<<< ΛΛΛ >>>
мертвенной автоматичностью зеркала - превращая образы мира в знаки, оно
насыщает мир значениями. Знаки не могут не иметь значения, не нести
информации. Поэтому то, что в объекте обусловлено автоматизмом связей
материального мира,в искусстве становится результатом свободного выбора
художника и тем самым приобретает ценность информации. В
нехудожественном мире, в мире объекта, сообщение: "Земля находилась
внизу, а небо наверху" (если описывается (20) впечатление Земного
наблюдателя, а не летчика) - тривиально и никакой информации не несет,
поскольку не имеет не абсурдной альтернативы. Но в фильме Чухрая
"Баллада о солдате", в момент, когда фашистский танк преследует
задыхающегося, бегущего из последних сил Алешу, изображение на экране
оборачивается: кадр перевернут, и танк польет вверх гусеницами по
верхнему краю экрана, нависая башней над упавшим вниз небом. Когда кадр
возвращается в нормальное положение и небо оказывается вверху, а земля
внизу, сообщение об этом оказывается уже далеко не тривиальным (у
зрителей вырывается вздох облегчения): мы знаем теперь, что нормальное
положение неба и земли - неавтоматическое отражение фотографируемого
объекта, а результат свободного выбора художника. Именно поэтому
сообщение: "Небо сверху/земля снизу", которое в нехудожественном
контексте не значит ничего, здесь оказывается способным нести
<<< ΛΛΛ >>>
Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики 8 информации Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики 6 зритель Знак предмета начинает отделяться от своего видимого обозначаемого Авторитет документа быстро рос текстов репортаж Которыми Чарли приподнимает котелок
|