Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

То, что мы обычно подразумеваем под словом “мода”, т.е. периодическая смена образцов культуры и массового поведения, всегда связана с идеалом человека и эпохи. Можно даже сказать, что в основе любой моды — мода на человека , неотрывная от его социальной роли в исторически меняющемся обществе. С этой точки зрения интересно рассмотреть, каким образом модифицируется этнический идеал или “мода на человека” под воздействием изменений в истории этноса. Красноречивый пример такой перемены — создание нового идеала внешности мужчины и женщины в период Великой французской революции.

Так, в эпоху абсолютизма, когда обществом правила аристократия, образец человеческой красоты олицетворяли прелестная дама и элегантный придворный. Полотна художников рококо Ватто, Буше, Фрагонара дают исчерпывающее представление об идеальных “Еве” и “Адаме” этого времени. Основное качество такого идеала — утонченность и неприспособленность к труду. Истинный признак красоты этой эпохи — пикантность: бледный цвет кожи, достигаемый с помощью пудры и особо подчеркиваемый черными “мушками” , крохотные, почти детские, ручки, уделом которых является праздность, изящные ножки. Главной характеристикой такого образа была воздушность и инфантильность. “Эпоха абсолютизма, — писал Э.Фукс, — игнорировала старость, стараясь утонченными способами продлить юность... Тогда все пудрились, даже дети, не для того, чтобы выглядеть старше, а для того, чтобы все казались одинакового возраста. Все стремились остановить время” [73, 88 ] . Именно эта эпоха принесла декольте, каблук — изысканные атрибуты обольщения. Беременность пытаются скрыть, т.к. она полностью расходится с идеалом: с этой целью в моду входит кринолин.

С началом буржуазной революции сменилась мода на человека. Ясный, энергичный взгляд, прямая осанка, сильные руки, “способные не только хватать, но и удержать захваченное” [72, 104 ] , и ноги, “твердо стоящие на завоеванной позиции” [ там же ] . В физическом облике восторжествовала красота целесообразности и героизма: буржуа, гордые своей победой, воплотили ее в самом облике мужчины и женщины, обратившись для этого к образцам античности и Возрождения. Женщина времен революции должна была выглядеть сильной, величественной, с естественным румянцем, развитой грудью. Революции нужны герои, как уже существующие, так и те, что еще родятся. Потому беременность была объявлена состоянием, достойным преклонения, обрела статус прекрасной и увековечивалась в творениях художников.

Так исторические события воздействуют на этническую культуру, создавая новый стиль жизни членов этноса и сообразно с ним новый идеал человека. Но связь истории и культуры имеет двусторонний характер, в котором история и культура играют роль взаимно сообщающихся сосудов. Причем этническая культура возникшая и развивающаяся на исторической почве, постепенно начинает все более и более воздействовать на саму историю народа.

4. Влияние этнических культур на историю народа

Важнейшая причина влияния культуры на историю состоит в том, что культура носит сугубо человеческий характер. “История несводима к росту капитала, ренты, цен, — писал русский философ Л. Карсавин. — Если мы за цифрой не воспримем, хотя бы смутно, человека, цифра — бесполезна” [37, 99 ] . А человек всегда является членом этноса.

“Без предварительного знания душевного склада народа, — пишет Г.Лебон, — история его кажется каким-то хаосом событий, управляемых одной случайностью. Напротив, когда душа народа нам известна, то жизнь его представляется правильным и фатальным следствием из его психологических черт” [42, 51-52].

Характерный пример воздействия культуры народов на политику — это современное религиозное движение “Сарводайя шрамадана”. Само это название означает вклад собственного труда, своей энергии в дело пробуждения всего человечества. Это движение зародилось в конце 50-х годов в Шри-Ланке и было вдохновлено идеями М.К. Ганди и его последователей. Члены “сарводайи” считают, что избавиться от “самости”, т.е., сбросить путы эгоцентрических желаний, приносящих страдания, можно не только традиционным путем медитации, но и путем отдачи всего своего времени и энергии в целях всеобщего просветления. В отличие от ортодоксального буддизма речь идет уже не о спасении индивида, но о спасении всего общества. Приверженцы учения противопоставляют нерушимой в течение столетий кастовой системе совместную созидательную деятельность: члены разных каст и варн живут лагерями-коммунами и сообща трудятся — прокладывают дороги, роют колодцы, строят школы. Они не пренебрегают материальным, как это свойственно ортодоксальному буддизму, наоборот, считают, что именно во взаимопроникновении материального и духовного и осуществляется сбалансированное развитие общества. Более того, представители “сарводайи” считают, что долг буддиста — активно участвовать в политике.

Влияние культуры на историю не ограничивается только областью политики. В своем фундаментальном исследовании “Протестантская этика и дух капитализма” выдающийся философ и социолог М.Вебер показал, что религия способна влиять на экономику в масштабах даже не просто народа, но и всей европейской цивилизации. Исследуя профессиональный состав населения Бадена, Вебер обнаружил непропорционально большую для католического города численность протестантов среди владельцев капитала, управляющих, предпринимателей, словом, в среде буржуа. Задачей Вебера было понять, какое именно качество, воспитываемое протестантизмом, обеспечило такой выбор профессии. Этим качеством оказалось убеждение в том, что труд во имя собственного благосостояния и накопление денег есть моральный и религиозный долг, неуклонное служение которому и является ядром капиталистического этоса . В соответствии с догматами этой конфессии человек не случайно брошен в жизнь именно на то место, на котором он находится: это единственное, сужденное ему Богом место. Деятельность человека предопределена и освящена. Потому-то его долг перед Богом — не столько молитва, сколько, главным образом, деятельное преуспевание. В этом освящении мирского и обнаруживает себя протестантский корень капитализма. Такое положение дел приводит к двум следствиям: ненужности пышного культа и так называемому “ расколдовыванию мира ”. Место молитвы, магии занимает ежедневный труд, творя который человек выполняет Божественные заповеди.

Как видим, влияние культуры на историю многогранно и разнопланово. Более того, сама история как восприятие причастности трем мирам — прошлому, настоящему и будущему — во многом возникла благодаря культуре, в частности, письменности, превратившей событие в четко фиксированное во времени происшествие. Что записывали в летописях? Лишь из ряда вон выходящие события: древнему летописцу и в голову не приходило запечатлевать обыденный ход событий. Мирная жизнь протекала в мифологическом времени и воспринималась циклически. Ю. Лотман пишет об этом: “История — один из побочных результатов возникновения письменности. Для того, чтобы письменность сделалась необходимой, требуются нестабильность исторических условий, динамизм и непредсказуемость обстоятельств” [48, 103 ] .

“Мушка” — небольшой пластырь из черной тафты, напоминающий родинку, наклеиваемый женщиной или мужчиной на лицо, плечи, грудь.

Этос — стиль жизни какой-либо группы, общая ориентация культуры, принятая в ней иерархия ценностей.

История культуры резко выделяется в историческом развитии человечества. В отличие от общего движения “гражданской” истории, история культуры — не только процесс изменения, но и процесс сохранения прошлого, открытия нового в старом, наследования культурных ценностей.

Что в первую очередь приходит в голову, когда мы говорим о культурном наследовании? Произведения искусства и предметы цивилизации, которые были созданы за многие века, но сохранили свой статус ценности и в современном мире. Лучшие произведения культуры продолжают участвовать в жизни человечества, и человечество получает возможность “опереться” на все культурное наследие, на так называемую “классику”. Слегка перефразировав меткое выражение А. Гениса, можно говорить о классическом наследии как о “протезе памяти”.

Часто культурное наследие подразделяют на “материальное” и “духовное”. Думается, сам факт такого разграничения отражает в достаточной мере поверхностный взгляд: ведь в любом явлении материальной культуры всегда заложена целеполагающая идея. Оно никогда не принадлежит одной лишь материальной сфере, наоборот, всегда содержит ядро духовности. “Материальное само по себе, в своей оторванности не важно, — писал Л.П. Карсавин. — Оно всегда символично и в качестве такового необходимо для историка во всей своей материальности. Оно всегда выражает, индивидуализирует и нравственное состояние общества, и его религиозные и эстетические взгляды, и его социально-экономический строй” [55 , с. 89 ] . Потому под культурным наследием следует понимать не столько предметы, сколько то символическое, духовное, ценностное содержание, которое в них заложено.

Особо следует отметить, что новое поколение никогда не наследует всех элементов прошлого, а лишь выборочные, предварительно подвергнутые ценностной проверке. Зачастую элементы культурного наследия избираются в качестве классических лишь в соответствии с их применимостью к современности. Такой подход во многом и определяет понятие классики . Классика — это утверждение отобранных из культурного наследия образцов, принимаемых представителями культуры данного этноса в качестве абсолютной, непреходящей ценности в качестве ориентира дальнейшего развития и мерила вновь создаваемых культурных, общественных и личностно-человеческих ценностей. В разные эпохи такую роль играют различные элементы и составляющие классического культурного наследия, но все это наследие в целом всегда остается той сокровищницей, из которой, каждая по своему, берет свои эталоны и ориентиры последующая историческая эпоха. Классический фонд культурного наследия данного этноса, взятый в целом, и определяет духовную стабильность данного этноса и, во многом, направление его дальнейшего развития.

Классическое наследие полифункционально. Немецкий исследователь Г.Э. фон Грюнебаум, считает, что его основные функции — это стабилизация культурных достижений, сохранение культурных позиций в условиях их ослабления, формирование стилевой самоидентификации, оправдание перемен в обществе и выделение сферы бытия, устремлений и взглядов, которые не могут найти свое место в современной реальности.

Проанализируем эти функции на примерах из истории культуры.

•  Стабилизация культурных достижений. Выразительным примером такой роли классического наследия является позднеримский классицизм (2-3 вв. н. э.), который “был нацелен на укрепление лояльности граждан через утверждение их самоидентификации с греко-римской традицией. Этот классицизм был направлен на поддержание, а не развитие эллинского наследия, которое рассматривалось как одно из благодеяний имперского правления” [64, 268 ] . Вторым вариантом стабилизации культуры и духовного склада нации можно считать специфическое значение творчества и самой фигуры А.С. Пушкина для всей русской культуры и жизни общества 19-20 вв. Как бы ни менялись культурные и общественные предпочтения, какие бы новшества не входили в российскую культуру и российскую действительность, но постоянное возвращение к Пушкину как к идеальному олицетворению русского национального характера обеспечивало преемственность российской культуры и российского менталитета на протяжении последних полутора столетий.

•  Сохранение культурных позиций в условиях их ослабления . Так, к концу периода Нового Царства, когда культурная однородность Древнего Египта была в значительной мере разрушена за счет обильного заимствования верований и идей у покоренных народов, предпринимались многочисленные попытки возобновления (в основном, искусственного) архаических культурных форм, уже задолго до того отживших свой век (гигантских сидячих статуй, огромных пирамид и т.д.). Возрастание интереса к традициям народов во второй половине 20 в. в условиях создания единого информационного пространства имеет не только негативную роль “возврата” к национальной самоизоляции, но и позитивную функцию сохранения культуры и духовного склада нации от нивелирующего и обедняющего влияния техногенно-информационного космополитизма.

•  Формирование стилевой самоидентификации на основе гуманистических достижений какой-нибудь эпохи. Именно с этой целью римляне обращались к греческим идеалам, черпая из них образы собственной идентичности. В эпоху духовного и социального разброда на пространствах бывшей российско-советской империи, объединяющую роль играет в первую очередь наследие классической российской литературы.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Народная культура
В этом смысле традиция есть передача в диахронном плане
культуры Чернявская Ю. Народная культура и национальные традиции 5 этносов
Внутренним миром эти качества формирует в человеке культура
Превратились в европейский народ

сайт копирайтеров Евгений