Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

I. Чудесное, магическое, чудотворное

Чудесное и христианство.
Христианская система представляет чудесное как сверхъестественное; чудесное в христианстве принимает форму чуда (miracle), второе, по сути, подавляет чудесное:
а) потому что возводит его к единственному творцу — Богу;
б) потому что регулирует его: контроль и цензура со стороны чуда;

54
в) потому что рационалистически объясняет его: непредсказуемость, главная характеристика чудесного, заменяется предопределенностью сверхъестествен-ного.

В противовес чудесному, магическое (несмотря на разницу между черной и белой магией) перемещается в лагерь недозволенного и обманчивого сверхъестественного, сверхъестественного, имеющего сатанинское, дьявольское происхождение.

Чудесное развивается между чудотворным и магическим; чудесное нейтрально, а потому христианство относится к нему вполне терпимо; однако на деле истоки чудесного восходят к дохристианской, исконной системе поверий; чудесное принадлежит фольклору, несмотря на все попытки ученой культуры его присвоить. Христианство проявляло терпимость к явлениям чудесного: оно допускало существование чудесного и позволяло людям Средневековья удивляться различным формам его проявления.

Христианизация чудесного:
Господь творит чудесное в жесте «Гюон де Бордо» (ок. 1220), эльф Оберон, карлик-чудотворец, расценивает свою чудесную силу как дар Иисуса (ст. 3673).
Христианские воины чудесного, святые, ангелы, демоны.
Искажение и изменение функции: Грааль (от волшебного кубка к чаше).
Средневековое христианство присваивает часть мира чудесного (см.: Keith Thomas. Religion and the Decline of Magic, 1971).
Сопротивление чудесного.

П. Перечень средневекового чудесного
а) Территории и объекты
Территории и объекты, «сотворенные природой»: гора (прежде всего гора, где есть пещера) и скалы (где живет сказочный великан Гаргантюа), источники и водоемы, деревья («дерево фей» Жанны д'Арк), острова (счастливые острова — острова на средневековых картах).
Территории и объекты, сотворенные человеком: города, замки, башни, могилы. См.: A. Graf. Les merveilles du Paradis terrestre // Miti, leggende e superstizioni del medio evo, 2 vol. Torino, 1892—1893.
б) Существа человеческие и антропоморфные
Великаны и карлики {Оберон}.

55
Феи. См.: A Maury. Les Fees du MoyenAge. 1847; L. Harf-Lancner. es Fees au Moyen Age. Morgane et Melusine. La naissance des fees.Paris, H. Champion, 1984.
Мужчины и женщины с физическими отклонениями (Большеногая Берта, Большезубый Энно, дети Мелюзины); Jean d'Arras. Melusine, extraits traduits par M. Perret. Paris, Stock, 1979, etc.
Человекообразные чудовища. См.: Liber monstrorum de diversis generibus, ed. C. Bologna. Milano, Bompiani, 1977, и Cl. Lecouteux (см. дополнительную библиографию).

в) Животные
Животные, существующие в природе (лев Ивейна, конь Баяр четырех сыновей Эмона, пеликан как символ Христа).
Животные вымышленные (единорог, грифон, дракон и т.п.), животные в снах Карла Великого в «Песни о Роланде».

г) Гибриды (Mischwesen)
Полулюди-полуживотные: Мелюзина и сирены, Ионек (см. Синяя птица) у Марии Французской, оборотни (см. далее раздел Метаморфозы) и т.д.
Грифон.
Истуканы.
Крайняя точка эволюции: полусущества-полупредметы (см.И. Босх).

д) Предметы
Предметы оберегающие: кольцо, делающее невидимым.
Предметы производящие: чаша (см. Оберон и Грааль), от рога изобилия к рогу — духовому инструменту (см. Песнь о Роланде, Оберон).
Предметы, дающие силу: меч, ограда.
Кровать как «сакральное пространство» (см. сад, окруженный стеной).

е) Исторические персонажи, ставшие легендарными, и «научное чудесное»: средневековый роман об Александре (Александр в небесах и в толще вод морских). См.: Ch. Settis-Frugoni. Historia Alexandri Elevati per Griphos ad Aerem. Origine, Iconografia et fortuna diuntema. 1973.

III. Истоки и источники чудесного в Средние века

См.:E. Faral. Le Merveilleux et ses sources dans les descriptions des romans francais du XII siecle // Recherches sur les sources latines dans les contes courtois du Moyen Age. Paris, 1913, pp. 305-388.

56
А. Истоки
а) Чудесное в Библии
См. фольклор в Ветхом Завете, главным образом в Книге Бытия; Рай, Ноев Ковчег, Вавилонская башня, переход через Красное море. Апокалипсис.

б) Чудесное в Древнем мире
Мифологические персонажи: Вулкан, Минерва, парки, Венера, Александр, Вергилий.
Семь чудес света.
Естественная история Плиния (I в.).
Collectanea rerum memorabilium Солина (III в.) (Собрание вещей достопамятных).

в) Чудесное в варварском мире
Германская мифология.
См.: A.-H. Krappe. Etudes de mythologie et de folklore germaniques. 1928.
Бретонские сюжеты, см.: J. Marx. La Legende arthurienne et le Graal. Paris, P.U.F., 1952; Nouvelles recherches sur la litterature arthurienne. Paris, 1965. Пример Мирддина-Мерлина, см.: P. Zumthor. Meriin le Prophete. Lausanne, 1943.

г) Чудесное на Востоке
Тысяча и одна ночь.
Панчатантра, сборник индийских сказок и басен (VI в.). Disciplina Clericalis («Учительная книга клирика») Петра Альфонси (ок. 1100), сборник арабских назидательных историй, составленный испанским евреем, обратившимся в христианство. Калила и Димна, арабская версия персидского перевода Панчатантры (IX в.).

е) Фольклор
См.: Введение П. Деларю (Le Conte populaire francais, I, 1957. Фольклор в ехеmplа («примерах») (см.: J.-Cl. Schmitt // Cl Bremond, J. Le Goff, J.-Cl. Schmitt. L'Exemplum. Tumhout, Brepols, 1982).

Б. Источники
а) Кельтские источники
Куртуазные сюжеты по мотивам бретонских сказаний.
Авантюра как реализация чудесного (merveille) {E. Kohler. L'Aventure chevaleresque, trad. franc. Paris, Gallimard, 1974).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ученая культура занимает вполне дружелюбную позицию по отношению к чудесному в народной культуре
Чудесное на средневековом западежак ле гофф средневековом стороны

сайт копирайтеров Евгений