Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В большинстве первобытных культур – символ божественных илимагических созидательных ремесел, связанных со стихийными силами:громом, молнией, огнем, вулканической активностью и посвященностьюв тайны земли. В древнегреческой мифологии кузнец – хромой бог Гефест(в римской мифологии Вулкан). Обычно он или создатель мира, или помощникбога-творца и, несмотря на то, что связан с загробным миром, имеет благоприятнуюрепутацию.

В Китае эмблема удачи, связанная с плодородием. В странах,где природный баланс очень хрупок, – символ космического беспорядка.В Библии нашествие саранчи символизирует гнев Божий.

Это символ нахлебника, бездельника, отсюда и английскоеслово «cuckold» (одураченный муж); птица, связываемая в Европе с завистьюи авантюризмом. Более распространен положительный символизм кукушки– предвестницы весны, лета или богатства. Ее повторяющиеся крики породилиповерье, что, услышав кукушку, нужно потрясти на счастье монетами.

Индуистский образ скрытой или «земной» энергии, символическипредставленный змеей, свернувшейся в основании спинного хребта. Посредствомдуховной дисциплины кундалини пробуждается, змеевидный поток жизненныхсил движется вверх через эфирное тело – серию чакр (колес). Если эти элементыличности должным образом развиты, они передают его в устойчивой чистойформе к короне верхней чакры, где совершается просветление.

В храмовой архитектуре божественный символ неба, покрывающеговесь мир; дух света Божьего. Буддийская ступа имеет вытянутый вверх куполс остроконечным шпилем, в качестве символа оси духовной мощи.

В египетской традиции – промежуточное состояние материи,В соответствии с египетскими мифами о создании мира, первая форма,которая появилась из хаоса (нун), – курган из окуней, служивших кормомцапле Бену – персонификации бога солнца, создателя мира. Курганытакже являлись священными символами Оси Мира для народов, живущихна равнинной местности, – как место сообщения между реальным и потусторонниммиром.

В Африке – проводник в загробный мир; использовалась в качествежертвы, чтобы вызвать духов. В Европе – символ суетливости, материнскойзаботы. Курица с цыплятами была в христианстве образом Божьего Провидения.Гораздо реже она представляет персонификацию милосердия.

Плодородие, любовь, женская красота. В Греции куропаткабыла связана с богиней Афродитой, в индоиранской традиции – с красотойи изяществом; народное суеверие приписывает ее мясу свойства афродизиака.К этой птице неблагоприятно относились ранние христианские авторы,особенно святой Иероним, что привело к тому, что в романской иконографииее стали связывать с успехом, добытым нечестным путем, а ее крики – сискушением сатаной.

Сооружение или узор – символическое изображение таинственности,загадочности, имеющее множество различных толкований. Эта противоречивостьотносится к тому времени, когда человек жил в пещерах, которые пугалиего, но также могли защитить. Самые ранние лабиринты в Египте и Этрурии(Центральная Италия) были сооружены, чтобы сохранить могилы царейв неприкосновенности. Согласно Геродоту (ок. 484 – ок. 425 гг. до н.э.), величайший из таких архитектурных лабиринтов, рядом с озером Моерисв Египте, имел 3000 ловушек и 12 тупиков. Ранние лабиринтообразные украшенияв греческих домах несли тот же защитный символизм, в их узорах должныбыли запутаться и потерять свою силу духи зла. Великолепная водопроводнаясистема в Минойском дворце в Кноссе могла стать основой для легендарногоКритского лабиринта, в котором Тезей убил Минотавра. Основная идеяэтого мифа в том, что Тезей, символ героя-спасителя, смог преодолетьживотные инстинкты в самом себе и лишить власти Миноса.

Это ассоциируется с психологическим значением проходачерез лабиринт в основных религиях: инициация (просветление), символическоевозвращение в материнское лоно, переход через смерть к возрождению,открытие духовного центра, напряженного, зачастую ведущего в тупикпроцесса самопознания.

Наиболее очевидный символизм лабиринта – многообразиепредлагаемых жизнью проблем и трудность выбора правильного решения,– в этом значении запутанные узоры, сопровождаемые девизом: «Возможнода, возможно нет», используются в гербе рода Мантуа де Гонзага. Лабиринты,сформированные с помощью кустарника в садах и парках, превратили этупроблему в игру. Есть лабиринты, которые не имеют ловушек, а ведут позапутанной, но единственной дорожке. Такие лабиринты использовалисьв храмах для обрядов инициации, а также для ритуальных танцев, изображающихпереплетенные орбиты Солнца и планет. Подобные лабиринты на полу средневековыхкатолических церквей – символическое изображение «дороги в Иерусалим»,то есть паломничества к святым местам.

В соборе Фарли (Франция) кающиеся богомольцы проходили200 метров на коленях по такому лабиринту, нанесенному на полу в пределахкруга диаметром только 12 метров.

Победа, мир, очищение, защита, божественность, тайные знания,бессмертие. Ароматные разновидности лавра были коронационной эмблемойв. Греции и Риме не только для воинов, но и для поэтов (что связывалосьс богом Аполлоном). Считали, что он очистил себя в лавровых рощах Темпейскойдолины Фессалии после убийства Пифона (чудовищного змея) в Дельфах;прорицательница Пифия жевала листья лавра перед тем, как предсказыватьбудущее. Лавр, как полагали, мог защитить от эпидемий и молнии; в этоверил и император Тиберий, который хватался за свой лавровый венокво время грозы. Нимфа Дафна превратилась в лавр, чтобы спастись от домогательствАполлона. Лавр ассоциировался со многими богами, включая Диониса(Бахуса), Зевса (Юпитера), Геру (Юнону) и Артемиду (Диану); он был эмблемоймира. и триумфа. Лавр считается талисманом в Северной Африке, а в Китаевоспринимается как дерево, сидя под которым, лунный заяц готовит эликсирбессмертия. Лавр также христианский символ вечной жизни.

Камень темно-синего цвета, символ божественных небесныхсил, особенно в Месопотамии, где его использовали для украшения храмов,изображая звездное ночное небо, а также в Мексике. Эта ассоциация сбожественными силами объясняет его широкое использование в украшенияхс древнейших времен, когда он считался сильным талисманом.

Он также был эмблемой любви в Древней Греции, атрибутом богиниАфродиты, предвещал успех в Китае, где его вообще связывали с даромпредвидения. Лазурит использовался не только как камень, но и, вплотьдо последнего времени, как сырье для изготовления ультрамариновогокрасителя (а также краски для живописи).

Дух, правда, ум, сама жизнь – качества, ассоциируемые сосветом. В «Сказках 1001 ночи» Аладдин, который допустил появление ржавчинына своей волшебной лампе после того, как она помогла ему стать богатым,– аналогия пренебрежения духовной стороной жизни. В буддизме и индуизмелампа как символ жизни представляет собой преемственность личности припереходе из одного состояния бытия в другое. На гробницах или алтаряхлампа являлась символом как преданности Богу, так и Божьего участия.Ее изображение может служить аллегорией Бдительности, а также Ночи.Лампа является символом материнской заботы, ассоциирующейся сбольным ребенком. Флоренс Найтингел (основательница движения сестермилосердия) называли Леди с лампой. Фонарь (закрытый огонь) – скореезащитный символ. В Китае считали, что волшебный фонарь может отводитьдемонов. Фонарь также использовали для вызова добрых духов. Древнегреческийфилософ-киник Диоген (IV-III вв. до н. э.) известен тем, что ходил днемс зажженным светильником в поисках честного человека.

Традиционный вестник весны, а также символ воскрешения вомногих культурных традициях. Эмблема деторождения. В Китае, где прилетласточек совпадал с весенними ритуалами плодородия в дни мартовскогоравноденствия, считалось, что в доме, который они выберут для гнездования,вскоре случится свадьба и будет много детей. Ласточка считалась священнойптицей богини Исиды в Древнем Египте и богинь материнства в некоторыхдругих культурах.

Романтический, противоречивый символ света, смерти, преображения,поэзии, красоты и меланхолической страсти, особенно значимый в западнойлитературе, музыке и балете. Солнечный и мужской знак, эмблема света,белый лебедь стал блестящим героем оперы Вагнера «Лоэнгрин» (1848) идругих историй о рыцаре-лебеде. В качестве эмблемы женской нежности,красоты и изящества лебедь предстал в балете П. И. Чайковского «Лебединоеозеро» (1876). Эта неоднозначность прослеживается еще с античных времен:в Древней Греции лебедь был атрибутом как богини любви и красоты Афродиты(в римской мифологии Венеры), так и Аполлона, бога поэзии, прорицанияи музыки. Древнегреческое поверье, что лебеди поют единственный разв жизни перед смертью и песня эта неземной красоты, укрепило ассоциациюлебедя как с поэзией, так и со смертью. В финской легенде о лебеде онсимволизирует воды реки, текущей в загробном мире.

Постоянная тема превращения, присутствующая в символикелебедя, наиболее ярко выразилась в мифе, в котором древнегреческийбог Зевс, чтобы добиться красавицы Леды, предстал в образе лебедя. Вследствиеподобных мифов за лебедем закрепилась символика удовлетворенной страстии угасающей или утерянной любви. В кельтской традиции лебедя связывалис вдохновением бардов (правда, его иногда заменял гусь). В иконографиилебедь часто ассоциируется с арфой и потусторонними аспектами духовнойжизни.

Божественная, солнечная энергия, королевская власть, сила,храбрость, мудрость, справедливость, покровительство, защита, но такжеи жестокость, всепожирающая свирепость и смерть. Лев – образ всех великихи ужасающих сил природы, основная фигура для персонификации самогосолнца. Так как в действительности лев – охотник, который любит сумерки,а еще больше ночь, его символизм, связанный с солнцем, был основан не наего поведении, а на его красоте – великолепной, живописно окрашеннойшкуре, пышной гриве – и исключительных физических качествах. Он считалсякак разрушителем, так и спасителем (сравнимым в этом смысле с двойственнымхарактером некоторых богов), способным представлять как зло, так и борьбусо злом. Этот символизм, сочетающий в себе и агрессивные и оборонительныечерты, использован в стихе Книги пророка Иоиля (3:16): «И возгремитГосподь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; и содрогнутся небо иземля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сыновИзраилевых». Тема королевской охоты на львов, широко распространеннаяв изобразительном искусстве Средней Азии, символизирует смерть и возрождение– продолжение жизни обеспечивается убийством богоподобного зверя,связанного как с месопотамским богом Мардуком, так и богиней плодородияИштар. В некоторых резных изделиях лев изображался предлагающим самсебя в жертву, а царь, бесстрашно хватающий льва за лапы, доказываетсвою божественность – архитектурный образ человеческой храбрости,равной храбрости льва.

В Египте карающая богиня Секхмет, изображаемая в виде львицы,символизировала испепеляющий жар солнца; лев был также проводникомв загробный мир, которому солнце доверялось в своем подземном путешествиикаждую ночь. Поэтому в Египте находили могильные камни в виде львиныхлап и изображения львов, несущих на своих спинах мумии умерших фараонов.Львы были стражниками смерти в Греции (их связывали с Дионисом, Фебом,Артемидой и Кибелой), а также охранниками дворцов, тронов, склепови ворот вообще, как в Микенах. Грифон, гибрид орла и льва, был еще однимсимволом охраны, особенно там, где лев был известен в основном по рассказамстранников. Львиные маски, дверные ручки в виде львиных морд, с кольцомв пасти (символизирующим вечность), были широко распространеннымукрашением дверей в египетских домах. Из Египта также пошли и фонтаныв виде львиной головы; львиные пасти украшали источники, символизирующиеплодоносный разлив Нила, который происходил, когда солнце проходилозодиакальное созвездие Льва (23 июля – 22 августа).

Резьба или печати, на которых лев терзает быка, лошадь иликабана, символизировали единство противоположностей: жизни и смерти,солнца и луны, лета и зимы – тема, распространенная в Африке, Азии ина Среднем Востоке. Победу над смертью символизировало одеяние изльвиной шкуры, как в мифе о Геракле, который победил Немейского льва,или о Самсоне, разорвавшем льву пасть. Однако в иудаизме смерти в львиномлогове Даниил избежал с помощью молитвы. Лев был эмблемой силы Иудыи стал связываться как со спасением, так и со смертью, а следовательно,и с Мессией. Отсюда – интересная фраза в Откровении (5:5-6), где говорится:«И один из старцев сказал мне: вот лев от колена Иудина, корень Давидовпобедил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Здесь имеетсяв виду родословная Иисуса Христа и Агнец Божий сравнивается со львом.– Прим. ред.).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В основе символизма
В искусстве возрождения этот грех представлен в видеженщины
В исламской традиции олива
В библии нашествие саранчи символизирует гнев божий
Символ божественной пищи

сайт копирайтеров Евгений