Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

 

КОММЕНТАРИЙ

ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
(La deshumanisacion del arte). - О. С., 3, р. 353-419. Впервые
публиковалась в 1925 году на страницах "Эль Соль". Одна из самых известных
работ Ортега; неоднократно издавалась в странах Европы и Америки. (На
русском языке впервые опубликованы фрагменты книги в сборнике "Современная
книга по эстетике. Антология". М., Изд-во иностр. лит., 1957, с. 447-456.)
К зарубежному читателю эта работа пришла почти одновременно с
"Восстанием масс" и воспринималась в основном в общем идейном контексте
последнего произведения. Предсказание Ортеги о необратимости процесса
развития нового искусства в соответствии с "логикой" дегуманизации, а также
идея о том, что такое искусство становится "катализатором" социальной
дифференциации, вызвали либо резко критические, либо по меньшей мере
сдержанные отклики на эту работу, которую следует воспринимать как целое. За
идеологическим пафосом критики снижалось значение тех реальных проблем,
которые занимали (и ныне продолжают занимать) внимание специалистов.

 

[1] "Пусть донна Берта или сэр Мартино,
Раз кто-то щедр, а кто-то любит красть,
О них не судят с богом заедино:
Тот может встать, а этот может пасть".
(Данте Алигьери. Божественная комедия. Рай, XIII. Пер. М. Лозинского.
Донна Берта и сэр Мартино здесь означают первых встречных ).

[2]"Эрнани" - пьеса Виктора Гюго, премьера которой в феврале 1830 г., в
самый канун революции, послужила сигналом для "битвы романтиков с
классиками", завершившейся победой романтизма.

[3] По преимуществу (франц.).

[4] Псалтырь, 31, 9.

[5] Русский эквивалент-"про Ивана да Марью", то есть история,
описывающая бытовые реалии повседневного существования.

[6] "...И если слезы моей хочешь добиться,
Должен ты сам горевать неподдельно!" (Гораций. Искусство поэзии. Пер.
Дмитриева).

[7] В статье, цитировавшейся в комментарии к эссе "Musicalia",
французский литературовед Жак Ривьер писал: "Искусство (если само это слово
еще способно сохраняться) превращается, таким образом, целиком в не
человеческую деятельность (выделено нами. - О. Ж.),-если угодно, в функцию,
в надчувствование, в вид творческой астрономии" (Riviera J. Op. cit., p.
166).

[8] Этот парадокс проясняет категория "соотнесенность" (вещей): она
указывает на большую или меньшую степень обладания общими свойствами, на
обоюдность относящихся сторон вещей и т. д. (см.: Аристотель. Категории, гл.
6, 7. - Соч., т. 2. 1978).

[9] "...Совсем, как Орбанеха, живописец из Убеды, который на вопрос о
том, что он пишет, отвечал: "а что выйдет". Раз нарисовал он петуха - и так
плохо и непохоже, что под ним было необходимо написать готическими буквами
"се - петух" (см.: "Дон Кихот". Т. 2, гл. 3. Пер. под ред. В. А. Кржевского
и А. А. Смирнова).

[10] "Ультраизм"-первое авангардистское течение в Испании. Один из его
лидеров, Хорхе Луис Борхес, провозгласил следующий основополагающий принцип
ультраистской поэтики: "...сведение лирики к ее первоначальному элементу -
метафоре... Ультраистское стихотворение состоит из серии метафор, каждая из
которых содержит неведомое дотоле видение какого-нибудь фрагмента жизни".

[11] К кому; от кого (латин.).

[12] Дадаизм - модернистское направление в литературе и искусстве
Западной Европы (главным образом Франции и Германии), утверждавшее алогизм
как основу творческого процесса, провозглашавшее полную самостоятельность
слова.

[13] С лихвой (латин.).

[14] "Где окрик, там нет истинной науки" (итал.).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Искусство поэзии
НепопулЯрность нового искусства среди многих гениальных искусства произведение

сайт копирайтеров Евгений