Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В дальнейшем развитии легенды место рыцарей Иоанна Иерусалимского заняли уже
рыцари Храма, самое название которых как бы наталкивало на догадку о близости их
к физическим строителям храмов: после уничтожения во Франции Ордена Тамплиеров
тайный преемник их последнего Гроссмейстера, Жака де Молэ, Пьер д'Омонт укрылся
с несколькими рыцарями в Шотландии, где они примкнули для безопасности к
масонскому цеху и приняли название франк-масонов, так сохранили они для
потомства свои великие тайны и свой старинный символический ритуал.

В 1745 году поход новых крестоносцев осуществился. Последний Стюарт, воспитанный
в Риме, внук Иакова II-Карл Эдуард (Карл III), высадился на севере
Великобритании, овладел Шотландским престолом и немедленно объявил себя
гроссмейстером шотлапдеткого масонства, но через год его сторонники были разбиты
войсками Георга II, и он принужден был бежать обратно на материк. Трудно
сказать, действительно ли этот последний Стюарт был активным масоном, но молва
сделала его "Верховным Гроссмейстером всех Шотландских, Французских и Немецких
Лож" и отважным заговорщиком, посещавшим тайные масонские общества в самой
столице короля Георга; в рассказах барона фон Хунда он фигурирует в качестве
таинственного "рыцаря с красным плюмажем", посвящавшего его в Париже в "рыцари
Храма".

Мы видели уже, что Великая Лондонская Ложа не объединяла английского масонства,
что кроме лож, признававших ее авторитет, существовали ложи, совершенно от нее
независимые, не говоря уже об ирландских и шотландских ложах, создававших себе
свои собственные центры.

Процесс объединения масонства совершался в Англии довольно медленно и не без
труда, тем более, что и серьезных стимулов для объединения пока не существовало.

В начале 50-х годов процесс усложнился благодаря появлению нового масонского
центра - "Великой Английской Ложи Старых Уставов". Попытки организации новых
"великих лож" делались в Англии и раньше, но все они заканчивались неудачей:
действительно опасный конкурент явился у Великой Лондонской Ложи только теперь.
Основанная в июне 1751 года в составе пяти лорадоиских лож "Великая Ложа
Старинных Уставов" уже через три года имела в своем ведении 28 лож, в 1760 году
- 83, в 1800-167.

Период после ее основания известен в истории масонства под именем периода
"великого раскола". В действительности раскола тут не было, так как большинство
примкнувших к новому центру лож авторитета старого центра не признавали и
раньше: это было, таким образом, лишь независимое и параллельное развитие двух
организаций.

В начале отношения между "старым" и "новым" масонством носили мирный характер:
не было ни разных столкновений, ни взаимных нападок. Но когда быстрые успехи
новой организации слишком затронули и самолюбие, и интересы Великой Ложи, ее
сторонники обрушились на "старых" с обвинениями в расколе и самозванстве, на что
те отвечали не менее резкими нападками на "новых". На несколько лет загорелся
ожесточенный спор, руководимый двумя "великими секретарями" - Уильямом Престоном
со стороны "новых масонов" и Лорентом Дермотом со стороны "старых".

Разногласия между "старым" и "новым" масонством носили почти исключительно
ритуальный характер. Что касается более глубоких различий, то если они и
существовали, их можно было заметить лишь при начале "раскола", когда социальный
и национальный состав двух масонств не успел еще стать однородным. В "старом"
масонстве преобладает первоначально ирландский, и отчасти шотландский элемент, в
социальном же отношении оно было представлено более демократическими классами до
ремесленников и мелких буржуа включительно; сам Дермот, ирландец по
происхождению, вышел из простой рабочей семьи и сам был вначале рабочим. В 1758
году "Великая Ложа Старых Масонов" заключила тесный союз с "Великой Ложей
Ирландии", а позднее своего рода личная уния соединила ее и с "Великой Ложей
Шотландии", в течение 10 лет (с 1771 до 1781 г.) ее гроссмейстерами были
гроссмейстеры шотландского масонства герцоги Атольские, организованные в конце
30-х годов военные ложи "старых" масонов получили название "Лтольских" и
"походных Ирландских" лож.

С течением времени состав обоих английских масоиспз становился все более и более
однородным - в обоих решительно преобладал великосветский и титулованный
элемент. Старые споры забывались, ритуальные различия сглаживались. В конце
XVIII века очень многие масоны были одновременно членами и "новых", и "старых"
лож. Объединение организаций стало вопросом времени.

Первое предложение об объединении было сделано в 1797 году "старыми" масонами,
но переговоры протянулись целых 16 лет, и только в 1813 году, когда
гроссмейстерами "старого" и "нового" масонства стали два брата короля, герцоги
Кентский и Суссекский, оно наконец осуществилось. На общем собрании обеих
великих лож по предложению гроссмейстера "старых масонов" герцога Кентского
герцог Суссекский был выбран единогласно "Гроссмейстером великой Соединенной
Ложи Старых Масонов Англии". Как видно из этого титула, объединение явилось
фактически победой "старых".

В объединительном акте 1813 года было объявлено, что "чистое старое масонство"
состоит лишь из трех степеней - ученика, рабочего и мастера, но и "высокий Орден
Священной Королевской Арки" признавался наряду с ними, как добавочный и не для
всех обязательный институт. На таких же основаниях допускался в масонстве и
ритуал рыцарских степеней.

В 1815 году появилось новое издание "Книги Конституций". Боевой пункт о религии
и Боге был сформулирован в ней так: "Та или иная религия и способ поклонений
божеству не может быть поводом к исключению кого бы то ни было из Общества
фраык-масонов, лишь бы он веровал в славного Архитектора неба и земли и
практиковал священные обязанности морали". Формулировка эта представляла
компромисс между сторонниками полной свободы совести и масонами, желавшими
видеть в своей среде одних христиан.

Французское масонство

Французское франк-масонство - побочное дитя английского.

Ранняя история его тесно связана с наплывом во Францию английской знати после
революций XVII века. "Достославная революция" 1688 года низвергла окончательно
династию Стюартов и заставила ее представителя Иакова II с кучкой верных
приверженцев искать убежища у христианского Короля-Солнца Франции Людовика XIV.
С этих нор устанавливается непрерывная тяга на континент во Францию той части
английской знати, которая осталась верна королю-изгнаннику, надеялась на его
возвращение и готова была содействовать этому даже с оружием в руках, за что и.
получила характерное название "сторонников Иакова" - "якобитов". Наиболее
скомпрометированные якобиты вынуждены были окончательно расстаться с родиной.
Эти эмигранты и сочувствовавшие им поклонники английских общественных порядков и
были первыми основателями масонских лож во Франции.

Уже в тридцатых годах XVIII века в Париже числилось 5 лож Первая ложа, известная
под разными наименованиями, основана была будто бы в 1725 году, но лишь в 1732
году получила свою конституцию от великой ложи Англии. В основании этой ложи
среди других англичан принимал деятельное участие Чарльз Рэдклифф, граф
Дервентуотер, убежденный якобит, сложивший впоследствии свою голову на плахе в
Англии. Смутные сведения масонских летописцев и историков ставят его на почетное
место предполагаемого 1-го великого мастера (гроссмейстера) Франции с 1736 года.
После пего будто бы был выбран 4 или б ложами, в качестве великого мастера, граф
Гарнуестер, предполагаемый 2-й гроссмейстер Франции.

Рядом с якобитским дворянством организуют ложи во Франции и представители
английской знати, сохранившей верность новому Ганноверскому дому. Английские
газеты рассказывают неоднократно о заседаниях парижских лож, учрежденных
родовитыми английскими аристократами, на которых присутствует, между прочим, и
знаменитый Монтескье.

Масонство быстро начинает распространяться, и уже в 1732тоду находим мы
"английскую ложу" в Бордо. Вскоре, заметим, появляются ложи в других больших
городах Франции: Лионе, Руане, Кане, Монпелье, Авиньоне, Нанте, Тулузе. Наконец,
молодой герцог д'Антэн, становится во главе парижских лож: это 3-й, если
следовать масонской традиции, но на самом деле первый французский Великий
Мастер.

Слабое развитие общественного самосознания привело к усвоению лишь внешней формы
английского масонства.

Времяпрепровождение братьев-масонов, собиравшихся в ресторанах и кабачках, не
отличалось строгостью нравов: роскошные обеды и карточная игра, по-видимому, их
главное занятие. Между тем таинственность, с одной стороны, и шумность собраний
- с другой, скоро привлекли к масонам особенное внимание полиции, не
прекращавшей за масонами зоркого наблюдения с тех пор, как движение это вышло за
пределы английских колоний. 10 сентября 1737 года полицейский обход застиг в
полном разгаре собрание масонов у виноторговца Шапло. Уже на улице было, заметно
громадное скопление кабриолетов, лакеев знатных господ и любопытных. Несмотря на
энергичный протест случившегося здесь великого мастера - герцога д'Антэна,
полицейский комиссар настоял на закрытии собрания, причем содержатель гостиницы
поплатился большим штрафом. Но полицейские гонения не помешали дальнейшему
распространению масонства в самом Париже и заседаниям у популярных
"гостинщиков".

Особенно же свободно развивались ложи за пределами Парижа, в провинциях, куда не
досягал зоркий глаз парижской полиции. Так, в Люневилле масоны устроили 17
февраля 1738 года большой пир, на котором присутствовали лица обоих полов и
братья-масоны, притом со всеми своими знаками отличия. Торжество началось
концертом. В полночь открылся бал под звуки великолепного оркестра. В двух
смежных комнатах шла оживленная игра в карты. Собравшиеся были так уверены в
своей безнаказанности, что ожидали даже прибытия высокопоставленного гостя,
короля Станислава Лещинского (наместника Лотарингии и тестя Людовика XV).

Очевидно, такое времяпрепровождение не было исключением в практике масонских лож
Так, в одной из французских газет 1736 года находим известие такого рода: "Столь
старое, как и знаменитое в Англии общество, делается модным. Кто хочет вступить
в него, должен внести 10 луидоров и в придачу сказать много добрых слов. Недавно
было принято 10 новых сочленов и церемония закончилась обедом, при котором
присутствовали люди новых чинов, причем герцог, прежде чем садиться за стол,
выиграл у одного английского лорда 700 луидоров в пикет". При таких условиях
старания полиции разузнать масонские тайны увенчались успехом: при помощи
подкупленной певички удалось получить масонский ритуал, который тотчас и был
подвергнут осмеянию публики. Танцовщицы исполняли в театре "масонский танец".
Ученики иезуитской коллегии высмеивали в пантомиме принятие в масоны. Даже в
театре марионетки выступал франк-масон - петрушка. Посыпалась масса ядовитых
памфлетов, но масонство вместе с тем стало вопросом дня, - оно сделалось модным
и ему открылся широкий путь в ряды третьего сословия.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Принадлежали к братству вольных каменщиков
С течением времени белорусские политические деятели пытались взять это движение в свои руки
Совета общественных деятелей
Макарова Н. Тайные общества и секты сектоведения 6 мастера
В день освобождения он был арестован вновь

сайт копирайтеров Евгений