Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Импрессионисты дожили до того, что увидели, как их концепции, выхолощенные, приглаженные, сведенные до мелких штампов, были частично восприняты официальным искусством. Эта эволюция еще не закончилась. Но посредственные последователи могут лишь затмить блеск большого достижения, они не могут замутить источник, из которого черпают. Ученики Энгра некогда преуспели в вульгаризации принципов своего учителя, но они не могли убить классицизм, и нынешнее поколение даже возвратилось к некоторым идеям, проповедовавшимся человеком, который в свое время, казалось, олицетворял собой препятствие прогрессу.

Импрессионизм, который внес свой щедрый вклад в освобождение искусства от деспотизма неправильно понятой традиции, может теперь сам занять место среди великих традиций. И, подобно всем традициям, по временам его будут отвергать, чтобы затем вновь открыть. В какие-то периоды от него будут отходить, в другие — он станет существенным стимулом новых исканий. Им будут восхищаться, против него будут протестовать, но его уже нельзя игнорировать.

Импрессионизм останется одним из самых важных этапов в истории современного искусства. Этот этап сменился около 1886 года другим, представители которого вышли частично из рядов импрессионистов.

Одним из них был и Гоген, сформулировавший проблемы, которые волновали художников, стремящихся выйти за пределы импрессионизма: „Необходимо было всем своим существом броситься в бой, сражаться против всех школ, всех без исключения, не третируя их, а как-то иначе; нападать не только на официальное искусство, но даже на импрессионистов, неоимпрессионистов, на старую и новую публику... брать штурмом самые крайние абстракции, делать все, что запрещалось, и все перестраивать с большим или меньшим успехом, не боясь преувеличения и даже сознательно преувеличивая. Заново учиться и даже, если вы уже выучились, снова учиться. Побороть всякую неуверенность, как бы над вами ни насмехались. Художник перед своим мольбертом не должен быть рабом ни прошлого, ни настоящего, ни природы, ни своего соседа. Он должен быть самим собою, только самим собою, всегда самим собою".  64

Эта борьба привела к неожиданным результатам. Начатая Сезанном, Сёра, Гогеном, Ван-Гогом, Тулуз-Лотреком, она была продолжена новыми людьми — Пикассо, Матиссом и бесчисленным множеством других, которые начинали там, где кончали другие. Еще раз история дала нам яркое доказательство того, что она запечатлевает свои даты не на могильных памятниках, а на путевых столбах; тот, на котором стоит дата 1886 года, является одновременно символом и конца и начала. Отмечая распад направления, созданного Моне и его друзьями, он в то же время знаменует начало постимпрессионистского периода, история которого еще должна быть написана.

Примечания

1 В этой связи интересно отметить, что в тот период Франция стремилась расширить свои колонии и это в какой-то мере могло оказать влияние на Гогена. Дальние страны, о которых он мечтал, все были колониями Франции: Мадагаскар, Мартиника, Индо-Китай и Таити. Дега советовал Гогену отправиться в Новый Орлеан, но Гоген не принял этого предложения.

2 Письмо Писсарро к сыну от 15 мая 1887 г . См. Camille Pissarro. Lettres a son fils Lucien. Paris, 1950, p. 149.

3 Письмо Писсарро к сыну Люсьену от 14 мая 1887 г ., ibid., p. 146.

4 Письмо Ренуара к Дюран-Рюэлю от 12 мая 1837 г . См. L. Venturi. Les Archives de l'Impressionnisme. Paris —New York, 1939, v. I, p. 138.

5 Письмо Гогена к Шуффенекеру, август 1888 г . См. С. Roger-Marx. Lettres inedites de Vincent van Gogh et de Paul Gauguin. „Europe", 15 fevrier 1939.

6 Письмо Винсента к Тео Ван-Гогу, первая половина августа 1888 г . См. „Verzamelde Brieven van Vincent van Gogh", v. III. Amsterdam, 1953, p. 276.

7 Письмо Винсента к Тео Ван-Гогу, май 1888 г ., ibid., p. 220. О фотографиях „мотивов" Ван-Гога см. „L'Amour de l'Art", octobre 1936; каталог выставки Ван-Гога, Exposition Internationale. Paris, 1937; „Art News", 1 er —14 april 1942.

8 Письмо Гогена к Шуффенекеру от 8 октября 1888 г . См. Roger-Marx, op. cit. Письмо это сопровождалось рисунком.

9 Письмо Винсента к Тео Ван-Гогу, конец декабря 1888 г ., op. cit., p. 363.

10 Письмо Писсарро к Фенеону от 1 февраля 1889 г . См. J. Rewald. Georges Seurat. Paris, 1948, p. 156, note 132.

11 Письмо Писсарро к X. ван де Вельде от 27 марта 1896 г ., ibid., pp. 131—132.

12 См . L. Cabot Perry. Reminiscences of Claude Monet from 1889 to 1909. „The American Magazine of Art", march 1927.

13 См . G. Geffroy. Claude Monet, sa vie, son oeuvre. Paris, 1922, v. I, ch. XXXIII.

14 Письмо Ренуара к Роже Марксу от 10 июля 1888 г . См. С. Roger-Marx. Renoir. Paris, 1937, p. 68.

15 О группе Гогена см. С. Chasse. Gauguin et le groupe de Pont-Aven. Paris, 1821; M. Denis. Theories, 1890—1910. Paris, 1912; E. Bernard. Notes sur l'ecole dite de „Pont-Aven", „Mercure de France", decembre 1903; A. Armstrong Wallis. The Symbolist Painters of 1890. „Marsyas", v. I, n° 1.

16 Письмо Сезанна к Маусу от 27 ноября 1889 г . См. Cezanne. Correspondance. Paris, 1937, p. 214.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

культуры Ревалд Д. История импрессионизма 6 искусстве
Где вместо искусства царит коммерция
Же время произвели большое впечатление на многих молодых художников
Смог посетить выставку
Не содержатся ли в нем картины господина моне

сайт копирайтеров Евгений