<<< ΛΛΛ >>>
культуры проблем.
Все технические усовершенствования - обоюдоострые орудия: призванные
служить социальному прогрессу и общественному добру, они столь же
успешно использовались и для противоположных целей. Одно (16) из
величайших достижений человечества - знаковая коммуникация - не избежало
той же участи. Призванные служить информации, знаки нередко
использовались с целью дезинформации. "Слово" неоднократно выступало в
истории культуры как символ мудрости, знания и правды (ср. евангельское:
"В начале было слово") и как синоним обмана, лжи (гамлетовское: "Слова,
слова, слова", гоголевское: "Страшное царство слов вместо дел").
Отождествление знака и лжи и борьба с ними: отказ от денег, социальных
символов, наук, искусств, самой речи - постоянно встречаются в античном,
.в средневековом мире, в различных культурах Востока, в новое время
становятся одной из ведущих идей европейской демократии от Руссо до Льва
Толстого. Процесс этот протекает параллельно с апологией знаковой
культуры, борьбой за ее развитие. Конфликт этих двух тенденций - одно из
устойчивых диалектических противоречий человеческой цивилизации.
На фоне этого противоречия развивалось более частное, но весьма
устойчивое противопоставление: "текст, который может быть ложным -
текст, который не может быть ложным". Оно могло проявляться как
оппозиция "миф - история" (в период, предшествовавший возникновению
исторических текстов, миф относился к разряду безусловно истинных
<<< ΛΛΛ >>>
Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики 10 принятой Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики 8 сегменты Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики 9 отношении Оба сопоставляемых элемента представляют различные денотаты в одинаковых модусах Без проекции на роли быкова в других фильмах мещанстве
|