Пиши и продавай! |
Он обычно слушал других и не произносил ни слова, если к нему не обращались с прямым вопросом, но как только разговор переходил на проблемы искусства, в особенности когда обсуждался его метод, он начинал говорить с удивительной ясностью, придававшей особый вес его словам. Он был глубоко серьезен, никогда не позволял себе фантазировать и оставался загадкой для большинства своих соратников, которые уважали его привычки и не мешали ему следовать своим трудным и одиноким путем. Иногда Сёра появлялся также в „Revue independante", одним из основателей и секретарем которого был Фенеон и где по вечерам встречались его друзья. Писсарро, Ангран, Люс, Шарль Анри, Гюстав Кан, критик Жюль Кристоф, подружившийся с Сёра, и многие другие обменивались там мнениями по вопросам политики, литературы и, конечно, искусства. В помещении „Revue independante" часто устраивались небольшие выставки, на которых в большинстве случаев преобладали неоимпрессионисты, но куда приглашались и другие художники, как, например, Ван Гог. В иных случаях Сёра вместе с Синьяком, Дюбуа-Пилле и Шарлем Анри присоединялся к группе поэтов и писателей в кабачке „Гамбринус", где с 1884 по 1886 г . почти каждый вечер собирались Жан Мореас, Гюстав Кан, Феликс Фенеон, Поль Адан, Эдуард Дюжарден, издатель „Revue wagnerienne", Теодор Визева, критик, не одобрявший теорий Сёра, Жан Ажальбер, Морис Баррес, Жюль Лафорг и их друзья. В этом кабачке были основаны „Revue independante" и недолговечный „Vogue" и там, по воспоминаниям Жюля Кристофа, „из отвращения к грубым, чисто внешним и уже устаревшим натуралистическим формулам родился символизм — исследователь душ, тонких нюансов, скрытого и неожиданного подтекста, мимолетных и по временам болезненных и напряженных впечатлений, искусство, понятное лишь посвященным, неизбежно аристократическое, немного обманчивое, если хотите, тяготеющее к мистификации, восстающее против всеобщей глупости, искусство, порожденное наукой и мечтой, взывающее к интеллекту во всех его формах и даже к тому, что лежит за пределами материи, искусство спиритуалистическое и скептическое, нигилистическое, религиозное и атеистическое, даже вагнерианское". 92 Примечания1 Об интересе Сёра к теориям Коро см.: Extraits du journal inedit de Paul Signac, II. „Gazette des Beaux-Arts", апрель 1952 (запись в дневнике от 16 ноября 1898 г .). 2 Chevreul. La Loi du contraste simultane des couleurs, гл. I, раздел № 78. 3 Дневник Синьяка, запись от 22 февраля 1895 г . См. отрывки из неопубликованного дневника Поля Синьяка. „Gazette des Beaux-Arts", июль — сентябрь 1949. 4 Signac. D'Eugene Delacroix au Neo-Impressionnisme. Paris, 1899, гл. II. 5 См . дневник Синьяка, запись от 29 декабря 1894 г ., цит. соч., I. 6 Signac. D'Eugene Delacroix au Neo-Impressionnisme, гл. II. 7 См . статью об Ангране в „Par chez nous" (Revue normande), февраль — март 1921. 8 Краткое изложение неопубликованных записей Люсьена Писсарро, любезно предоставленных покойной г-жой Эстер Л. Писсарро, Лондон. 9 См .: Feneon. Le Neo-Impressionnisme. „L'Art moderne", 1 мая 1887; эта важная статья, основанная на сведениях, полученных непосредственно от художников, не включена в собрание сочинений: Feneon. Oeuvres. Paris. 1948. Перепечатана вместе с другими статьями Фенеона о Сёра в H. Dorra et J. Rewald. Seurat. Paris, 1960. 10 См .: Feneon. Les Impressionnistes en 1886. Paris; перепечатано в Oeuvres, стр. 81. 11 См . письмо Сёра к Фенеону от 20 июня 1890 г .; цитируется у H. Dorra et J. Rewald, цит. соч., стр. XXVII, прим. 34. 12 См .: Feneon. Le Neo-Impressionnisme, цит. соч. 13 Signac. D'Eugene Delacroix au Neo-Impressionnisme, гл. III. 14 Su11er. Les Phenomenes de la vision. Шесть статей, опубликованных в 1880 г . в „L'Art"; см.: Rewald. Georges Seurat. Paris, 1948, стр. 119, 120. 15 См .: J. Christophe. Albert Dubois-Pillet. „ La Cravache ", 15 сентября 1892. l 6 Письмо Анграна к Кокио. См.: Соquiot. Seurat. Paris, 1924, стр. 41. 17 См . письмо Писсарро к П. Дюран-Рюэлю от 6 ноября 1886 г . Venturi. Archives de l'Impressionnisme.,Paris—New York, 1939, t. II, стр. 24, 25. 18 Фенеон в своей статье Au Pavillon de la ville de Paris. „Le Chat Noir", 2 апреля, 1892 (не включенной в Oeuvres), спустя шесть лет после окончания „Гранд-Жатт" и по прошествии года со дня смерти Сёра, утверждал: „Из-за качества красок, которыми Сёра работал в конце 1885 и в 1886 г ., эта картина, имеющая историческое значение, потеряла очарование яркого цвета. Если розовые и голубые тона сохранились, то ярко-зеленые превратились в оливковые, а на месте оранжевых тонов, передававших свет, просто-напросто образовались дыры". Любезно предоставленное г жой жанной шуффенекер |
|
|
|