<<< ΛΛΛ >>>
диспутов, высказывая нечто значительно более серьезное. Способность к
ощущениям предстает как принцип уважения к человеку и его чувственной
жизни, понимается как моральная ответственность, критерий свободы, которая
в свою очередь состоит в бесконечном расцвете сил.
Апофеоз чувствующего, охваченного творческими страстями человека
обозначал совершенно иной, значительно более широкий горизонт эмансипации
человека, чем Декартово подчинение эмоций строгому порядку разума. И какой
прогресс в этической теории по сравнению с тем ужасом, какой вызывал у
этиков предшествующего столетия хаос человеческих страстей!
Сенсуалистическая этика французского Просвещения XVIII в. означала важный
шаг на пути познания сущности человека, и шаг этот состоял в раскрытии его
противоречивой, общественно обусловленной чувственности. Ее
гуманистический, социально-освободительный подтекст вполне очевиден. "Не
требуется большой остроты ума, - пишет К. Маркс, - чтобы усмотреть
необходимую связь между учением материализма о прирожденной склонности
людей к добру и равенстве их умственных способностей, о всемогуществе
опыта, привычки, воспитания, о влиянии внешних обстоятельств на человека,
о высоком значении промышленности, о правомерности наслаждения и т. д. - и
коммунизмом и социализмом. Если человек черпает все свои знания, ощущения
и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, то надо,
стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в не:,1 познавал и
усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если
<<< ΛΛΛ >>>
Руссо говорит о расколе человека на две части - эгоистическую Может гарантировать великие цели
|