Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

(6)Наиболее обстоятельное описание сибирских онтонов принадлежит этнографу Д. К. Зеленину (1878—1954) ("Культ онгонов в Сибири", М.; Л., 1936), который как раз и предположил, в рамках историко-диахронного подхода, что семантика онгонов определяется тем, что культ онгонов вообще — пережиток родового тотемизма. К этой же работе Зеленина, но в другом ракурсе, Леви-Стросс обращается в "Неприрученной мысли".

(7)Ж. Дюмезиль (Dumezil G.) (1898—1986) — крупнейший французский специалист по сравнительной мифологии индоевропейских, а также северокавказских народов; создатель трехфункциональной теории мифологии как архаической формы общественного сознания. Скандинавский бог Локи, как показано Дюмези- лем, имеет и черты демиурга, и черты мифологического плута.

(8)В работе "Элементарные структуры родства" (1949) К. Леви-Стросс на обширном материале, относящемся к различным регионам мира, рассмотрел позитивный характер экзогамии, впервые в этнологии проследив такой важный аспект в обмене между общностями, как обмен женщинами, передаваемыми (и принимаемыми) для заключения брака.

(9)Вновь, под критическим углом зрения, К. Леви-Стросс обращается к наблюдениям Б. Спенсера и Ф. Гиллена относительно связи тотемизма с отношениями родства в "Неприрученной мысли" (глава III).

371

(10)"...Пародируя картезианскую формулу..." — К. Леви-Стросс имеет в виду формулировку метода научного познания, введенную французским рационалистом Р. Декартом (Descartes, 1596—1650). Декарт в своих построениях уподобил мир механизму, а науку о мироздании — механике. Познания, по Декарту, сводились, таким образом, к конструированию некоего варианта машины мира из простейших начал, обнаруживающихся в разуме. Метод познания в этом случае превращается в инструмент конструирования. Формула картезианского метода следующая: 1) начинать с простого и очевидного, ибо материя, тождественная пространству, делима до бесконечности; 2) путем дедукции из простых высказываний получать более сложные; 3) сохранять непрерывность цепи умозаключений.

Юмор Леви-Стросса применительно к рассуждениям Элькина заключается в том, что тотемизм как понятие, требующее обоснования, не становится яснее (и не "материализуется") от дробного рассмотрения отдельных феноменов, отнюдь не удовлетворяющих картезианскому требованию очевидности, или непосредственной достоверности.

(11)Имеется в виду "Неприрученная мысль".

(12)Гретри (Gretry), Андре М. (1741—1813) — известный французский композитор, музыковед. С его творчеством связан расцвет во Франции комедийной оперы. В 1770—1780 гг. его произведения с успехом ставились в ряде стран Европы. Большое внимание уделял вокальной мелодике, считая ее основой эмоционально наполненную речевую интонацию; слушателей пленяла экспрессия, выразительность мелодики на манер итальянской (Гретри обучался в Италии), служившая здесь для раскрытия психологии персонажей.

(13)Loisy (Луази), Альфред (1857—1940) — французский теолог, работал над созданием научного метода в изучении христианской литературы. Его книга "Евангелие и церковь" (1902), синтезировавшая исторический подход к развитию христианства, содержала противопоставление христианства как учения Иисуса Христа — церкви. Позднее еще четыре его книги были запрещены Ватиканом, а в 1908 г. он был отлучен от церкви. В течение последующих двух десятилетий — преподаватель Коллеж де Франс.

Вряд ли Малиновский "следует Луази": аналогия состоит только в попытке обоих рационально подойти к роли ритуала в мировоззрении, верованиях.

(14)Характерное для К. Леви-Стросса стремление объяснять социально-типические эмоции, в том числе эмоции религиозного характера, действием интеллектуальных факторов позволило ему построить эксплицитное исследование первобытного мышления — как в связи с семантикой мифа, так и в связи с такими социокультурными явлениями, как тотемизм и маски. Для исследования мышления позитивным в методологическом плане представляется также сближение этнологии и психологии. Однако следует отметить и проистекающие из такой подчеркнуто интеллектуалистской трактовки духовной жизни индивида методологические ограничения: из психологии как бы изымается проблематика бессознательного психического, а из этнологии — духовная специфика ритуала.

(15)Леви-Брюль Л. (Levy-Bruhl) (1857—1939) — французский этнолог, широко известный своими работами по духовной жизни, менталитету людей первобытных обществ. Центральная из его концепций, раскрывающих своеобразие первобытного менталитета, — нечувствительность так называемого дологического мышления (pensee prelogique) к противоречию и переживание сопричастия (participation) как основная единица мыслительного процесса. При том, что

372

систематизация Леви-Врюлем данных, накопленных к началу XX в. в работах этнологов, а также путешественников, миссионеров, имела эвристическое значение, его концепция дологического мышления как бы закрывала — что и произошло вплоть до работ Леви-Стросса — этнологическое изучение типа рациональности, свойственного так называемому первобытному менталитету. Его работы на русском языке: "Первобытное мышление". М., 1930; "Сверхъестественное в первобытном мышлении". М., 1937.

(16)Упоминаемая К. Леви-Строссом его работа "Деяния Асдиваля" посвящена рассмотрению структуры мифа североамериканских индейцев цимшиан об охотнике Асдивале. Там автор демонстрирует движение мысли в мифологическом повествовании через сужение семантики бинарных оппозиций. См.: Леви-Стросс К. Деяния Асдиваля // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М., 1985. С. 48. См. также: Островский А. Б. Анализ мифов К. Леви-Стросса: первобытное мышление и этнографический контекст // Советская этнография. 1984. № 5. С. 51—53.

(17) Тезис К. Леви-Стросса о "реинтеграции содержания в форму" как начале структурального анализа — это, по сути, еще одна формулировка структуралистской процедуры (см. примечание 5). Не порывая связи с содержанием, заключенным в отдельных вариантах (в данном случае — вариантах мифа), структуралистская процедура идет к открытию принципа вариативности того или иного социокультурного явления в культуре. См. статью Леви-Стросса, где представлен ответ на обвинение его В. Я. Проппом в формализме: Структура и форма (Размышления над одной работой Владимира Проппа) // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М„ 1985.

(18)Ассоцианизм — одно из влиятельных направлений в психологии XVIII — нач. XX в., подход к причинности в индивидуальной психической жизни вообще и в мышлении в частности, исходя из того, что таковая строится на основе ассоциаций (по сходству, смежности, последовательности). В XX в. антиподами ассоцианизму выступили гештальтпсихология и вюрцбургская школа, объяснявшие восприятие и мышление исходя из примата целостности. То, что Леви-Стросс приписывает ассоцианизму свойство быть "деноминатором всякого мышления", совершенно необоснованно; тем более — его тезис об "обновленном ассоцианизме", который бы опирался на систему операций. Эвристическое зерно этих рассуждений, полагаем, состоит в стремлении будущего автора "Сырого и вареного" (первый том "Мифологик" написан позднее — в 1964 г.) уже в 1962 г. указать на бинарную оппозицию, выглядящую как ассоциация, в роли единицы мышления.

(19)Алгебра Буля — исторически первый раздел математической логики, получившей название по имени своего основоположника ирландского логика Дж. Буля (1815—1864). Исходя из аналогии между алгеброй и логикой ментальных операций, Буль предложил, используя три операции над классами объектов (операторы: "и", "или", "не"), осуществлять исчисление способов рассуждения.

(20)Полагаем, не следует за тезисом К. Леви-Стросса об "интеграции метода и реальности" усматривать указание на ту или иную философскую методологию. Здесь речь идет лишь о том, что структуралистский метод адекватен той социо-культурной реальности, во внутреннем строении и функционировании которой обнаруживается участие мышления носителей культуры.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Зимой открыть деревню для бизонов
Мы могли бы определить нефитуративную живопись двумя чертами
Первое начало бы интериоризировать историю второго
Между кастами женщины
Абстрактные выражения используются для обозначения множества свойств

сайт копирайтеров Евгений