<<< ΛΛΛ >>>
Не скует души бессмертной,
Не осилит слова,
Не охает славы бога,
Вечного, живого
Радикальнее всех мыслила, пожалуй, Леся Украинка, хотя ее общественно-политический пафос в те времена, конечно, не мог быть выражен буквально, а получал более философские или философско-религиозные формы. В стихотворении 1896 года «Rat пох?» эта писательница рисует окружающую ее действительность в виде мрачного хаоса, которому «земной бог» отдал один приказ: «Да будет тьма!» Среди этого темного я холодного хаоса жизни мелькают искры Прометеева огня, но и они оказываются бессильными .
В небольшой драме 1905 г. «В катакомбах» раб, разуверившийся в религии, вспоминает Прометея:
Я честь воздам титану Прометею.
Своих сынов не делал он рабами,
Он просветил не словом, а огнем,
Боролся не покорно, а мятежно,
Не трое суток мучился, а вечно
И все же не назвал отцом тирана,
Но деспотом вселенским заклеймил, (238)
Предвозвещая всем богам погибель.
Я вслед за ним пойду. Но я погибну
Не за него,— не требует он жертвы,—
Но лишь за то, за что и он страдал.
Еще в одном своем произведении, в драматической поэме 1907 года «Кассандра», Леся Украинка говорит о Прометее не столь принципиально, но все же указывает на его муки за людей, предопределенные ему Мойрой:
Жизнь и огонь дал людям Прометей
И знал, что муки ждут его за это,
<<< ΛΛΛ >>>
Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство 3 революции Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство 5 трагедии Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство 3 аналогияm Красным знаменем красная площадь складки площадь Иванов поставил в своей трагедии
|