<<< ΛΛΛ >>>
129 Смирнов С. «Бабы богомерзкие» // Сборник статей, посвящен
ных В. О. Ключевскому. М., 1909. Ч. 1. С. 224.
130 Никифоровский Н. Я. Очерки. . . С. 70—71.
131 Там же. С. 71.
132 Даль В. Пословицы. . . Т. 2. С. 246, 247.
133 Олеарий А. Описание. . . С. 191.
134 Рейтенфельс Я- Сказания. . . С. 145.
135 Петрей П. де Ерлезунда. История. . . С. 364.
136 Курбский Андрей. История о великом князе Московском //
ПЛДР. Вторая половина XVI века. М., 1986. С. 318.
137 Микоян С. «Аскетизм» вождя // Огонек. 1989. № 15. С. 29.
138 Рязановский Ф. А. Демонология в древнерусской литературе.
М., 1915. С. 89.
139 Даль В. Пословицы. . . Т. 2. С. 253.
140 ГМЭ, ф. 7, оп. 1, ед. хр. 1092, л. 4 (Орловский у. и губ.).
141 Гоголь Н. В. Поли. собр. соч. М, 1940. Т. 1. С. 188.
142 Чубинский П. П. Труды. . . Т. I. Вып. 1. С. 194—195.
143 Милорадович В. Заметки о малорусской демонологии // КС.
1899. № 8. С. 201.
144 Древние российские стихотворения. . . С. 102.
145 Соколов Б. Былины о Идолище поганом // ЖМНП. 1916. № 5.
2-я паг. С. 31. Этикетное поведение у самых разных народов мира, несмотря на внешние, бросающиеся в глаза различия, имеет многие сходные черты. Своего рода универсалиями являются некоторые жесты приветствия, позы высокой и низкой престижности, определенные способы ритуа- лизованного выражения эмоций, ценностной акцентировки пространства, а также такие явления, как гостеприимство и обмен дарами. Думается, что этот список мог бы быть расширен. Одной из наиболее важных характеристик универсалий в этикете является то, что они не только передаются в пространстве и времени, но и воспроиз водятся заново независимо друг от друга в разных культурах. Этнические универсалии составляют весьма значительный, можно даже сказать, базисный пласт в этикете разных народов, а в преобразованном виде продолжают существовать и в современном индустриальном обществе.
Многие черты бытового поведения, особенности повседневного общения, как мы видели, имеют мифо-ритуальные истоки. Можно сказать, что этикет — это ри туал, лишенный жесткости и обязательности и опрокину тый в повседневность, но сохранивший при этом некоторые из своих содержательных характеристик. Этикет, как и ри туал, организует поведение человека и межличностное общение, причем таким образом, что партнеры, подчас неосознанно, принимают участие в разыгрывании мифо- поэтических сценариев.
Ключ к проблеме происхождения этикета дает изучение исторических связей этикета и ритуала. Традиционно их соотношение рассматривается в сугубо эволюционном плане: предполагается, что ритуал предшествует этикету, а этикет, в свою очередь, формируется на основе ритуала. Как мы пытались показать, такая последовательность действительно наблюдается во многих случаях,
<<< ΛΛΛ >>>
31 волкова н Байбурин А, Топорков А. У истоков этикета этнографии 12 описание Байбурин А, Топорков А. У истоков этикета этнографии 2 материалы Структуры Байбурин А, Топорков А. У истоков этикета этнографии
|