Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Значительную роль в литературной жизни рубежа веков сыграли В. Г. Короленко («История моего современника» 1906–1922 гг.), Л. Н. Андреев («Красный смех» 1904 г., «Рассказ о семи повешенных» 1908 г.), А. И. Куприн («Олеся» 1898 г., «Яма» 1909–1915 гг., «Гранатовый браслет», 1911 г.), И. А. Бунин («Антоновские яблоки» 1900 г., «Деревня» 1909–1910 гг.). Большие изменения произошли на рубеже веков в поэзии. Критический реализм поэтов II половины XIX в. сменяется новаторской, построенной на свободном полете художественной фантазии, загадочной, прихотливой, мистичной поэзией «серебряного века». Характерной особенностью жизни поэтической среды того времени было возникновение художественных объединений, исповедовавших те или иные творческие принципы. Одним из первых возникло течение символистов. Сформировалось оно в 1890–1900 гг. В первую генерацию символистов вошли Д. С. Мережковский, З. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Ф. Сологуб. Ко второй относят А. А. Блока, А. Белого, Вяч. И. Иванова. Ключевым для эстетики символизма было стремление передать свое ощущение мира через поэтические «символы», своеобразные полунамеки, для правильного понимания которых необходимо было отвлечься от прямого, приземленного восприятия реальности и интуитивно увидеть, вернее, почувствовать в обыденных образах знак высшей мистической сущности, прикоснуться к глобальным тайнам мироздания, к Вечности и т. д. Самым, пожалуй, блестящим поэтом среди символистов был Александр Александрович Блок (1880–1921). Его «Стихи о Прекрасной Даме» (1904 г.) воплощают в себе лучшие черты поэзии серебряного века. «Человеком-эпохой», «самым характерным представителем своего времени» назвала Блока А. Ахматова. Произведения Блока отличают отточенность формы, гуманистическая направленность, изящество. Блок приветствовал Октябрьскую революцию, хотя впоследствии ему с трудом удавалось вписываться в реалии нового миропорядка. Им была написана первая поэма об Октябрьской революции – «Двенадцать» (1918 г.). По-символистски многозначная, наполненная мистическими образами, так не похожая на то, что писали о революции в дальнейшем, она стала значительным явлением в русской литературе. Позже из символизма выделилось новое поэтическое направление акмеизм (от греч. akme – острие, высшая точка расцвета). К нему принадлежит творчество Н. С. Гумилева, ранние произведения О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой. Акмеисты отказались от эстетики намека, присущей символизму. Для них характерно возвращение к ясному, простому поэтическому языку и точному, «осязаемому» образу. В то же время неприятие окружающей действительности было свойственно поэтам-акмеистам в не меньшей степени, чем символистам. Их увлекал далекий от повседневности мир «подлинной» красоты, источник которой они искали искусстве прошедших веков, в изящной экзотике дальних стран, в картинах природы.

Истинным новаторством отличалась литературная деятельность мастеров русского авангарда. В 1913 г. возникло направление, получившее название футуризм (от лат. futurum – будущее). Для футуристов, среди которых было немало очень талантливых поэтов (футуристами были В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, братья Бурлюки, Игорь Северянин, В. Хлебников, Б. Л. Пастернак), характерны смелые эксперименты со словом, с поэтической формой. Произведения футуристов – «поэзия будущего» порой весьма холодно воспринимались читающей публикой, однако творческий поиск, который они вели, оказал огромное воздействие на дальнейшее развитие русской литературы.

Отмена крепостного права, буржуазные реформы, проведенные в течение 60–70-х гг. XIX в. существенно ускорили становление капиталистических отношений в России, активизировали процессы общественного развития в целом. Технический прогресс, трансформация социальной структуры, изменения в системе управления предопределили необходимость совершенствования системы образования.

Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 г. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида: 1. Земские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений. 2. Церковные школы. 3. Народные училища Министерства народного просвещения. Тогда же был введен новый устав средних учебных заведений, которые отныне разделялись на два типа: Классические гимназии – в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла и прежде всего «классических» языков (древнегреческого и латыни). В гимназиях в основном учились дети дворян и чиновников. Программа Реальных училищ отличалась от гимназической большим вниманием к естественнонаучным предметам: математике, физике, химии. В реальные училища предпочитали отдавать своих детей представители буржуазии. Выпускники гимназий могли без экзаменов поступать в университеты. Реальные училища готовили к поступлению в технические высшие учебные заведения. В конце столетия (1896 г.) к названным типам учебных заведений добавились коммерческие училища, открытые по инициативе представителей крупной буржуазии. Большие успехи были сделаны в сфере женского образования. Во II пол. XIX века во многих уездных городах появляются женские прогимназии и гимназии.

К началу 60-х годов в стране было уже семь университетов: в Москве, С. — Петербурге, Дерпте (Тарту), Вильно (Вильнюсе), Харькове, Киеве, Казани. Позже были открыты университеты в Одессе, Варшаве, Томске. Перед самой революцией университет был открыт в Перми. В 1863 г. вступил в действие новый университетский устав, расширивший права университетов по самоуправлению. Помимо классических университетов увеличилось количество высших технических учебных заведений. Были основаны политехнические институты в Киеве, Петербурге, Новочеркасске; технологический институт в Томске. Важным новшеством было появление высшего женского образования (до этого в высшие учебные заведения принимали только мужчин). Открываются высшие женские курсы. Наибольшей известностью пользовались курсы профессора В. И. Герье, основанные в 1872 г. в Москве и знаменитые «Бестужевские курсы» (названные так по имени их официального руководителя историка профессора К. Н. Бестужева-Рюмина) в Петербурге (1878 г.).

Родоначальником научной педагогики в России стал Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871). Сторонник демократизации народного образования, он утвердил в качестве основы своей педагогической системы идею воспитывающего обучения. Перу Ушинского принадлежат труды по педагогике и учебники для школ, выдержавшие десятки изданий. Много сил отдал развитию педагогики Л. Н. Толстой.

Реформирование образования принесло определенные плоды. Если в начале 60-х годов уровень грамотности составлял всего 5%, то к концу века (1897 г.) благодаря усилиям земских учителей и просветителей из духовенства грамотные составляли уже 21% всего населения России. Правительство не проявляло должного внимания к сфере образования. Жалование учителей продолжало оставаться очень маленьким. Ассигнования на народное образование были чрезвычайно скудны. В сравнении со странами запада Россия продолжала оставаться страной с очень низким уровнем грамотности.

Чертой своеобразия русской культуры II половины XIX в. было то, что относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего большинства населения сочетался в России с необыкновенно высокими темпами развития отечественной науки, которая достигла в это время больших успехов. Особенно широкую известность в мире получили исследования в области естествознания. Основоположником отечественной школы физиологии стал И. М. Сеченов. Его труды, посвященные изучению головного мозга и нервной системы, явились крупным вкладом в биологию. Работы по теоретическому и экспериментальному изучению физиологии высшей нервной деятельности были продолжены крупным отечественным ученым, лауреатом Нобелевской премии, академиком Петербургской АН Иваном Петровичем Павловым (1849–1936), установившим при помощи разработанного им метода условных рефлексов, что в основе психической деятельности лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Нобелевским лауреатом был и Илья Ильич Мечников (1845–1916) – автор трудов по иммунологии, проблемам старения, патологии, сравнительной эмбриологии и другим вопросам, имеющим важное значение для развития биологии и медицины. Замечательными открытиями ознаменовалось развитие химии. В Казанском университете была создана целая научная школа, основателем и идейным руководителем которой был знаменитый ученый, академик Александр Михайлович Бутлеров (1828–1886), создатель теории химического строения веществ, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах. Теория эта является одной из фундаментальных основ современной органической химии. Еще более значительным явился вклад в мировую науку Дмитрия Ивановича Менделеева (1834–1907) – ученого, открывшего один из основных законов не только химии, но всего естествознания – периодический закон химических элементов.

Создание получившей мировую известность петербуржской математической школы связано с именем академика Пафнутия Львовича Чебышева (1821–1894). Труды Чебышева посвящены самым разным областям математики. Многие фундаментальные открытия ученого обусловлены прикладными исследованиями. В сфере его внимания находились вопросы теории механизмов, теория чисел, теория вероятностей и пр. Среди учеников П. Л. Чебышева наибольшую известность получила С. В. Ковалевская – первая женщина, избранная членом-корреспондентом Петербургской АН. Работы С. В. Ковалевской были удостоены премий Парижской и Шведской академий.

В физике конец XIX–начало ХХ вв. был отмечен целым рядом блестящих открытий, оказавших огромное влияние не только на развитие фундаментальных теоретических исследований, но и на технический прогресс европейской цивилизации на столетие вперед. Выдающийся физик А. Г. Столетов изучал вопросы электричества, магнетизма, физической природы света. Им был открыт первый закон фотоэффекта. Сделан существенный вклад в теорию газового разряда. Талантливый русский электротехник П. Н. Яблочков изобрел дуговую лампу, «свечу Яблочкова», чем положил начало практическому применению электричества для освещения. Однако наибольшего успеха в этом направлении добился А. Н. Лодыгин – изобретатель лампы накаливания, до сегодняшнего дня остающейся наиболее распространенным осветительным прибором. В один ряд с ним может быть поставлен основоположник радиосвязи, профессор Петербургского электротехнического института А. С. Попов. А. Ф. Можайский изобрел первый в мире самолет. Спроектированная им конструкция была построена в натуральную величину, но так и не поднялась в небо из-за отсутствия в то время достаточно мощного и в то же время легкого двигателя. Бум самолетостроения в России пришелся на второе десятилетие ХХ в., когда необходимость строительства авиации подогревалась помимо прочего еще и военными нуждами. Теоретические основы авиастроения, позволившие воплотить замысел Можайского в жизнь, были заложены исследовательской работой Н. Е. Жуковского, талантливого инженера и изобретателя, члена-корреспондента Петербургской АН, основоположника современной аэродинамики. Поистине фантастическими могли казаться современникам идеи скромного преподавателя калужской гимназии К. Э. Циолковкого (1857–1935) впервые предложившего проект освоения околоземного пространства с помощью аппаратов, приводимых в движение реактивными двигателями, и по праву считающегося отцом современной космонавтики.

Особое место в русской науке рубежа веков принадлежит В. И. Вернадскому (1863–1945), академику Петербургской АН, а в последствии и АН СССР. Для деятельности В. И. Вернадского характерны широта научных интересов, междисциплинарный подход к научным проблемам, философский, поистине глобальный взгляд на перспективы развития человечества. Он стал родоначальником геохимии, биогеохимии, радиогеологии. Им было разработано учение о ноосфере – (от греч. noos – разум), новом эволюционном состоянии биосферы (охваченной жизнью поверхности Земли), при котором одним из решающих факторов ее развития становится разумная деятельность человека. Конец XIX в. был эпохой последних великих путешественников. На карте уже почти не осталось «белых пятен». Тем не менее не вся земная поверхность была изучена равномерно. Много тайн хранили малодоступные районы Средней и Центральной Азии. Весомый вклад в развитие географии и этнографии был сделан академиком П. П. Семеновым-Тянь-Шанским. Он исследовал Тянь-Шань, был инициатором нескольких экспедиций в Центральную Азию и главой Русского географического общества. Изучению просторов Центральной Азии посвятил жизнь Н. М. Пржевальский. Им были открыты ряд горных хребтов и озер, неизвестные породы животных: дикий верблюд и дикая лошадь (названная в честь него лошадью Пржевальского). Много лет прожил среди папуасов Новой Гвинеи русский этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай. Собранные им материалы являют собой бесценный источник знаний о быте, верованиях и обычаях жителей Океании.

Во II половине XIX века была написана остающаяся до сегодняшнего дня самой, пожалуй, полной и подробной «История России с древнейших времен» в 29-ти томах. Автором ее был выдающийся русский историк, представитель государственной школы в русской исторической науке, ректор Московского университета, академик Сергей Михайлович Соловьев (1820–1879). Крупным историком, талантливым ученым и блестящим лектором был академик Василий Осипович Ключевский (1841–1911). Ему принадлежит ряд работ, не утративших научной актуальности до сегодняшнего дня: магистерская диссертация, посвященная изучению агиографической литературы; докторская диссертация «Боярская Дума в Древней Руси». Много сил отдавал Ключевский преподавательской деятельности. Его лекции отличались глубиной, увлекательностью, непревзойденным изяществом, остроумием и с восторгом воспринимались слушателями.

Событием в культурной жизни России явился выход «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля. Словарь был плодом долгой, кропотливой работы. Даль собирал слова по всей России на протяжении многих лет. В словаре содержится около 200 тыс. слов. Наряду с лексикой литературного языка XIX в. в нем представлены областные слова, специальная терминология, кроме того около 30 тыс. пословиц и поговорок. Изучением русской словесности занимался собиратель русских народных сказок А. Н. Афанасьев. Большую известность получили работы русского филолога и искусствоведа, знатока древнерусской литературы и фольклора академика Ф. И. Буслаева. Сложные социальные процессы, охватившие Россию в конце XIX – начале ХХ века, нарастающая политическая нестабильность, поиск путей дальнейшего развития страны сделали особенно актуальным обсуждение вопросов обществоведческого характера. В него включились представители самых разных научных специальностей и идейных течений. Важным фактором идейного развития России явилось распространение марксизма. Крупнейшими теоретиками русского марксизма были лидеры социал-демократического движения В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, Н. И. Бухарин. На позициях «легального марксизма» изначально стояли известный русский философ Н. А. Бердяев, перешедший затем к богоискательству в духе религиозного экзистенциализма и экономист М. И. Туган-Барановский. Наиболее значительными из немарксистских мыслителей были социолог П. А. Сорокин, эмигрировавший после революции из страны и ставший профессором Гарвардского университета; экономист, философ и историк, один из лидеров партии кадетов П. Б. Струве. Яркой и самобытной была русская религиозная философия. Наиболее значительные ее представители – это В. С. Соловьев и князь С. Н. Трубецкой.

Пути развития русского искусства II половины XIX в. во многом совпадают с движением развития литературы. Активное участие в идейных боях – характерная черта художественной культуры этого периода. Изобразительное искусство не могло остаться в стороне от процессов, происходивших в общественном сознании. Формируется течение, в основе которого лежали идеи критического реализма.

Одним из первых мастеров этого направления был Василий Григорьевич Перов (1833–1882). Его жанровые произведения («Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 г., «Проводы покойника» 1865 г., «Тройка» 1868 г.) являют собой горестные истории жизни простого народа изложенные языком живописи. Повествовательность была весьма распространенным явлением в живописи II пол. XIX в. Она позволяла достичь предельной ясности, остроты и широкой доступности идейного содержания произведения. В творчестве В. Г. Перова проявились наиболее значимые черты зарождающегося нового подхода к изобразительному искусству, для которого характерно сознание того, что помимо эстетических достоинств живопись должна иметь выраженное социальное, гражданственное звучание.

В. Г. Перов был талантливым портретистом. К 60–70-м гг. относятся замечательные портреты Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, И. С. Тургенева.

Новое направление утверждалось в борьбе с официальным искусством, представленным руководством Академии художеств. В 1863 г. группа студентов-выпускников отказалась писать программные картины на сюжеты скандинавского эпоса, предложив вместо этого выбрать тему, связанную с проблемами современного общества. В этом им было отказано. В знак протеста художники во главе с И. Н. Крамским, не окончив официально курса, покинули Академию, образовав «Петербургскую артель художников». В 1870 г., уже в Москве, И. Н. Крамской, В. Г. Перов, Н. Н. Ге, и Г. Г. Мясоедов организовали «Товарищество передвижных художественных выставок». Товарищество устраивало выставки в Петербурге, Москве, Харькове, Казани, Орле, Одессе. В состав товарищества передвижников в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинжи, И. И. Левитан, М. В. Васнецов, Н. А. Ярошенко и др.

Общепризнанным идейным лидером этого объединения был Иван Николаевич Крамской (1837–1887). «Художник есть критик общественных явлений, какую бы картину он ни представил, в ней ясно отразится его миросозерцание, его симпатии и антипатии, а главное – та неуловимая идея, которая будет освещать его картину. Без этого света художник ничтожен», – считал Крамской.

Крупнейшая работа И. Н. Крамского – картина «Христос в пустыне» (1872 г.). Несмотря на сходство идейных позиций, его творческая манера во многом отличается от подходов В. Г. Перова. В картине нет внешней повествовательности и нет движения. Показана одиноко сидящая на фоне каменистого пейзажа и закатного неба фигура Христа. Крамскому удалось передать колоссальное внутреннее напряжение, титаническую работу души и мысли. За основу взят библейский сюжет (хотя, казалось бы, именно против исторических и мифологических тем выступали в свое время студенты-бунтовщики), однако в картине нет и следа академической рутины. Тяжкая дума готового принести себя в жертву Христа воспринималась зрителями как вызов общественному злу, как призыв к самоотверженному служению высшей цели. В этом произведении воплотились лучшие качества передвижничества. И. Н. Крамской был прекрасным портретистом. Им созданы портреты писателей Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, художника И. И. Шишкина, знаменитого коллекционера, мецената, создателя галереи русской живописи П. М. Третьякова. Большую популярность приобрела «Незнакомка», написанная художником в 1883 г.

Батальный жанр был представлен работами В. В. Верещагина, художника, неоднократно участвовавшего в боевых действиях и показавшего ужасы войны в ее непарадных проявлениях: кровь, раны, тяжелый повседневный труд простых солдат, трагизм смерти, ставшей обыденностью («Апофеоз войны», 1871 г., «Балканская серия» 1877–1881 гг.).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Эстетика большинства представителей мира искусства являет собой русский вариант модерна
Ранние произведения александра сергеевича пушкина русской реализма
культуры Долгов В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней 9 русской
Имеющим важное значение для развития биологии

сайт копирайтеров Евгений