Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Возникновение привязанности, явления, аналогичного импринтингу у животных, существование тесных уз между матерью и ребенком в раннем возрасте есть основа социального взаимодействия в обществе и гарант нормального развития и психобиологического функционирования человека. Венгерские исследователи полагают, что терапевтические ритуалы есть "нейробиологически опосредованная сложная форма привязанности, результатом которой является глубокая психобиологическая синхрония между взрослыми" (14) .

Этот результат достигается вхождением в ИСС и активацией эндорфинов, которые есть форма консервации энергетических резервов организма. Венгерские ученые провели аналогию между состоянием, которое следует после отмены наркотических препаратов, и симптомами, наблюдаемыми у ребенка, на время изолированного от матери. Как показывают многочисленные зарубежные исследования, у людей после отмены наркотических препаратов и у детей, изолированных от родителей, появляется дистресс лишения в очень близких формах. Аналогичная ситуация возникает не только в указанных случаях, но и в результате потери близких, разлуки, утраты связи с этноконфессиональной группой, при тоске по родным местам.

Э. Фреска и С. Кюльсар полагают, что эндорфины - один из важнейших нейрохимических коррелятов социальной сплоченности, единства и т. д. Основная идея ученых: социальная привязанность и эндорфины взаимодействуют, т.е. как общность активизирует эндорфины, так и, наоборот, эндорфины усиливают ощущение единства, сплоченности. Ученые высказывают также предположение о том, что эндогенные опиаты играли существенную роль в антропогенезе, в котором осуществилась интеграция трех кортикальных зон. В последних, в свою очередь, сосредоточено наибольшее количество опиатов. Таким образом сформировался нейробиологический механизм, составляющий органическую основу для возникновения социальных уз, привязанности, для функционирования социального типа жизнедеятельности. С одной стороны, он закреплял чувство общности, а с другой - само наличие коллективных действий, формирующих социальную привязанность, оказывало обратное воздействие на внутриорганические структуры. В процессе становления человека и общества сложилась система ритуалов, способствующая укреплению социальных уз и тормозящая агрессивные устремления отдельных индивидов. На смену биологическим способам регуляции отношений пришли социальные. Феномен сознания, разум сделали возможной психобиологическую регуляцию как в общности, так и индивидуально.

В завершение характеристики ИСС как стороны культуры хотелось бы остановиться на нескольких моментах, актуальных для современной культуры. Во-первых, появилась совершенно новая виртуальная культура: виртуальная реальность создается при помощи современных технических средств. Это явление уже стало темой ряда американских кинофильмов. Виртуальная реальность превратилась в атрибут культурной действительности индустриальных стран. Оценивается данное явление по-разному. Одни считают, что виртуальная реальность опаснее любого наркотика, она создает особые ИСС, человек живет в некоем идеальном мире. Другие видят в этом рождение культуры будущего и призывают разрабатывать психологию и философию киберкультуры виртуального века. В каком-то смысле создание виртуальной реальности продолжает логику культурного взаимодействия человека, начинавшегося с того, что он создал квазиприродную среду обитания.

Второе обстоятельство обусловлено формами ИСС, выбираемыми человеком в современной культуре, так как это строго не регламентируется нормами поведения в индустриальных странах. В принципе, человеку предоставляется свобода. Но при этом нельзя забывать, что все же наивысшее удовлетворение человеку культурному доставляет применение своих сил в любой форме человеческой деятельности.

1. Рассел Б. История западной философии. М.,1959. С. 34.
2. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.,1993. С. 333.
3. Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культуры 1983. №1. С. 119.
4. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т М 1956 Т II С. 116.
5. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y.,1987 P 137
6. Ibid. P. 163.
7. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 14 т. М.,1953. Т. 12. С. 61.
8. Дерябин B. C. Психология личности и высшая нервная деятельность Л 1980 С. 170.
9. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В 10 т. М.,1957. Т. 6. С. 256.
10. Ухтомский А.А. Избранные произведения. М.,1990 С 106
11. Там же. С. 14-15.
12. Lex В. Neurobiology of Ritual Trance // The Spectrum of Ritual. N.Y.,1979. P. 118.
13. Bourguignon Е. Psychological Anthropology. N.Y.,1979. P. 240, 262, 264
14. Freska Е., Kulcsar Z. Social Bonding in the Modulation of the Physiology of Ritual Trance // Ethos, 1989. №1. P. 71.

Рекомендуемая литература

Аграйл М. Психология счастья. М.,1990.

Басилов В. Н. Избранники духов. М.,1984.

Белик А.А. Измененные состояния сознания и психотерапия // Твое здоровье. 1991. №1, 2.

Гуревич П.С. Культурология. М.,1996.

Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? М.,1984.

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.,1993.

Дерябин В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность. Л.,1980.

Рассел Б. История западной философии. М.,1959.

Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-н/Д, 1996.

Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. II. М.,1956.

Freska Е., Kulcsar Z. Social Bonding in the Modulation of the Physiology of Ritual Trance // Ethos 1989. №1.

Prince R. Shamans and Endorphins: Hypothesis for A Synthesis // Ethos 1982. №4.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

человек
В авторитарных религиях грех - это прежде всего страх перед богом

Что такое поток культуры 6
Ее решение во многом зависит от изменений современной культуры как способа организации жизни человека

сайт копирайтеров Евгений