<<< ΛΛΛ >>>
статусе этики следует понимать так, что индивид только как полисное
существо является субъектом нравственных добродетелей. Отсюда вытекают
обязанности моральной личности по отношению к полису, реализующиеся в двух
добродетелях. Это справедливость (правосудность)
и дружба (дружественность).
Справедливость Аристотель называет совершенной добродетелью: "...ей
дивятся больше, чем "свету вечерней и утренней звезды"" (EN 1129 b 25-30).
Она, во-первых, тождественна законности и имеет отношение ко всем
нравственным добродетелям, ибо закон заботится и о мужестве, и об
умеренности, и о кротости (ровности) и т. д. Во-вторых, она касается
отношения человека к другим людям. "...Правосудность сия есть полная
добродетель, [взятая], однако, не безотносительно, но в отношении к
другому [лицу]" (EN 1129 b 25). Выходит, что она является не отдельной
добродетелью, а неким Срезом добродетельности вообще; она - "не часть
добродетели, а добродетель в целом..." (EN ИЗО а 10).
В таком широком значении понятие справедливости только намечается
Аристотелем, но подробно не рассматривается.
Наряду с этим существует правосудность в узком, специальном значении
(см. EN ИЗО b 5). Эта частная справедливость в свою очередь расчленяется
на два вида: распределительную (пропорциональную) и направительную
(уравнивающую). Первый вид связан с распределением имущества, почестей и
других принадлежащих всем гражданам благ; их нельзя распределить поровну,
<<< ΛΛΛ >>>
Он обладает свободой в более высоком смысле Мы при бескорыстном чувстве постоянно представляем себе радость другого Буржуазный индивид эгоистичен там Если побудительная сила заключена во внутренней благости поступков Для эпикура удовольствия - это прежде всего непосредственное свидетельство человеческой индивидуальности
|