Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

17. Castaneda H.-N. Fiction and reality: their fundamental connection
// Poetics, 1979, v.8, 1-2.

18. Lewis D. Truth in fiction // Lewis D. Philosophical papers. V.I.
NY; L., 1983.

19. Пешков И.В. Трагедия русской истории в исполнении декабристов //
Апокриф, 1992, 2.

20. Wittgenstein L. Philosophical investigetions. Cambridge, 1967.

21. Соколов С. Школа для дураков. М., 1991.

22. Руднев В.П. Исторические корни сюжета // Митин Журнал N 38, 1991.

 

* А *

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
- направление в англосаксонской философии первых двух
десятилетий ХХ в. В своей основе А. и. восходил к гегельянству,
и в этом смысле это было последнее направление классической
философии. Но многое в А. и. вело и к такому пониманию
оснований и принципов философии, которые важны для ХХ в. вплоть
до последних его десятилетий, вновь характеризующихся
возрождением интереса к диалектике и Гегелю в противоположность
господствовавшей в ХХ в. математической логике (см.).
Прежде всего А. и. интересен для нас тем, что именно от
него, именно в полемике с ним формировались философы,
определившие тип философской рефлексии ХХ в. Именно
отталкиваясь от представителей А. и. Ф. Брэдли, Дж.
МакТаггарта, Дж. Ройса, создатели аналитической философии
Бертран Рассел и Джордж Эдуард Мур, а также их гениальный
ученик Людвиг Витгенштейн оттачивали свои "неопозитивистские"
(как говорили в советское время) доктрины (см. также
логический позитивизм).
Один из главных принципов А. и. в его наиболее
ортодоксальном варианте, философии Ф. Брэдли, гласил, что
реальность (см.) есть лишь видимость подлинной
реальности, которой является непознаваемый Абсолют. Что в этой
доктрине было неприемлемо для ХХ в.? Ее категорическая
метафизичность, то есть традиционность постановки философских
проблем. Но в переплавленном логическими
позитивистами-аналитиками виде эта доктрина является одной из
важнейших в ХХ в. В философских концепциях, ориентированных
семиотически (см. семнотика), она преобразилась как
представление о том, что реальность имеет насквозь знаковый
характер (см. реальность) и, стало быть, опять-таки
является мнимой, кажущейся.
Такое понимание реальности характерно и для новейших
философских систем (см. расширенное толкование понятия
виртуальных реальностей у Славоя Жижека). Поскольку
невозможно определить, какая реальность является подлинной, а
какая - мнимой, то весь мир представляется системой виртуальных
реальностей: последнее отразил и современный кинематограф, в
частности знаменитый культовый фильм "Blade Runner" ("Бегущий
по лезвию бритвы"), который подробно анализируется в книге С.
Жижека "Существование с негативом". Основная идея этого фильма
(в интерпретации философа) состоит в том, что принципиальная
невозможность для человека установить, является ли он настоящим
человеком или пришельцем-"репликантом", делает человека
человечнее. Он как будто говорит себе: "Вот я поступаю так-то,
а вдруг окажется, что я вовсе не человек! Поэтому я буду
поступать в любом случае по-человечески и тогда все равно стану
человеком".
Второе, чем дорог ХХ в. А. и., - это концепция
времени (см.). Ее разработал Дж. МакТаггарт, и она
называется статической; согласно ей не время движется, мы
движемся во времени, а иллюзия течения времени возникает от
смены наблюдателей. Эта идея очень повлияла на философию
времени Дж. У. Данна (см. серийное мышление), которая в
свою очередь оказала решающее влияние на творчество Х.Л.
Борхеса - писателя, воплотившего в себе сам дух прозы и
идеологии творчества ХХ в. (см. принципы прозы ХХ в.).
А. и. стоял на переломе столетий, как двуликий Янус -
глядя в противоположные стороны. Сейчас этих философов почти
никто не читает и не переиздает, кроме историков философии. Но
будем благодарны им за то, что они "разбудили" Рассела и
Витгенштейна, и в этом смысле именно от них надо вести отсчет
философии и культурной идеологии ХХ в.

Лит.:
Bradly F. Appearance and Reality. L., 1966.
Жижек С. Существование с негативом // Художественный
журнал, 1966. - No 9.

АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО.
В системе эстетических ценностей культуры ХХ в.,
ориентированных на новаторское понимание того, как следует
писать и жить, необходимо различать два противоположных
принципа - модернизм (см.) и А. и. В отличие от
модернистского искусства, которое ориентируется на новаторство
в области формы и содержания (синтаксиса и семантики - см.
семиотика), А. и. прежде всего строит системы
новаторских ценностей в области прагматики (см.).
Авангардист не может, подобно модернисту, запереться в кабинете
и писать в стол; самый смысл его эстетической позиции - в
активном и агрессивном воздействии на публику. Производить шок,
скандал, эпатаж - без этого А. и. невозможно.
Вот что пишет об этом русский филолог и семиотик М. И.
Шапир, обосновавший прагматическую концепцию А. и.: "[...] в
авангардном искусстве прагматика выходит на передний
план. Главным становится действенность искусства - оно
призвано поразить, растормошить, вызвать активную реакцию у
человека со стороны При этом желательно, чтобы реакция была
немедленной, мгновенной, исключающей долгое и сосредоточенное
восприятие эстетической фомы и содержания. Нужно, чтобы реакция
успевала возникнуть и закрепиться до их глубокого постижения,
чтобы она, насколько получится, этому постижению помешала,
сделала его возможно более трудным. Непонимаиие, полное
или частичное, органически входит в замысел авангардиста и
превращает адресата из субъекта восприятия в объект, в
эстетическую вещь, которой любуется ее создатель-художник"
(здесь и ниже в цитатах выделения принадлежат М. И. Шапиру. -
В.Р.).
И далее: "Самое существенное в авангарде - его
необычность, броскость. Но это меньше всего необычность формы и
содержания: они важны лишь постольку, поскольку "зачем" влияет
на "что" и "как". Авангард прежде всего -. необычное
прагматическое задание, непривычное поведение субъекта и
объекта. Авангард не создал новой поэтики и своей поэтики не
имеет; но зато он создал свою новую риторику: неклассическую,
"неаристотелевскую" систему средств воздействия на читателя,
зрителя или слушателя. Эти средства основаны на нарушении
"прагматических правил": в авангарде субъект и объект
творчества то и дело перестают выполнять свое прямое
назначение. Если классическая риторика - это использовавие
эстетических приемов во внеэстетических целях, то новая
риторика - это создание квазиэстетических объектов и
квазиэстетических ситуаций. Крайние точки зрения явления
таковы: либо неэсте- тический объект выступает
в эстетической фуикции (так, Марсель Дюшан вместо
скульптуры установил на постаменте писсуар), либо
эстетический объект выступает в неэстетической функции
(так, Дмитрий Александрович Пригов хоронит в бумажных
"гробиках" сотни своих стихов). Потому-то и действенны
несуществующие (виртуальные) эстетические объекты, что весь
упор сделан на внеэстетическое воздействие: поражает и
ошарашивает публику уже самое отсутствие искусства (такова, к
примеру, "Поэма конца" Василиска Гнедова, весь текст которой
состоит из заглавия и чистой страницы). Все дело в умелой
организации быта: достаточно нацепить вместо галстука морковку
или нарисовать на щеке собачку".
Говоря об искусстве ХХ в., следует четко различать, когда
это возможно, явления модернизма и А. и. Так, ясно, что
наиболее явными направлениями А. и. ХХ в. являются футуризм,
сюрреализм, дадизм. Наиболее явные направления
модернизма - постимпрессионизм, символизм, акмеизм. Но,
уже говоря об ОБЭРИУ, трудно определить однозначно
принадлежность этого направления к модернизму или к А. и. Это
было одно из сложнейших эстетических явлений ХХ в. Условно
говоря, из двух лидеров обэриутов балагур и чудесник Даниил
Хармс тяготел к А. и., а поэт-философ, авторитет бессмыслицы"
Александр Введенский - к модернизму. В целом характерно, что
когда обэриуты устроили вечер в своем театре "Радикс", скандал
у них не получился, за что их упрекнул, выйдя на сцену, опытный
"скандалист" Виктор Борисович Шкловский. Повидимому, в 1930-х
гг. между А. и. и модернизмом наметилась определенная
конвергенция, которая потом, после войны, отчетливо проявилась
в искусстве постмодернизма, в котором и модернизм и А.
и. играют свою роль (см. концептуализм).
С точки зрения характерологии (см.) типичный
модернист и типичный авангардист представляли собой совершенно
различные характерологические радикалы. Вот типичные
модернисты: сухопарый длинный Джойс, изнеженный Пруст;
маленький, худой, как будто навек испуганный, Франц Кафка;
длинные, худые Шостакович и Прокофьев; сухой маленький Игорь
Стравинский. Все это шизоиды-аутисты (см. аутистическое
мышление), замкнутые в своем эстетическом мире. Невозможно
их представить на площади или на эстраде эпатирующими публику.
У них для этого нет даже внешних данных.
А вот авангардисты. Агрессивный, с громовым голосом, атлет
Маяковский, так же атлетически сложенный, "съевший собаку" на
различного рода скандалах Луис Бунюэль (тоже, впрочем, фигура
сложная - в юности ярый авангардист, в старости - представитель
изысканного постмодернизма); самовлюбленный до паранойи и при
этом рассчитывающий каждый свой шаг Сальвадор Дали. Для каждого
из этих характеров два признака составляют их авангардистскую
суть - агрессивность и авторитарность. Как же иначе
осуществлять свою нелегкую задачу активного воздействия на
публику? Это свойства эпилептоидов и полифонических мозаиков
(см. харак- терология).

Лит.:

Шапир М. Что такое авангард?// Даугава. 1990. - No 3.
Руднев В. Модернистская и ававгардная личность как
культурно-психологический феномен // Русский авангард в кругу
европейской культуры. - М., 1993.

АВТОКОММУНИКАЦИЯ

(ср. индивидуальный язык) - понятие, подробно
проанализированное в рамках семиотической культурологии Ю. М.
Лотмана. При обычной коммуникации общение происходит в канале Я
- Другой. При А. оно происходит в канале Я - Я. Здесь нас
прежде всего интересует случай, когда передача информации от Я
к Я не сопровождается разрывом во времени (то есть это
не узелок завязанный на память) Сообщение самому себе уже
известной информации имеет место во всех случаях, когда ранг
коммуникации, так сказать, повышается. Например, молодой поэт
читает свое стихотворение напечатанным в журнале. Текст
остается тем же , но, будучи переведен в другую систему
графических знаков, обладающую более высокой степенью
авторитетности в данной культуре, сообщение получает
дополнительную значимость.
В системе Я - Я носитель информации остается тем же, а
сообщение в процессе коммуникации приобретает новый
смысл. В канале Я - Я происходит качественная
трансформация информации, которая в результате может привести к
трансформации сознания самого Я. Передавая информацию сам себе,
адресат внутренне перестраивает свою сущность, поскольку
сущность личности можно трактовать как индивидуальный набор
значимых кодов для коммуникации, а этот набор в процессе А.
меняется. Ср. приводимый Ю.М. Лотманом пример из "Евгения
Онегина":

И что ж? Глаза его читали,
Но мысли были далеко;
Мечты, желания, печали
Теснились в душу глубоко.
Он меж печатными строками
Читал духовными глазами
Другие строки. В них-то он
Был совершенно углублен.

Одним из главных признаков А., по Лотману, является
редукция слов языка, их тенденция к превращению в знаки
слов. Пример А. такого типа - объяснение в любви между
Константином Левиным и Кити (которых в данном случае можно
рассматривать почти как одно сознание) в "Анне Карениной" Л.Н.
Толстого:
"- Вот, - сказал он и написал начальные буквы: к, в, м, о:
э, и, м, б, з, л, э, н, и, т? Буквы эти значили: "когда вы мне
ответили: этого не может быть, значило ли это, что никогда или
тогда?" [...]
- Я поняла, - сказала она, покраснев.
- Какое это слово? - сказал он, указывая на н, которым
означалось слово никогда.
- Это слово значит никогда [...]".
В. А., как пишет Ю. М. Лотман, "речь идет о возрастании
информации, ее трансформации, переформулировке. Причем вводятся
не новые сообщения, а новые коды, а принимающий и передающий
совмещаются в одном лице. В процессе такой автокоммуникации
происходит переформирование самой личности, с чем связан весьма
широкий круг культурных функций - от необходимого человеку в
определенного типа культурах ощущения своего отдельного бытия
до самопознания и аутопсихотерапии" (см. изменеиные
состояния сознания).

Как компромисс между коммуникацией и А., между смыслом и
ритмом Ю. М. Лотман рассматривает двухканальный
поэтический язык, который на содержательный код накладывает код
ритмический, носящий автокоммуникативный характер (см. также
система стиха).

Лит.:

Лотман Ю.М. Автокоммуникация: "Я" и "Другой" как адресаты
Лотмам Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек. Текст.
Семиосфера. История. - М., 1996.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Руднев В. Словарь культуры XX века истории культуры 5 степенью
Сущности сознания
Морфология реальности
Целое стихотворение
Оно должно всецело определяться особенным характером данной специфической ситуации

сайт копирайтеров Евгений