<<< ΛΛΛ >>>
действительности - не только к феодальным порядкам, но и к нарождающимся
буржуазным нравам, то представители этического сенсуализма, напротив,
отличались ярко выраженным благодушием, были склонны идеализировать
буржуазные формы общественных отношений.
христианского самоуничижения и саморазрушения, хотя и с таким же, как у
него, напряженным ощущением противоречий времени и с таким же страстным
желанием вырваться из них. Религиозное рвение чувства обращается у него в
апофеоз свободной страстной дружбы и любви. Так же как для Паскаля,
существовать для Руссо - это значит чувствовать, ибо то, что ощущает душа,
превосходит всякий разум. Изначальная эмоциональность человека определяет
его богатство и социальную природу и является гарантией возрождения его
"естественного" облика. Совершенно несомненным фактом, с его точки зрения,
является то, что людям изначально присущи жалость, сострадание:
"...добродетель эта тем более всеобъемлюща и тем более полезна для
человека, что она предшествует у него всякому размышлению, и столь
естественна, что даже животные иногда обнаруживают явные ее признаки" (63,
65). Благоприобретенные представления по отношению к нашим естественным
чувствам являются, с точки зрения Руссо, частью излишними, а частью
<<< ΛΛΛ >>>
Если в понятии произвольного действия подчеркивается тот момент Направленной на долгосрочные великие цели
|