|
<<< ΛΛΛ
Наиболее архаическим было, по-видимому, такое состояние, когда еще не произошло институализации ни ритуала, ни этикета, ни других специализированных форм поведения. Для такого нерасчлененного состояния, по всей вероятности, не было принципиальной разницы между общением с человеком, природным объектом и сверхъестественным существом. Одни и те же стереотипы и схемы поведения реализовывались в самых разных сферах жизни. Впоследствии этикет, ритуал и религиоз ная церемония существовали параллельно друг с другом, однако многочисленные частные схождения выдают их исконное родство.
Для поздней стадии этикета характерны процессы, существенным образом затемняющие его исторические связи с ритуалом. С одной стороны, в культуре происходят деритуализация быта и демифологизация ритуала, что меняет весь контекст бытования этикета. Теряют свою обязательность социально-бытовые институты, регулиро вавшие межличностное общение в архаическом и традици онном обществе. Они отчасти превращаются в этикет, а отчасти заменяются им. Таким образом, этикетная регламентация распространяется вширь и начинает обслу живать ситуации, которые ранее регулировались иными культурными механизмами, прежде всего ритуалом.
С другой стороны, из множества традиционных средств этикетного общения остается лишь ограниченный на бор, причем отдельные знаки десемантизируются, упро щаются и приобретают характер своего рода бирок, эти кеток, маркирующих ту или иную ситуацию. Сужается и сам набор этикетных ситуаций, которые также унифицируются.
Тем не менее мифо-ритуальная семантика отдельных жестов, поз, атрибутов внешности, этикетных ситуаций, которую мы попытались реконструировать, не является чем-то абсолютно чуждым современности. В той или иной
162
мере она сказывается и в нашем поведении и его осмыслении, а больше — в неких смутныхъ неосознанных установок, которые, впрочем, могут быть и осознаны, если обратиться к истории и этнографии.
<<< ΛΛΛ
Культура гостеприимство истории Оправдываются гостеприимством В какое смущение привела его необходимость поцеловать жену воеводы 32 для нашей темы особое значение имеет 44 заглада н
|
|