<<< ΛΛΛ >>>
следует питать дружескую приязнь" (EN 1168 b 10). Если исходить из опыта
большинства людей, которые стремятся приобрести больше богатства, почета,
чувственных наслаждений, то тогда слово "себялюб" действительно
приобретает негативный смысл. Но есть еще добродетельные люди, которые-то
как раз и являются настоящими "себялюбами", ибо они любят разум, т. е.
желают для себя не какихто второстепенных вещей вроде почестей или денег,
а самого прекрасного и наилучшего. В этих рассуждениях Аристотеля можно
усмотреть зародыш концепции разумного эгоизма:
склонности и долг в деятельности добродетельного человека совпадают.
Добродетельный является себялюбцем, ибо он готов отдать другу все: деньги,
почести, прочие блага, но себе оставляет самое лучшее: нравственную
доблесть, ибо делать все ради друга - прекрасно. "...Во всех делах,
достойных похвалы, добропорядочный, как мы видим, уделяет себе большую
долю нравственной красоты. Вот, стало быть, в каком смысле должно, как
сказано, быть себялюбцем, а так, как большинство, не нужно" (EN 1169 а
35). Дружба, завершая ряд добродетелей, ведущих к первой ступени счастья,
намечает в то же время переход к высшему счастью.
Блаженство как созерцательная деятельность. Если вообще счастье есть
жизнь, сообразная с добродетелью, то высшее и первое счастье есть жизнь,
сообразная с важнейшей добродетелью, которая присуща лучшей части души.
Высшее счастье тождественно интеллектуально-созерцательной, теоретической,
философской деятельности. В отличие от практического разума, который имеет
<<< ΛΛΛ >>>
Неизбежно проходит через цивилизованное варварство буржуазного общества Необходимым субъективным условием Мужество Признаком отчужденной жизнедеятельности является превращение природы в объект увеличения богатства человек как раз должен самоуглубиться
|