Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

IV. Пути и способы реализации средневекового чудесного

а) Сновидения, явления, видения
Разрушение древней системы толкования снов (Макробий).
Просчеты в толковании снов. См.: Ж. Ле Гофф. Сны в культуре и коллективной психологии средневекового Запада // Другое Средневековье..., с. 180—183 (также «Христианство и сновидения» в наст сб., с. 323-383).

Метаморфозы
Мелюзина. См.: Ж. Ле Гофф. Мелюзина — прародительница и распахивающая новь //Другое Средневековье..., с. 185—199.
Оборотни.

в) «Магическое чудесное»
Колдовство. См.: Молот ведьм (рус. пер. с лат. Н. Цветкова, предисл. С. Лозинского. М., 1990).
Колдовство и ересь (случай в Реймсе, 1176-1180, в Chronicon anglicarum Радульфа Коггесхэйлского, ed. J. Stevenson, 1875, PP. 121-125).
Ведьма в трудах Мишле.

г) Чудесное в литературе
Агиография.
Путешествия в потусторонни мир (ирландская эпопея — Плавание святого Брендана).
Бестиарии {Физиолог) См.: El Fisiologo, Bestiario Medievila, par VL Ayerra Redin et N. Guglielmi. Buenos Aires, 1971; G. Bianciotto. Bestiaires du Moyen Age. Paris, Stock, 1980.
Зерцало мира (Imago mundi).
Д) Чудесное в искусстве

58
V Развитие и границы средневекового чудесного

Непредвиденное вторжение чудесного в различные области его деформация:
а) Чудесное в повседневной жизни
Вторжение чудесного в повседневную жизнь происходит плавно, без каких-либо видимых причин. Существование чудесного в повседневной жизни признается само собой разумеющимся. Пример: драки в Провансе (Гервасий Тильберийский.) ; мертвец на лугу (Цезарий Гейстербахский)

б) Чудесное в символике и дидактике: см. Физиолог

в) Чудесное в политике
Использование чудесного в политических целях происходит прежде всего на уровне обретения мифических предков.
Родословная и чудесное: род Лузиньянов и Мелюзина.
Монархия и чудесное: Ричард Львиное Сердце и Плантагенеты ~ сыновья демоницы (см.: Гиральд де Барри.)

г) Чудесное в научном знании
Пример Гервасия Тильберийского: тенденция рассматривать mirabilia как раритеты, явления не сверхъестественные, а в принципе поддающиеся объяснению, но пока не объясненные. Чудесное — мир непознанный, а не потусторонний.
Гервасий Тильберийский. : «Мы называем mirabilia (чудесным) явления, неподвластные нашему пониманию, хотя сами они вполне естественны».)

д) Чудесное и история: exemplum
«Как только сказка начинает напоминать историю... она теряет часть своего обаяния. Историческая привязка и историческая дата приближают ее к греховной реальности и разбивают власть чудесного, естественную и необходимую» (А. Jolles)

VI. Функции чудесного в Средние века
а) Компенсация
Мир наизнанку — страна Кокань.
Изобилие еды.

59
Нагота.
Сексуальная свобода.
Мир наоборот — земной Рай — золотой век.

б) Сопротивление христианской идеологии
Отрицание человеческого начала'.
- Дикий человек.
— Чудовища.
- «Mischwesen»: полулюди-полуживотные, гибриды.
— Против тезиса «Человек создан по образу и подобию Божьему
Отказ от манихейства'.
- Любое явление чудесного, каким бы безопасным оно ни казалось, всегда носит амбивалентный характер, ибо чудесное не находится полностью ни на стороне добра (Бога), ни на стороне зла (Сатаны). Пример: Дракон св. Марсилия Парижского (см.: Ж. Ле Гофф. Другое Средневековье..., с. 142-168).
Оптимизм:
— Чудесное и «happy end».

в) Чудесное как познание
Mirari, miroir, merveille
Средневековые зерцала.
Волшебная сказка.
Чудесное подобно не сну, но знанию.
«Помимо удовольствия, любопытства и прочих эмоций, пробуждаемых в нас рассказами, сказками и легендами, помимо потребности отвлечься, забыться, получить приятные и щекочущие нервы ощущения, реальной целью путешествия в чудесное является... наиболее полное изучение реальности» (Pierre Mabille. Le Miroir du merveilleux)

Заключение

Так каково же положение чудесного в Средние века?
1. Раннее Средневековье и подавление чудесного.
2. Прорыв чудесного в ученую культуру: ХП-ХШ вв.
3. Эстетизация чудесного: Х1У-ХУ вв.

60
III. Подведение итогов и определение перспектив

Вторгшись в пределы привычного, естественного мира, чудесное деформировало его и значительно расширило свои границы, Великаны, карлики, люди с физическими отклонениями, разумеется, существа необычные, но, в сущности, они не слишком отличаются от существ, созданных природою; то же можно сказать и о сказочных и мифических существах, даже о невообразимых Mischwesen, полулюдях-полуживотных, изображенных на картинах Босха, а также его гибридах, в которых живое соединилось с неживым. Наличие потенциальной возможности существования небывалого объекта характерно для первого уровня чудесного; для «подлинного» же чудесного, на мой взгляд, характерно наличие чего-то такого, что не просто выходит за рамки, установленные природой, а противоречит природному порядку в целом. Сами по себе гиперболизация и деформация стимулируют переход количества в качество. Далее следует метаморфоза — основная, наиболее характерная для чудесного явления трансформация, глубинное изменение, не имеющее ничего общего ни с искажением, ни с совмещением, ни с мультиплицированием, ни с гипертрофированностью, то есть с деформациями, присущими «простому» чудесному существу с неизменным обликом. С точки зрения христианства чудесное является греховным, так как превращает человеческое существо, созданное «по образу и подобию Божьему», в его антипода, в животное. В отличие от Античности, в Средние века превращаются в основном в животных и редко — в растения. Превращение в растение уходит корнями в книжную культуру, в то время как чудесное в Средние века берет начало в преданиях, устной и, скажем так, «популярной» литературе, представляющей собой обширное поле для исследований. Классический пример чудесной метаморфозы — оборотень. На средневековом Западе существует целый ряд текстов об оборотнях.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

культурология Гофф Ле Ж. Чудесное на средневековом Западе
Задавался вопросом о причинах его появления в обыденной жизни

сайт копирайтеров Евгений