Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Русские мыслители не принимают религиозную этику личного спасения. Бердяев называет ее этикой трансцендентного эгоизма. Она приводит к искажению и извращению идеи Рая, призывая человеческую личность благополучно устроится при неблагополучии других людей и мира. Тем самым она отрицает единство тварного мира и космоса. Отрывание человека от человека и человека от космоса есть результат первородного греха и нельзя переносить его на дело спасения, вносить в образ Царства Божьего образ греховного мира. «Если хоть одно существо, обладающее экзистенциальным центром, не будет воскрешено для вечной жизни, то мир не удался, и теодицея невозможна. При этих условиях мое личное бессмертие не только ущербно, но, в сущности, невозможно», — писал Н. Бердяев. Эстетизм тоже есть претензия на Рай в грехе.

О Рае можно мыслить только апофатически, всякое же катафатическое мышление о нем порождает непреодолимое противоречие, т.к. категории посюсторонней жизни переносятся на потустороннюю жизнь. Основная антиномия нашего мышления о Рае в том, что человек мечтает о Рае и вместе с тем боится райского блаженства как скуки, однообразия, конечности. Эта антиномия связана с парадоксом времени и вечности. Мы переносим на вечность то, что относится лишь ко времени. Невозможно мыслить совершенства, полноты, цельности во времени. Мысль о совершенстве во времени вызывает томящую скуку, представляется остановкой творческого движения. Отсюда скука всех утопий райской жизни на земле, ложь всех утопий и ложь перенесения совершенства из вечности во время.

[136]

Совершенство, полнота и цельность во времени не осуществимы, потому что они означают конец времени, преодоление времени, вхождение в вечность. Время есть несовершенство, частичность и разорванность. Совершенство во времени есть всегда конечность, совершенство же в вечности есть положительная бесконечность.

Но Рай, пишет Бердяев, совсем не в будущем, не во времени, Рай в вечности. Вечность же достигается в мгновения настоящего, не в том настоящем, которое есть часть разорванного времени, а в том, которое есть выход из времени. Вечность есть творческая жизнь, движение не в пространстве и времени, а движение внутреннее, символизирующееся в движении по кругу, а не по прямой линии, т.е. внутренняя мистерия жизни, мистерия духа, в которую вобрана и вся трагедия мировой жизни.

Человек совершенен только в трех случаях: когда он творит, когда любит и когда совершает подвиг. Только тогда он обретает целостность и видит Вечность. Но творческий путь реализации личности — всегда жертва (адские мучения творчества, страдания любви, гибель героя). Творчество — непрерывная жертва отданности бытию, постоянное приношение дани миру.

Отблеск утерянного Рая есть в искусстве и в поэзии, в любви и сновидениях, и человек приобщается в них к мгновениям райского блаженства через творческий экстаз, т.е. через свой творческий путь вверх. В нем разрывается наше время и отменяется наше различение добра и зла, человек переживает окончательную освобожденность. В эти мгновения происходит выход из времени в вечность. Райская жизнь — это полет, а не прикованность к земле, не неподвижность. Она есть прежде всего победа над разорванностью времени.

Августин Блаженный утверждал, что время состоит из трех моментов настоящего: настоящее ожидания — это будущее, настоящее воспоминания — это прошлое, настоящее переживания — это настоящее. Мы устремлены к прошлому в воспоминании и к будущему в воображении. В воспоминании прошлое пребывает в настоящем, и в воображении будущее пребывает в настоящем. В этом парадокс времени. Мы ищем вечного настоящего как победы над потоком времени, и для этого мы постоянно выходим из настоящего в прошлое и будущее, точно в прошлом и будущем можно уловить вечное настоящее. Поэтому, живя во времени, мы обречены никогда не жить в настоящем. В устремлении к будущему происходит ускорение времени, при котором невозможно остановиться в настоящем для созерцания Вечного. Райская жизнь есть в вечном настоящем, победа над адской мукой времени. Ускорение времени, обращенность к будущему заменяется творческим полетом в бесконечность (в Вечность).

Рай создается человеком, человеческой свободой, человеческим творчеством, человеческим усилием. Рай и ад есть духовная жизнь

[137]

человека, и они раскрываются в глубине духа. Только слабость сознания выносит Рай и ад вовне, переносит их в объективный порядок, подобный порядку природы. Сознание более углубленное и цельное вбирает их внутрь духа, т.е. перестает пассивно мечтать о Рае и испытывать пассивный ужас перед адом. Но тогда Рай и ад не проецируются во времени в будущее. В каждое мгновение настоящего совершается суд Божий — это и есть голос Вечности. В этой способности к высшему духовному творчеству, творчеству совести, личной ответственности и заключена правда-красота личности. Ибо Царство Божие, сказал Христос, внутри нас. Царство Божие есть достижение совершенства красоты и цельности духа.

 <<<     ΛΛΛ   

Эта антиномия связана с парадоксом времени вечность вечности

сайт копирайтеров Евгений