<<< ΛΛΛ >>>
Дело, скорее всего, в том, что Новое время, так сказать, выставило напоказ собственные противоречия, тогда
как Средневековье всегда стремилось скрыть свои. Не только эстетика, но и вся средневековая мысль хочет
выразить наилучшее состояние мира и притязает на то, чтобы видеть этот мир глазами Бога. Нам,
современным людям, не под силу соединить в своем сознании богословские трактаты и свидетельства
мистиков с неудержимой страстью Элоизы, извращениями Жиля де Рэ, прелюбодеянием Изольды,
жестокостью Фра Дольчино и его гонителей, поэзией голиардов, прославляющей свободу чувств,
карнавалом, Праздником дураков, веселым неистовством толпы, в открытую высмеивающей и
пародирующей епископов, священные тексты, литургию. Мы читаем рукописи, в которых дается
упорядоченная картина мира, и не понимаем при этом, как можно допустить, чтобы их украшали
маргиналии, где царит вывороченный наизнанку мир (ср.: Baltrusaitis 1955, 1960 и Cоссhiara 1963) (1).
В данном случае речь не идет о каком-то лицемерии или цензуре. Скорее (и в этом смысле история
средневековой культуры весьма показательна) здесь проявилась именно «католическая» позиция: все
прекрасно знают, что такое добро, говорят о нем, призывают к нему и в то же время признают, что жизнь —
это нечто иное (надеясь, однако, что Бог в конце концов все простит). По существу, Средневековье
переиначивает сентенцию Горация: Lasciva est nobis vita, pagina proba. Средневековье — это культура, в
ко-
178
торой жестокость, сладострастие и безбожие проявляются в открытую; в то же время благочестие
становится своего рода ритуалом, люди твердо верят в Бога, его благодеяния и наказания, стремятся к
достижению нравственных идеалов, которые тут же нарушают с поразительной легкостью и
<<< ΛΛΛ >>>
Физиолог Включается в иерархию целей различие стороны В соответствии с которой художник работает понятие эстетики Сущность сущности
|