Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Гораздо большее значение приобретает польское масонство при Станиславе-Августе
Понятовском. Человек просвещенный и высокообразованный, Понятовский не только
оказывал покровительство масонам, но и сам записался в 1777 году в варшавскую и
немецкую ложи "Под тремя шлемами" и, произведенный в кавалеры немецкой ложи
Rose-Croix, принял в строжайшей тайне под имененм Eques Salsinatus, как F(rater)
R (oseae) - A (ureae) С (rucis), установленную присягу, оговорив свои
"гражданские и королевские обязанности".

Членами масонских лож состоят при Станиславе-Августе почти все придворные
сановники и виднейшие государственные деятели. В эпоху великого или
четырехлетнего сейма (1788-92гг.) масоны насчитывают в своей среде и многих
сеймовых послов: Матушевича, Немцевича, Солтыка, Линовского, кн. Казимира
Сапегу, кн. Адама Чарторыйско-го и др., причем секретарь сейма Ян Лущевский
исполняет одновременно обязанности секретаря великого польского востока, и самих
творцов конституции 3 мая 1791 года, Игнагая Потоцкого, Станислава Малаховского,
ксендза Пиа-толи, и многих польских послов при иностранных дворах, Щснсного,
Потоцкого, Войну, Букату, Морского и др.

Большинство этих лиц, находясь у кормила правления, "делая историю", проводит
общественные и политические реформы, несет идеи возрождения Польши, идеи эти
идут таким образом не снизу, а сверху, не от молодых, а от старших, в этом
смысле масонство становится при Станиславе-Августе весьма важным политическим
фактором и несомненно оказывает большое влияние на мирный исход того
государственного переворота, который привел к конституции 3 мая.

Борьба света с тьмой, с предрассудками и с религиозной нетерпимостью является
главной заданий масонов в эпоху Станислава-Августа, об этом свидетельствуют
самые названия тогдашних лож: "Побежденная тьма", "Побежденный предрассудок", и
т.п. Рядом с этим масоны преследуют общие гуманитарные цели, открывают целую
сеть благотворительных учреждений, приюты для старцев и нищих, занимаются
раздачей румфордского супа, вводят бесплатное оспопрививание.

В члены некоторых масонских лож принимались иногда и женщины. Такие ложи
назывались "адопцийными". В адопцийной ложе "Благотворительность" встречаются
среди членов фамилии кн. Чарторыйской, Радзивилл, гр. Потоцкой и др. Особый
характер носят смешанные ложи "мопсов и мопсих", возникшие в Австрии в 1738 году
и распространившиеся затем во Франции при Людовике XV в эпоху господствовавшей
при этом короле распущенности нравов. Они перешли в конце XVIII века в Польшу в
виде "amusements mysterieux" и усвоили в себе обряды, не вполне поддающиеся
изложению в печати. Такова была, например, виленская ложа "Совершенная верность"
с великой мастершей барон. Ферзен, великой надзирательницей гр. Пржездецкой и
гр. Солтан.

В царствование Станислава-Августа польское масонство постепенно осовобождается
от иностранных влияний. В 1767 году возникает первая польская великая ложа при
непосредственном участии известного масона Жана-Луки де Ту де Сальверт, военного
инженера в Берне, вынужденного искать убежища в Варшаве и основавшего здесь ложу
"Доброго пастыря", которую он назвал grande souveraine loge, a себя великим ее
мастером от английской ложи в Париже.

Польское масонство состояло из семи степеней. Братья трех первых степеней, т.е.
ученики, товарищи и мастера, составляли "ложи св. Иоанна" или "символические",
братья четвертой степени - "избранные рыцари" и пятой - "шотландские кавалеры" -
ложу "капитул шотландский", наконец, братья шестой степени - "рыцари востока" и
седьмой - злато-розового креста - составляли "капитулярную высшую шотландскую
ложу".

Основанной Мошинским Великой Польской Ложе уже в 1770 году было подчинено семь
других лож. На ее оживленную деятельность вскоре обратила внимание императрица
Екатерина II, и русское посольство в Варшаве стало принимать меры к обеспечению
за собой руководства польским масонством. В 1779 году сын нознаньского воеводы
гр. Ян Понинский, представив подложный диплом старошляхетской директории в
Страсбурге, якобы уполномочивавшей его к учреждению новых и реформированию
старых лож, основал в Варшаве шотландскую ложу "Екатерины под Северной звездой",
названную так из раболепства к "просвещенной государыне-покровительнице
свободного каменщичества в своем государстве".

Избранный первым великим мастером объединенных лож Короны и Литвы, Потоцкий
произвел окончательную реорганизацию польского масонства, после чего состоялось
официальное открытие польского великого востока ( март 1784 год). В состав его
входило 13 объединенных лож, а именно 4 под варшавским востоком : "Екатерины под
Северной звездой", "Святыни Изиды", "Северного щита" и "Богини Элевзис", 4 под
виленским востоком.- "Совершенного соединения", "Ревностного литвина", "Доброго
пастыря", "Храма мудрости", 3 под познаньским востоком: "Увенчано-го
постоянства", "Орла белого", "Школы мудрости", 1 под дубенским востоком -
"Совершенной тайны", и 1 под гродненским востоком - "Счастливого освобождения".

После Игнация Потоцкого обязанности великого мастера исполнял в течение
короткого времени генерал Андрей Мок-роновский, затем с 1785 года, Щенсный
Потоцкий, отказавшийся от своего молотка в январе 1789 года ввиду предстоящего
разрыва Польши с Россией. На его место был избран "доблестный патриот" Казимир-
Нестор Сапега, сеймовый маршалок и генерал от артиллерии.

Охватившее всю Польшу антирусское движение коснулось и масонских лож, в том же
1789 году по случаю королевских именин ложа-матерь "Екатерины под Северной
звездой" была переименована в ложу "Станислава-Августа под Северной звездой".

В польских областях, перешедших к Австрии и России, всякие масонские организации
были запрещены, в Австрии с 1795 года, в России с 1797 года. И только в
областях, доставшихся Пруссии, масонские ложи продолжали развиваться, но не
польские, а немецкие, подчиненные трем независимым великим берлинским ложам, а
именно: Grosse Langes-Loge, ложе "Королевский Йорк приязни", "Трех глобусов".

Так продолжалось до 1807 года, когда из завоеванных у Пруссии польских областей
Наполеон образовал новое польское государство, прозванное Великим Герцогством
Варшавским. В этом маленьком государстве, призванном к жизни великим Наполеоном
и полагавшем в нем все свои надежды на лучшее будущее, возродилось и польское
масонство на новых, соответствовавших изменившемуся политическому положению
началах, оно стало теперь следовать преимущественно французским образцам и
вступило в тесную связь с французским великим востоком. Уже в 1807 году
возникает французская ложа "Соединенных братьев поляков и французов" на востоке
Варшавы в зависимости от парижского великого востока, окружая особу Наполеона
почти религиозным культом, простиравшимся до установления орденской ленты
пепельного цвета в воспоминание "цвета верхнего платья, в котором впервые
вступил на польскую землю в 1806 году великий Наполеон, освободитель польского
народа".

"Соединенные братья" вдохновлялись надеждой на более или менее близкое
объединение Наполеоном всей поделенной Польши и укреплялись, вероятно, в этой
надежде постепенным ростом польских масонских организаций, возрождением старых
польских лож - "Святыни Изиды", 1809 г., "Богини Элевзис", "Северного щита" - в
Варшаве, "Побежденного предрассудка" - в Кракове и переходом прусских лож в
зависимость от Парижа.

Политические события 1812-13 годов вновь вызывают перерыв в деятельности
масонов, но, несмотря на официальное постановление великого польского востока от
30 января 1813 года о закрытии масонских лож, некоторые из них и сам великий
капитул продолжают тайно свои работы в течение всего 1813 года.
Благотворительные масонские общества в Варшаве, Вильне, Кракове и других
городах, управляемые избранными из среды местных лож комиссиями, оказывают
деятельную помощь находящимся в госпиталях больным, военнопленным и семействам
погибших в боях.

В новый фазис жизни вступает польское масонство в 1815 году, после
присоединения, согласно постановлению венского конгресса, значительной части
варшавского герцогства к российской империи.

Польские масоны, назвавшие, как уже сказано, в конце XVIII века в честь русской
"великодушной монархини" одну их своих лож ложей "Екатерины под Северной
звездой", затем окружившие ореолом Наполеона, "ниспосланного для освобождения
польского народа", теперь, после его падения, обратили свои взгляды к восходящей
звезде русского императора, который оказывал знаки внимания Костюш-ке, дружил с
Адамом Чарторыйским и не пожелал при въезде в Краков принять ключи от президента
города, называя себя "не победителем, а другом поляков". Начинается новая полоса
веры в нового "воскресителя" Польши, императора Александра.

Александр I благосклонно принимал выражения патриотических чувств. Двоякой целью
руководствовался он в данном случае: созидательной и охранительной. "С одной
стороны он хотел использовать польское масонство для проведения своего проекта
касательно слияния Литвы с Польшей и, насаждая масонские ложи одновременно в
Царстве Польском и Литве, влиять при их посредстве на общественное мнение,
подготовить путем восстания прежней польско-литовской унии унию политическую".

Исполнителем этих предначертаний Александра I был генерал Александр Рожнецкий,
избранный в 1816 году заместителем великого мастера польского Великого Востока.

Любопытную страницу в истории виленских лож занимает принадлежавший члену ложи
"Усердный Литвин", профессору виленского университета, доктору философии и
медицины, Якову Шимкевичу, проект реформы масонства, сводившийся, главным
образом, к исключению всяких тайн из обрядов и деятельности масонских лож. 16
марта 1818 года, на заседании своей ложи, Шимкевич высказал мнение, что для
непосредственных целей, преследуемых масонами, для просвещения и
благотворительности, какие бы то ни было тайны излишни, что они "являются
притворством, очень дорого обходятся и способствуют дурной славе, тогда как
орден может существовать и без них".

Объединив вокруг себя 17 сторонников реформы, преимущественно профессоров
виленского университета,Шимке-вич образовал франк-масонское реформированное
товарищество под названием: ложа "Усердный Литвин" на востоке Вильна.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Религиозное учение духовных христиан объявляло греховным весь окружающий мир
О которых минский губернатор в секретном письме писал
Неожиданно из тени выступает фигура человека в маске из черной шерсти с приделанными к ней тяжелыми
Среди фарисеев тоже
Когда гус отправился в констанцу учрежден благодати

сайт копирайтеров Евгений