которого Фридрих учился игре на флейте). В капелле с 1740 по 1767 год был клавесинистом Карл Филипп Эмануэль Бах. Известно множество сочинений Фридриха, главным образом для флейты (121 соната, 4 концерта и др.). Его основная резиденция находилась в Потсдаме под Берлином.
21 Имеется в виду Готфрид Зильберман (1683-1753), наиболее известный из целой династии органных мастеров. Он построил около 50 органов. Кроме того, ему принадлежит целый ряд усовершенствований в механике фортепиано (сконструированного в 1709 году итальянцем Бартоломео Кристофори). С фортепиано Зильбермана И. С. Бах впервые познакомился еще в 30-е годы; инструмент ему тогда не понравился из-за невыровненности звука (слабые дисканты) и чересчур тяжелой клавиатуры. Мастер учел замечания Баха, и когда в потсдамском дворце произошла вторая встреча Баха с фортепиано, эти инструменты были уже значительно более усовершенствованными и вызвали его одобрение.
22 На заданную королем тему Бах сымпровизировал трехголосную фугу.
23 Однако уже в ближайшее время Бах практически продемонстрировал пригодность «королевской темы» для разработки в виде шестиголосной фуги.
24 28 июля! (у Форкеля ошибка).
25 Приведем здесь таблицу «Радости и горести в семье кантора церкви святого Фомы» (заимствовано из альбома: Neumann W. Auf den Lebenswegen Johann Sebastian Bachs. Berlin, 1957, S. 183):

род. летом 1723

Кристиана София Генриетта

род. 26 февр. 1724

Готфрид Генрих

род. 14 апреля 1725

Кристиан Готлиб

род. 5 апреля 1726

Элизабет Юлиана Фридерика

ум. 29 июня 1726

Кристиана София Генриетта

род. 30 окт. 1727

Эрнестус Андреас

ум. 1 ноября 1727

Эрнестус Андреас

ум. 21 сент. 1728

Кристиан Готлиб

род. 10 окт. 1728

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В следующем номере журнала помещена поправка истории
Сопутствующее обыкновенной мелодии
1730 кристиана бенедикта род

сайт копирайтеров Евгений