Пиши и продавай! |
будущая правда? Правда нового класса, с новыми чувствами, новыми понятиями, новыми усмотрениями? "А за дверью слышится молодой смех Жени и ее бодрый голосок". В этих последних словах чрезвычайно тонко, едва уловимо, но все же отчетливо подчеркнуто – на чьей стороне "правда нового класса", и по какому пути следует итти новым поколениям, при перестройке половых отношений? Но позвольте спросить: что тут нового? Ведь все эти – двухпарные, трех и четырехпарные браки так же стары, как стар весь буржуазный мир! Этот мир знал одновременные половые сожительства: матери и дочери с одним мужчиной, отца и сына – с одной женщиной. И даже: отца – с родной дочерью и матери – с родным сыном. Да в придачу: связь с несколькими проститутками и альфонсами. А к чему приводила эта половая распущенность, прикрываемая разнымичувствами любви одной особи к двум другим особям одновременно? Все это приводило к ослаблению и к полному атрофированию сдерживающих половых центров; к разврату, к половым недугам и венерическим болезням; к кровосмешению и вырождению. Все это приводило к тому, что старое буржуазное государство изнемогало, и сейчас изнемогает под тяжестью проституции (платной и любительской) и под тяжестью венерических болезней. Это проклятое наследие старого мира получили и мы. Если в романе "Любовь трех поколений" Коллонтай дала картину половой активности женщины и на фоне этой картины выткала диалектический рисунок "революции половых чувств и революции половых нравов", то в романе "Василиса Малыгина" писательница дает уже картину половой активности мужчины. Но и на фоне этой картины она выткала рисунок "революции половых чувств и нравов" все той же женской особи, только в ином разрезе. Рядом с образом общественно-политического борца "Василисы Малыгиной" писательница поставила образ ее мужа, рабочего-анархиста, после октябрьского переворота, ставшего большевиком. Утомительно расписывая под'ем "Владимира" по артийно-служебной лестнице; описывая эволюцию партийной жизни и партийных нравов – по сегодняшний день, писательница, то и дело, разлучает своих героев. Это делается для того, чтобы показать, как легкомысленно мужчина изменяет своей жене при разлуке, и как должна реагировать на это сознательная современная женщина-работница. В свое время Василиса, конечно, узнает об изменах Владимира. Старое "духовное наследство" заставляет ее подозревать, ревновать и терзаться. Но она старается понять физиологическую природу мужа-самца, опрокидывает в душе "старые понятия" о супружеской верности, прощает измены Владимира, и не только живет с ним, но и помогает ему в работе, помогает выпутаться из "дела" в контрольной комиссии и т. д., и т. д. Терпение ее лопается лишь тогда, когда Владимир (директор-хозяйственник) обставляет свою жизнь буржуазными безделушками –шикарной квартирой, автомобилем, выпивками, а главное тогда, когда Владимир заводит себе вторую жену, советскую барышню, Нину Константиновну – дворянку, привыкшую жить на широкую ногу, тогда, когда обе они – Василиса и Нина – оказались беременными от Владимира. Лопнуло терпение аскета Василисы. И она опять долго роется "в старом наследстве" – ищет оправдания поступкам мужа. Ищет об'яснения и оправдания этой измены в социальных условиях "директора", в половой природе мужчины – самца, в уродливой эволюции чувств и нравов рабочего-партийца, идущего вверх по служебной лестнице и, вместе с тем, рвущегося к красивым, элегантным Оставлял половой связи |
|
|
|