<<< ΛΛΛ >>>
Антропологическое обоснование материализма у Фейербаха выражает прежде
всего его стремление понять человека и материалистически, и как
общественное существо. Мысль, что совпадение субъекта и объекта становится
действительным только в чувственном созерцании человека человеком, в
отношении человека к человеку, явилась эпохальным достижением
материалистической теории. Фейербах говорит, что мы воспринимаем, ощущаем
не только физиологические, чувственные впечатления от природных предметов,
но и социальные проявления человеческого существа, возвышенный голос любви
и мудрости. Натуралистический материализм, эмпиризм, по его мнению,
забывают, что важнейшим, существеннейшим чувственным объектом для человека
является сам человек. Здесь речь идет прежде всего ке о физиологической, а
о "социальной" чувственности, т. е. по сути дела об общественном характере
человеческой сущности. Фейербах ищет общественные отношения человека к
человеку в "чувственной" области, стремится понять их материалистически, а
не просто сенсуалистически. Тезис, согласно которому высший и последний
принцип философии есть единство человека и человека, был существенной
подготовительной фазой преодоления классической немецкой философии на пути
к историческому материализму. К. Маркс видел значение Фейербаха в том, что
<<< ΛΛΛ >>>
Связывающий индивида с миром
Жизненность души человека - в ее связи с мировым огнем Это все-таки еще достойно уважения
|