<<< ΛΛΛ >>>
заранее принято решение. Предметом сознательного решения является не всё
вообще, и не все обстоятельства человеческой жизни, а только то,
совершение чего находится во власти выбирающего. И не просто то, что во
власти человека, а то, что совершается не всегда одинаковым образом, исход
чего сам по себе неясен и существенно зависит от позиции, которую займет
выбирающий.
Проводя различие в сфере причинности, Аристотель выделяет "природу,
необходимость, случай, а кроме того, ум и все, что исходит от человека"
(EN 1112 а 30). Последняя сфера причинных отношений как раз и является
областью нравственно ответственных действий, областью нравственных
решений. "Предмет решения и предмет выбора одно и то же, только предмет
выбора уже заранее строго определен, ибо сознательно выбирают то, что
одобрено по принятии решения..." (EN 1113 а). Преднамеренность, собственно
говоря, и есть выбор человека в результате сознательно принятого решения.
Поскольку преднамеренность является рационально взвешенным решением
индивида, то может создаться впечатление, будто Аристотель признает только
сознательные механизмы нравственного поведения. В действительности это не
так. Намерение, согласно Аристотелю, является лишь одним из моментов (хотя
<<< ΛΛΛ >>>
Всеобщих интересов на основе коренного обновления общественных структур
|