Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

На заглавномъ листе говорится, что брошюра эта напечатана на основании Высочайшаго манифеста о свободе веры отъ 17 окт. 1905 года. Первые листы заключаютъ въ себе убедительное воззвание къ крещенымъ татарамъ о возвраще-нш въ прежнюю родную веру ихъ отцовъ и дедовъ. „Эта книга для старинныхъ сродниковъ нашихъ, въ прежнее время силою выведенныхъ изъ вероучешя ислама, о возлюбленной вере которыхъ говоритъ эта книга. Этимъ сродникамъ на-шимъ не дали возможности жить въ исламе: силою гнали въ церковь, силою ставили въ ихъ домахъ иконы, силою заставляли праздновать пасху, въ праздникъ красныхъ яицъ попы силою входили въ ихъ домы" и т. д. Описывается, какия насилия они претерпевали, какимъ мучениямъ, — плетямъ, ссылке въ Сибирь, на каторгу, они подвергались за то, что и после перечисления своего въ хрисианство не забывали вероучешя ислама и оставались ему верными. Въ день всеобщего суда они выступятъ съ светлыми лицами впереди всехъ мусульманъ и самихъ пророковъ. Спросятъ народы: „что это за мусульмане съ светлыми лицами". Тогда ангелы ответятъ: „Они въ мipe за веру перенесли великия притеснения" и проч. Затемъ, на случай возвращения крещеныхъ въ свою народную старую веру, даются наставления о томъ, какъ имъ поступать при постройке себе мечети и школы, о приглашении шакирда для научения вере, муллы и т. п. Содержание брошюры состоитъ въ изложении вероучения и обрядовъ ислама. Между крещеными, какъ и следовало ожидать, она получила широкое распространение, хотя и содержится лодъ болыпимъ секретомъ. Въ той же типографии и очевидно съ тою же целью пропаганды ислама на русскомъ и татарскомъ языке напечатаны манифестъ 17 окт. 1905 г. и положешя комитета министровъ 17 апреля 1905 г, и совсемъ готовыя формы прошений на имя губернатора о переходе въ исламъ, въ которыхъ просителямъ остается вписать только свои имена.

Среди татарскаго населения доселе держится еще память о прежнемъ величии татарскаго царства и вера въ его будущее возстановлеше. Boзcтaнoвлeнiя этого оно ждетъ отъ содействия султана, который пользуется у него благогов'Бйнымъ уважениемъ, какъ единый царь правоверныхъ во всемъ мipе. Мусульманския симпатии тянутъ татаръ не къ Питеру или Москве, а къ Мекке, Каиру и Стамбулу, —этимъ священнымъ городамъ ислама. Объ нихъ ходятъ разныя чудесныя легенды, какъ у нашего простонародья о св. местахъ. Со взятиемъ кяпирами Стамбула поверья связываютъ кончину м!ра. Турки въ воображении татарскаго простонародья до личнаго его знакомства съ ними, когда ихъ проводили въ минувшую войну 1877 года чрезъ Казанскую губернию пленниками, представлялись въ виде ангеловъ исполинскихъ размеровъ, какъ рисуетъ ангеловъ Коранъ. Пленниковъ, несмотря на ихъ обыкновенный чедовеческий образъ, по татарскимъ деревнямъ все-таки встречали съ необыкновеннымъ энтузиазмомъ, какъ подобаетъ встречать старшихъ братьевъ по исламу.

Въ крымскую войну татары, какъ известно, проявили очень неприятную холодность къ своему отечеству. Рекруты ихъ, при содействии богачей, бегали отъ военной службы въ такомъ большомъ числе, что, напримеръ, по одному Мамадышскому уезду насчитано было до 200 беглыхъ. Вообще татары говорили тогда, что сражаться противъ единоверныхъ турокъ имъ запрещаетъ совесть. По всему казанскому краю распространилась тогда уверенность, что скоро явится султанъ и освободитъ ихъ отъ власти русскихъ. По заключении мира, когда крымские татары стали переселяться въ Турцию, несколько семействъ изъ казанскихъ татаръ тоже изъявили желание последовать ихъ примеру. Черезъ 20 летъ те же явления повторились и въ течение войны 1877 г. Русскимъ крестьянамъ и священникамъ по местамъ приходилось слышать весьма откровенныя похвальбы и предостережешя со стороны татаръ, что скоро-де „султанъ придетъ, русскихъ кунчать станетъ". Людей, пришедшихся имъ по душе, они успокоивали: „ты хорошъ человекъ, — мы тебя тихонько резать будемъ". Слышно было и о случаяхъ измены татарскихъ солдатъ въ армии. Въ татарскихъ домахъ везде можно было встретить портреты султана и его генераловъ. Въ продолжение затянувшихся переговоровъ о мире после войны по татарскимъ деревнямъ распространялись упорные слухи, что султанъ требовалъ отъ царя отдать ему всехъ мусульманъ-татаръ, а царь, чтобы уклониться отъ этого требования, распорядился поскорее крестить всехъ татаръ: „потомъ молъ скажу султану, что это не ваши, а наши люди". Слухи эти имели не маловажное значение въ последовавшемъ затемъ татарскомъ волнении въ разныхъ местахъ Казанской, Симбирской и Самарской губерний.

Какъ на грехъ, къ этому времени подоспели некоторыя распоряжения местной духовной и гражданской администрации, которыя, помимо воли самихъ властей, подтверждали эти слухи въ глазахъ подозрительныхъ и возбужденныхъ уже татаръ. Самарское епархиальное начальство распорядилось произвести более правильную приписку крещеныхъ татаръ по приходамъ; это невинное распоряжение некрещеные приняли на свой счетъ, такъ какъ мнопе изъ нихъ живутъ вместе съ крещеными, и заволновались, думая, что ихъ хотятъ насильно присоединять къ церкви. Въ то же время казанская администрация разослала по сельскимъ полицейскимъ властямъ циркуляры съ приказами о наблюдении, между прочимъ, чистоты около церквей, о мерахъ предосторожности противъ пожаровъ, повешении на высокихъ зданияхъ набатныхъ колоколовъ и т. д. Правила эти татары тоже растолковали въ смысле своихъ упрямыхъ подозрений, такъ какъ русския селения въ циркуляре не были отделены особой оговоркой отъ татарскихъ мусульманскихъ; заговорили о томъ, что ихъ хотятъ заставить вешать на мечетяхъ колокола и заботиться о церквахъ, иначе сказать, насильно крестить. Самое слово— циркуляръ переводили по своему: церкви (ляръ—окончание множественнаго числа), затемъ, не слушая самой бумаги, по одному ея названию уверялись, что дело идетъ въ ней действительно о церквахъ. Волнение было прекращено обычными мерами и очень скоро, но оно сильно и надолго повредило русскому делу во всехъ взволнованныхъ местностяхъ.

Такое же волнение по всему татарскому миру возбудила въ 1897 г. общая перепись населения империи, встретившая сильное пpoтиводествie среди татаръ и породившая разныя нелепыя подозрения касательно религиозныхъ насилий со стороны правительства. Было и еще несколько татарскихъ волнений въ разное время, въ разныхъ местностяхъ и по разнымъ случаямъ (наприм. изъ-за введения въ татарския школы русскаго языка) менее общаго характера.

Непрерывно продолжалось и то общее тяготение мусульманъ къ Стамбулу и султану турецкому, какое замечалось во время нашихъ прежнихъ войнъ съ Турцией. Въ мирное время оно не могло обнаруживаться съ такою откровенностью, какъ тогда, но въ татарскомъ народе и въ среде отатарившихся инородцевъ не переставали ходить безпокойные толки о силе Турции и ея значении для правоверныхъ. По татарскимъ газетамъ, чтение которыхъ значительно распространено даже среди татарскаго простонародья, татары съ болыпимъ интересомъ следили и следятъ за всеми событиями, совершающимися въ Турции и Персии. Особенно большую сенсацию произвело между ними известие о сосредоточении въ 1907 г. турецкихъ войскъ на Кавказской границе. Въ татарскихъ селенияхъ и селенияхъ отатаренныхъ инородцевъ и теперь ходятъ слухи, что турки скоро победятъ русскихъ и завоюют Poccию, после чего заставятъ всехъ принимать магометанскую виру. По другимъ слухамъ, сами татары скоро отделятся отъ России и будутъ выбирать себе царя.

Усилившееся въ последнее время паломничество молодыхъ татаръ въ Стамбулъ за наукой и ближайшее знакомство ихъ съ Турцией подействовали на нихъ далеко не въ пользу Турции и султана. Они воочию увидели здесь явные признаки разложения Турецкой империи и упадокъ силы султана и убедились въ томъ, что онъ никакъ не можетъ сделаться какимъ-нибудь общимъ панисламистскимъ падишахомъ. Къ этому присоединилось еще близкое знакомство ихъ съ младотурками, къ которымъ они охотно присоединялись партийнымъ образомъ. Самая наука Стамбула оказалась далеко ниже науки Каира съ ея европейскими знаниями и светскимъ направлениемъ. Въ последнее время молодежь и стала направляться больше въ Каиръ, чемъ въ Стамбулъ. По возвращении оттуда эти молодые люди стали распространять новую науку и дома; учебныя заведения новаго типа въ Казани привлекаютъ теперь массу учениковъ,—видно, что они пришлись по душе молодому татарскому поколению. Новое дижение не противъ ислама, какъ необходимаго националистическаго элемента жизни, но оно, конечно, должно значительно ослаблять старое узко-религиозное направление этой жизни. Старое, отживающее поколение татар съ его фанатичными муллами и старометодными медресами заметно отстаетъ и стушевывается предъ новыми требованиями века. Отстаетъ отъ новаго течения жизни и самый панисламизмъ въ его первоначальной форме вместе съ своимъ инициаторомъ и вождемъ Гаспринскимъ; его идеалъ объединения всехъ мусульманъ около Стамбула и общаго падишаха начинаетъ заменяться у новаго поколения другими, более либеральными идеалами.

Новые люди почти поголовно крайняго леваго направления политическихъ взглядовъ. Какъ и панисламисты, они крепко стоятъ за самостоятельность мусульманской национальности и за всемирное братское единение всехъ ея племенъ, но уже не около единаго падишаха и подъ единой государственной властью, а при посредстве лишь одной религии и единой мусульманской культуры и въ форме свободной федерации этихъ родственныхъ племенъ, какъ особыхъ госу-дарственныхъ единицъ, съ сохранениемъ за каждой изъ нихъ полной самостоятельности и всяческихъ свободъ. Какъ подобное движение должно отозваться на жизни государств, среди которыхъ живутъ мусульмане въ подданстве, ограничатся ли они однимъ стремлениемъ къ приобретению ceбе лишь известной степени автономии, или же идеальная пока ихъ федерация, постепенно развиваясь и окрепнувъ, проявит рядъ активныхъ выступлений къ приобретению полной государственной самостоятельности для своихъ членовъ, угадать напередъ не возможно. Но предусмотрительная политика Англии давно уже зорко присматривается какъ къ старому, такъ и новому движению мусульманъ у себя въ Индии.

 <<<     ΛΛΛ   

Распорядился поскорее крестить всехъ татаръ потомъ молъ скажу султану
Знаменский П. Казанские татары культуры ислама 11 русскихъ

сайт копирайтеров Евгений