Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

С особой силой разгораются в XVI в. религиозные споры. Противостояние «нестяжателей» и «иосифлян», начавшееся еще в XV в., втягивает в свою орбиту все новые и новые умы. Традицию обличения корыстолюбия, гордыни и мирской суетности духовенства, заложенную Нилом Сорским продолжил князь-инок Вассиан Патрикеев. Крупнейшим мыслителем, оказавшим большое влияние на развитие древнерусской мысли, был Максим Грек (Михаил Триволис) (1470 – 1556). Выходец из знатного греческого рода, получивший прекрасное образование, Михаил долгое время жил в северной Италии. Там он общался с деятелями культуры Возрождения, увлекался проповедями Савонаролы, затем постригся в монахи в католическом доминиканском монастыре Сан-Марко. Из Сан-Марко он переезжает на Афон, где принимает постриг в православном Ватопедском монастыре под именем Максим. В 1518 г. афонский книжник Максим по приглашению Василия III пребывает на Русь, где его, как и многих его соотечественников (например, иконописца Феофана), прозывают Греком. Келья Максима в Чудовом монастыре становится своеобразным «литературным клубом», «философским кружком». Наследие Максима Грека очень обширно: это и переводы, богословские труды, философские произведения. Благодаря его работе на Руси получили распространение многие сведения философского, исторического, лексикографического характера. Наиболее значительным его трудом как переводчика является Толковая Псалтырь, каждый из 151 псалма Максим снабдил символическими интерпретациями, принадлежавшими видным богословам древности: Оригену, Афанасию Александрийскому и др. В своих сочинениях Максим Грек касается проблем человека, духовного совершенствования, рассматривает он и вопросы общественно-политические. «Слова» Максима Грека обличают сильных мира сего, продолжая традицию нестяжателей. Он рисует Россию в образе неутешно плачущей вдовы, облаченной в черные одежды. Интересны его послания молодому, недавно вступившему на престол Ивану Грозному: «Главы поучительны начальствующим правоверно» (1548 г.), Максим старается внушить царю мысль, созвучную мысли Сократа: повелевать другими может только тот, кто способен повелевать собой. Кружку Максима Грека принадлежал дворянин Федор Иванович Карпов (?–1540) – дипломат, не раз побывавший в Европе, знавший языки, увлекавшийся античной культурой. В его посланиях, адресованных Максиму Греку, митрополиту Даниилу, содержится немало критических рассуждений о социальных порядках в России. По мнению Ф. И. Карпова главная необходимость для Русского государства – «правда», т. е. законность, справедливость.

Важным мероприятием в культурной жизни XVI в. было составление большого сборника религиозной литературы (житий, поучений, памятников церковного права, повестей и сказаний), осуществленного под руководством митрополита Макария. Сборник получил название Великих Четьих-Миней, в нем произведения были распределены по дням, в которые их рекомендовалось читать. Великие Четьи-Минеи призваны были стать сборником всей «чтомой» (читаемой) на Руси литературы. Он состоял из 12 книг (по числу месяцев), каждая из которых содержала 1500–2000 страниц текста. Это был поистине колоссальный труд, включивший в себя более двух тысяч произведений оригинальной и переводной литературы.

Не меньшим размахом отличалось летописное дело. Самым обширным сводом XVI в. является Никоновская летопись. В ней были объединены большое число местных летописей, повестей и сказаний, многие из которых в самостоятельном виде не дошли до нас. На основании текста Никоновской летописи был составлен грандиозный Лицевой свод, состоявший из 10 томов. Он содержал сведения по русской и мировой истории и был богато иллюстрирован (16 тыс. миниатюр). На рубеже XV–XVI вв. составляется новый свод всемирной истории – Русский хронограф. Важно, что помимо летописей в XVI веке появляются исторические сочинения других видов. Это, прежде всего, Степенная книга, в которой история русского государства изложена не по годам, как в летописях, а по поколениям (т. е. по «степеням», всего их было 17) правящей династии, начиная с Владимира I и до Ивана Грозного. В создании Степенной книги нашла свое наивысшее выражение характерная черта литературы XVI в. – интерес к биографиям исторических личностей. Важным историческим источником является «Казанская история», посвященная завоеванию Иваном Грозным Казанского ханства.

Своеобразный памятник средневековой русской литературы для широкого читателя – «Домострой» (по сути, «Домоводство»), составленный в середине XVI века сподвижником Ивана Грозного попом Сильвестром. В «Домострое» читатель мог найти всякого рода советы как «душеполезного», так и практического содержания. В нем определялись как обязанности человека по отношению к церкви и государю, так и нормы построения семейного быта и ведения домашнего хозяйства.

Событием огромной важности было возникновение книгопечатания на Руси. Первая типография появилась в Москве в 1553 г. Ее называют анонимной, т. к. на изданиях, выпущенных этой типографией, не указано ни имя печатника, ни место, ни время печати. Первую точно датированную русскую печатную книгу «Апостол» выпустили в 1564 г. Иван Федоров и его соратник Петр Мстиславец. Продукция типографии отличалась большим художественным совершенством. Под давлением реакционных религиозных кругов, из-за обвинений в ереси русские печатники вынуждены были перебраться в Великое княжество Литовское. В Львове они печатают первый русский букварь с грамматикой. Продолжает развиваться книгопечатанье и в России. Однако печатная книга еще очень долгое время существовала параллельно с книгой рукописной. Печаталась, в основном, богослужебная литература; летописи, повести и сказания продолжали переписываться от руки.

В XVI в. ведется интенсивное архитектурное строительство. В Москве строится больше каменно-кирпичных сооружений, чем за весь предыдущий период. Большое влияние на архитектурные вкусы эпохи оказал ансамбль кремлевских храмов. В очертаниях Софийского собора в Вологде, Успенского собора Троице-Сергиевого монастыря угадываются формы Успенского собора Московского Кремля, построенного Аристотелем Фиорованти в конце XV в. Наиболее интересным явлением в развитии архитектуры было возникновение новой конструкции храма, полностью порывавшей с традиционной крестово-купольной схемой, заимствованной на заре христианизации из Византии. В ее основу было положен прием, давно известный в русском деревянном зодчестве – шатер – конструкция перекрытия, выполненная не в виде привычных сводов и опиравшихся на столпы куполов, а в виде высокой, устремленной вверх восьмигранной пирамиды. В 1532 г. была построена первая, самая известная и в художественном плане совершенная церковь Вознесения в царской резиденции селе Коломенском. Современники отмечали, что храм построен «на деревянное дело», т. е. по типу деревянных храмов. Новая конструкция позволяла придать постройке подчеркнутую вертикальную устремленность, мистически выражавшую идею вознесения. Идея шатрового храма была развита в построенном в честь взятия Казани соборе Покрова на Рву (Василия Блаженного) (1560 г., арх. Барма и Постник), в котором шатром увенчана центральная башня, окруженная со всех сторон небольшими столпообразными храмами. Отличает собор также богатое декоративное убранство, построенное на сочетании красного кирпича и белокаменных резных деталей.

В развитии живописи можно выделить две тенденции. Стоглавый собор 1551 г. потребовал от живописцев строгого следования канонам. В качестве непререкаемого образца иконного писания утверждается творчество Андрея Рублева и Дионисия, что привело к некоторому замедлению поступательного движения искусства, повторению заученных форм и снижению творческой составляющей в деятельности иконописцев. С другой стороны, расширяется тематика живописных произведений. В композиции фресок включаются портретные изображения (Ивана IV, митрополита Макария), аллегорические и исторические сцены. Живопись ставится на службу идеологии. Примером тому могли служить не сохранившиеся до сегодняшнего дня, но известные по описанию XVII в. росписи Золотой царицыной палаты Кремлевского Дворца, одно из главных мест в которой занимали композиции на сюжеты «Сказания о князьях Владимирских».

XVII в., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в направлении, которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла на пороге нового времени. В культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства церкви.

В литературе XVII столетие – время отмирания многих незыблемых традиций. Наиболее выразительное новшество – проникновение в литературу заведомого вымысла. Классическая древнерусская литература предыдущих столетий его не знала. В ней действовали исторические личности – митрополиты, князья, бояре, и, следовательно, любой сознательный вымысел был невозможен, ибо в историческом повествовании он означал бы ложь. Книжное письмо считалось слишком серьезным и священным, чтобы заниматься развлекательными выдумками, для этого существовали устные «побaсенки». Теперь же сфера литературного творчества расширяется, во многом за счет фольклора.

Появляются произведения, герой которых – мелкий служилый дворянин или купец. Относительно этих безвестных персонажей вымысел считался допустимым. Похождениям дворянского сына посвящена «Повесть о Фроле Скобееве», отличающаяся занимательностью повествования, напоминающего сюжеты средневековых западноевропейских «плутовских» романов. В нем любовная история переплетается с рассказом о плутовстве молодого дворянина, которыми он в конечном итоге обеспечивает себе безбедное существование и высокое положение в обществе. В «Повести о Савве Грудцине» главный герой – сын богатого купца. Его история напоминает историю Фауста: Савву в приключениях сопровождает и направляет сам дьявол. Правда, в отличие от доктора Фауста, малограмотный Савва попадает под власть беса сам того не понимая. Беспутный купеческий сын предается разврату, игнорирует слезные увещевания родителей, принимает участие в Смоленском походе, где с помощью все того же беса демонстрирует большие успехи в военном деле. Однако вслед за удовольствиями и славой приходит расплата – Савва заболевает. От «бесовских мучений» его спасает сама Богородица. Жизнь свою Савва заканчивает в монастыре «в посту и молитвах».

Подобного рода литература была популярна, прежде всего, в демократической среде. Помимо развлекательного и нравоучительного, в ней была сильна сатирическая, обличительная составляющая. Наиболее ярко она проявилась в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче» – произведениях, в которых высмеивались судебные порядки и продажность судей. «Повесть о Ерше Ершовиче» – пародия на судебную тяжбу. Сын боярский Лещ «бьет челом» на «Ерша сына Щетинникова». В рыбьем царстве все как у людей: имеются и свои лжесвидетели (Сельдь), и корпоративная солидарность «рыбьей аристократии», а о Леще устами Сельди даже говорится, что он «человек добрый, христианин Божий». Судья – «Сом с большим усом» – за взятку решает дело в пользу Леща. Мелкой, но колючей рыбке Ершу остается только плюнуть в глаза судьям и сбежать.

Серьезная, «высокая» литература XVII в. представлена сочинениями, посвященными более традиционным для древнерусской культуры темам. Большой отклик вызвал кризис Смутного времени. Самыми яркими из произведений, описывающих этот сложный для истории России период, являются «Сказание» Авраамия Палицина, отразившее взгляд непосредственного участника событий, во многом пристрастного, но умного и наблюдательного и содержащая официальную точку зрения «Летописная книга», написанная князем И. М. Катыревым-Ростовским в 1626 г.

Представителем придворного направления в литературе был воспитатель детей царя Алексея Михайловича, выпускник Киево-Могилянской академии Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович Ситнианович-Петровский, 1629–1680). С именем Полоцкого связано появление в литературе новых жанров – силлабической поэзии и драматургии. Симеон выступает в качестве первого придворного поэта. Его стихи – торжественные, несколько тяжеловесные, явились прообразом хвалебной оды. В центре композиции образ царя-самодержца, являющегося живым воплощением политического могущества и славы России («Орел Российский»). Помимо панегирических сочинений, Симеон Полоцкий писал вирши на самые разнообразные темы. Будучи сторонником просвещения, многие свои произведения он посвящал обличению разнообразных пороков (пьянства, гордыни, алчности) и демонстрации наглядных положительных примеров. Заинтересованность Симеона вопросами воспитания видна и в его пьесе, основой которой послужила Библейская история – «Комедия притча о блудном сыне», посвященная, по сути, проблеме отцов и детей.

К тому же направлению может быть отнесено творчество хорвата Юрия Крижанича (1618–1683), прибывшего в Россию в 1659 г. Европейски образованный человек, магистр философии, в своем фундаментальном трактате «Беседы о правлении» он большое внимание уделил «политической мудрости». По мнению Крижанича, наиболее предпочтительная форма правления – «самовластие», при этом он считал, что правитель должен быть мудрым человеком и окружать себя умными советниками. В этом Крижаничу виделся залог покоя и согласия в стране.

Серьезные изменения происходят в XVII в. в системе образования. Причем эти изменения носят не только количественный, но, что очень важно, качественный характер: на смену традиционному древнерусскому ученичеству (индивидуальному обучению у наставников) приходят настоящие учебные заведения. Крупнейший деятель отечественной культуры Епифаний Славинецкий (?–1675), переводчик, поэт и публицист создал школу при Кремлевском Чудовом монастыре. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая значительную организующую и воспитательную роль в развитии отечественной культуры.

Возглавляли Академию греческие монахи, выпускники Падуанского университета братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Обучение в Академии включало в себя прохождение курсов греческой грамматики, поэтики, риторики, философии. В конце столетия (1692 г.) появляется иллюстрированный букварь Кариона Истомина, известного также своими поэтическими произведениями, продолжавшими панегирическую традицию Симеона Полоцкого. Букварь был снабжен картинками, подобранными по хорошо знакомому современному человеку принципу: изображение буквы пояснялось изображениями предметов, название которых с нее начиналось.

Ярким примером обмирщения русской культуры может служить трансформация, которую претерпел житийный (агиографический) жанр. Возникают жития, значительно отступающие от сложившегося трафарета: таково, например, «Житие Юлиании Лазаревской» (Ульянии Осорьиной), написанное ее сыном, муромским дворянином Калистратом Осорьиным. Произведение сочетает в себе черты жития и биографической повести: главной героиней выступает, что совершенно нехарактерно для агиографической литературы, светская женщина, жена служилого дворянина, которая даже перед смертью не приняла пострига. Природа ее святости не в суровом подвижничестве, а во всеобъемлющей доброте и любви к людям, ее аскеза – не самоистязание, а деликатный отказ от преимуществ, которые давала принадлежность к господствующему классу. Ульяния в голодные годы помогает обездоленным, кормит, недоедая сама. Стойко переносит жизненные невзгоды, смерть детей. Это совершенно новый образ, демонстрирующий возможность достижения святости не только за стенами монастыря, но и в гуще повседневных забот, обыденных дел, которыми наполнена жизнь хозяйки большого дома.

Еще более необычным является «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим. С классическим житием это произведение связывает, пожалуй, только название. В реальности это автобиография самого влиятельного и яркого вождя старообрядческой оппозиции Аввакума (1620 – 1682), написанная живым, почти разговорным языком, совершенно нехарактерным для велеречивой официальной богословской литературы того времени. Писалось «Житие» во время его многолетнего заключения в земляной тюрьме в Пустозерске, куда он был заключен за сопротивление церковным реформам, проводимым патриархом Никоном. Повествование ведется от первого лица. С необыкновенной силой и тонкой самоиронией протопоп рисует свои злоключения: побои, и ссылку в Сибирь, и всевозможные притеснения, чинимые ему «сильными мира сего». Характерная черта Аввакума – чувство своего огромного духовного превосходства. Яростно клеймит он своих врагов, прежде всего, конечно, своего бывшего друга по кружку высокообразованной московской интеллигенции («Кружок ревнителей благочестия» Стефана Вонифатьева), а ныне патриарха Никона – «носатого и брюхатого борзого кобеля», «адова пса» и даже «плутишку».

Раскол является одним из значительнейших событий в жизни русской церкви XVII в. Причиной его стали бурные споры, разгоревшиеся в среде образованного духовенства по поводу того, каким путем следует реформировать русскую церковь, в которой за несколько столетий ее существования накопились отклонения от ортодоксального греческого образца. За многие годы небрежного и часто бездумного переписывания в церковные книги вкралось множество ошибок. Причем в разных частях русского государства отклонения шли по разному, что не могло не броситься в глаза даже при поверхностном наблюдении. Средневековый человек, в высшей степени внимательно относившийся к внешней, обрядовой стороне религии, конечно, не мог оставаться равнодушным к этим проблемам. Их обсуждением занялся упомянутый выше «Кружок ревнителей благочестия». В ходе обсуждения определилось две точки зрения. Одни считали, что за образец для исправления следует взять греческие тексты и заново из перевести на русский язык. Сторонником этой точки зрения был Никон (в то время еще архимандрит Новоспасского монастыря в Москве), который мечтал установить вселенское единство православных церквей, и поэтому стремился к унификации обрядов по византийским образцам. По мнению его идейного противника – протопопа Аввакума, в качестве образца следовало взять не греческие, а древние русские книги, потому что греческое православие не смогло сохранить себя в первозданной чистоте (Флорентийская уния). Кроме того, Русь осталась единственным независимым православным государством, в отличии от той же Византии, захваченной турками. Поэтому греческая вера не может служить образцом для Святой Руси. В конечном итоге в жизнь была воплощена точка зрения именно Никона, т. к. он стал патриархом. Сторонники Аввакума, составили оппозицию – «староверов», как они называли себя сами или «раскольников», как именовали их представители официальной церкви. Борьба была ожесточенной – официальной церкви так и не удалось полностью искоренить инакомыслие. Часто идеи староверов становились идеологическим знаменем народных волнений против угнетения.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Широкую доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях писателей культуры
Новикова проявилась в издании памятников древнерусской литературы с 1773 по 1775 г в свет вышло
Имеющим важное значение для развития биологии
культуры Долгов В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней 8 монастыря

сайт копирайтеров Евгений