Пиши и продавай! |
395. Переводы из этих трактатов даются по кн.: Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. Пер. с лат. под ред. М.Л.Гаспарова. М., 1972. В этом же издании помещена ценная статья М.Л.Гаспарова "Цицерон и античная риторика" (с. 7-73), освещающая место Цицерона в истории ораторского искусства и дающая представление о риторической технике и ее традициях. Г.М.Грубе (указ. соч., с. 191) резко отделяет у Цицерона главные трактаты об ораторском искусстве и его "технические" сочинения ("De inventione", "Topica", "Partitiones oratoriae"), интересные лишь для истории профессиональной риторики. 396. Цитаты из философских трактатов Цицерона приводятся в пер. Н.А.Федорова. 397. Лосев А.Ф. ИАЭ I, с. 285-323. 398. Ф.А.Петровский в статье "Литературно-эстетические воззрения Цицерона" (в кн.: Цицерон. М., 1958, с. 42-56) главным образом останавливается, используя, правда, только речь "За поэта Архия", на похвале Цицерона литературе, в которой он требует в равной мере "творчества" и "искусства" "в полном и совершенном равновесии" (с. 56). См. также статью: Стрельникова И.П. Цицерон как критик римской поэзии. – В кн.: Очерки истории римской критики. М., 1963, с. 56-97, где, в частности, рассматривается вопрос об отношении Цицерона и Лукреция на основе понимания Цицероном термина ingenium ("талант") и ars ("искусство"). Суждения Цицерона оцениваются здесь с точки зрения "ограниченности его социально-философских взглядов" и "общего уровня эстетической критики, испытывавшей на себе сильное влияние риторики и риторической критики" (с. 96). 399. Desmouliez А. Sur la polemique de Ciceron et des alticistes – "Revue des etudes latines", 1952, 30, p. 168-185. 400. Willamowitz-Moellendorf U. v. Asianismus und Atticismus. – "Rheto-rika"..., S. 350-401. 401. Willamowitz-Moellendorf U. v. Op. cit., S. 390, 401. О неразрывности и общности греко-римской цивилизации в понимании Цицерона, наряду с его "двойственным и противоречивым отношением" к грекам, читаем у И.М.Нахова (с. 88, 96). (Нахов И.М. Цицерон и греческая культура. – В кн.: Цицерон, 2000 лет со времени смерти. М., 1959, с. 72-104.). 402. "Ирония" и "юмор" у Цицерона рассмотрены в кн.: Haury А. L'ironie et l'humour chez Ciceron. Leiden, 1955. 403. Grube G. Op. cit., p. 187. 404. Чернявский М.H. Теория смешного в трактате Цицерона "Об ораторе". – В кн.: Цицерон, 2000 лет со времени смерти, с. 138-139. 405. Monteil Р. Beau et laid en latin. Etude de vocabulaire. Paris, 1964. 406. О термине "prepon" см.: Pohlenz M. То prepon. Ein Beitrag zur Geschichte des griechischen Geistes. – "Nachrichten der Gesellschaft der Wissenschaften zu Gottingen". 1933, 53 ff. 407. Стоическим воззрениям на поэзию посвящена статья: Lacy Ph. de. Stoic views of poetry. – "American Journal of Philology", 1948, 69, p. 241-271. 408. Зависимость Цицерона от эллинистической традиции подчеркивает Г.М.Грубе (Grube G. Op. cit.), хотя здесь же указывает на ее критику у Цицерона (с. 170-174, например его критика Гермагора, De invent. I 8). 409. Г.М.Грубе замечает, что Цицерон не стоик или эпикуреец, "нет смысла называть его перипатетиком", но он часто говорит, чем он обязан Академии и особенно Филону из Лариссы и Антиоху из Аскалона (Grube G. Op. cit, р. 174). 410. Schweitzer В. Der bildenede Kunstler und der Begriff des Kunstlerischen in der Antike. Mimesis und Phantasia – "Neue Heidelberger Jahrbucher". N.F. 1925, S. 28-132 (здесь с 116). 411. Birmelin E. Die kunsttheoretischen Gedanken in Philostrats Apollonius – "Philologus", 88, 1933, S. 410, anmerk. 93. 412. Там же, с. 410. 413. Birmelin E. Op. cit., S. 411. культуры Лосев А. История античной эстетики. Ранний эллинизм 4 религия |
|
|
|