<<< ΛΛΛ >>>
всякой морали, вне долга, ответственности, вменения и пр. Чудо может
совершиться с преступником, вопреки всей его жизни и личности. Но так же
кощунственно для чуда было бы видеть в нем только самонаслаждение в чувстве
и созерцание отрешенного художественного образа. Логика и наука увидели в
основе чуда физическую закономерность, объявляя все прочее вымыслом и
несуществующим; мораль увидела в чуде результат волевых усилий и награду за
добродетель. Теперь чувство, эстетика видит в чуде красоту и рассматривает
объект его действия как отрешенное и "незаинтересованное" художественное,
или эстетическое, бытие, как нечто "красивое" или "прекрасное". Все это не
имеет никакого отношения к чуду. Все это или тоще и хило для чуда, или прямо
кощунственно.
f) резюме.
f) Мы различаем, стало быть, в конце концов, четыре типа
целесообразности: 1) логическую, в результате которой получается организм;
2) практическую, или волевую, в результате которой получается техническое
совершенство (в человеке - совершенная мораль); 3) эстетическую, в
результате которой получается художественное произведение; и, наконец, 4)
мифическую, или личностную, в результате которой получается чудо.
Я не говорю здесь о фактической целесообразности как таковой. Она всегда
условна - в зависимости от этих типов целесообразности. Землетрясение в
Крыму фактически ужасно. Мифически же (о других же точках зрения и говорить
нечего) оно весьма уместно, своевременно, даже утешительно26.
<<< ΛΛΛ >>>
Лечение Социализм возможен в одной стране Понимают цельныемифически-психологические переживания как некие идеальные сущности Но возможна ли религия без мифа строгоговоря Будет ли этот человек задавлен камнем
|