Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Может быть, у мистического направления больше сил для защиты? Никакой мыслитель или исследователь истории не станет это утверждать. Да, мистицизм излучает жар, согревая сердце; и горе гиганту догмы или герою действия, если им чужда ее глубина и чуткость. Бог создал руки, голову и сердце: руки — для дела, голову — для мира, а сердце — для мистицизма. Царь в деянии, пророк в речи, священник сердцем — таким должен стать человек перед Богом; и христианство, презирающее мистицизм, становится холодным и оцепеневшим. Мы должны радоваться всякий раз, когда мистическая атмосфера обволакивает нас, позволяя дышать благодатным воздухом весны. Жизнь становится истиннее, глубже и богаче. Но было бы досадной ошибкой полагать, что мистицизм сам по себе может победить дух эпохи. Не Бернар Клервоский, а Фома Аквинский, не Фома Кемпийский, а Лютер были властителями духа людей.

Мистицизм по самой своей природе замкнут; он стремится избегать контактов с внешним миром. Сама его сила — в неразличимой жизни души, и потому он не может занимать активную позицию. Он протекает по подземному руслу, не являя отчетливых линий на поверхности. Мало того, история доказывает, что односторонний мистицизм всегда становился болезненным и в конце концов вырождался в мистицизм плоти, поражая мир своим нравственным бесславием.

Поэтому, радуясь возрождению практической и мистической тенденций, я думаю, что обе они окончатся скорее провалом и уж во всяком случае не компенсируют отказа от Истины Спасения. Мистицизм сладостен, добрые дела ценны, но семенем Церкви и при зарождении христианства, и в век Реформации была кровь мучеников; а мученики наши пролили кровь не за мистицизм и не за филантропию, а за истину. Сознательная жизнь — божественная прерогатива человека, и только из ясного, незатемненного сознания проистекает могущественное слово, которое заставит время обратить свой ход и сотворит переворот в духе мира. Когда практические и мистические христиане верят, что они смогут действовать без собственной христианской жизни и своего мировоззрения, они просто обманывают себя. Никто не может так действовать. Тот, кто думает, что он может упразднить христианские истины и покончить с катехизисом Реформации, бессознательно внимает постулатам современного мировоззрения и, не осознавая, как далеко он ушел в сторону, присягает катехизису Руссо и Дарвина.

Поэтому не будем останавливаться на полпути. У всякого растения есть корни; за всяким проявлением жизни скрывается некий принцип. Принципы взаимосвязаны, их общий корень — в основном, главном принципе, из которого логически и систематически развивается целый комплекс направляющих идей и концепций, которые составляют нашу жизнь и наше мировоззрение. С таким последовательным взглядом на жизнь и мир, твердо покоящимся на своем принципе и непротиворечивым в своей конструкции, модернизм атакует христианство. Против этой смертельной опасности вы, христиане, можете успешно защитить свое святилище, только представив свое разработанное с той же ясностью мировоззрение, опирающееся столь же твердо на свой собственный принцип. Этого достигнешь не добрыми делами и не мистицизмом. Преисполнив сердце мистической теплотой и проявляя в обильных плодах свою личную веру, надо вернуться к той поворотной точке истории, которой достигла Реформация, то есть — к кальвинизму. Здесь нет выбора. Социнианство умерло бесславной смертью; анабаптизм погиб в диких революционных оргиях. Лютер так и не разработал своей основной мысли. Протестантизм, взятый в общем, без дальнейших различий, — либо чисто негативная концепция без содержания, либо слово, подобное хамелеону, которым прикрываются, как щитом, те, кто отрицает Богочеловека. Только о кальвинизме можно сказать, что он последовательно и логически проследовал путем Реформации, создал Церкви и государства, наложил свой отпечаток на социальную и публичную жизнь и, таким образом, в полном смысле слова создал для всей жизни человека свой собственный мир мысли.

Я убежден, что после того, что я рассказал в первых лекциях, никто не обвинит меня в недооценке лютеранства. И все же сегодняшний германский император не менее трех раз показал нам дурные последствия как будто бы небольших ошибок Лютера. Лютер заблуждался, признавая суверена той или иной земли главой церкви этой земли. И что же мы можем в результате ожидать от германского эксцентричного императора? Штекера, лидера христианских демократов, он удалил от двора просто за то, что этот смелый защитник церковной свободы позволил себе выразить желание, чтобы император не был верховным епископом. Затем, направляя немецкую эскадру в Китай, он приказал Генриху, принцу Прусскому, нести на Дальний Восток не «христианское», но «имперское Евангелие». А недавно он призвал своих подданных исполнять свои обязанности, указывая в качестве побудительного мотива на то, что после смерти они предстанут перед Богом и... Христом? …Нет! Перед Богом и... великим императором. Наконец, на банкете во время пребывания в Вестфалии, он заявил, что Германия должна неуклонно продолжать свои труды в условиях благословенного мира, как на то указывает простертая рука великого императора, возвышающегося здесь над нами. Поистине, это все более смелое наступление цезаризма на сущность христианской религии! Как вы видите, это далеко не пустяки; затронуты принципы всемирного значения, за которые наши праотцы в век Реформации яростно сражались. Мне, как и любому, это очень не нравится. Чтобы ради защиты христианства противопоставить принцип принципу, мировоззрение мировоззрению, в распоряжении настоящего протестанта есть только кальвинистский принцип, являющийся единственным надежным основанием, на котором можно созидать.

Что же мы должны понимать под возвратом к кальвинизму? Имею ли я в виду, что всякий протестант должен подписаться, и чем скорее, тем лучше, под реформатскими символами веры, чтобы церковное многообразие было поглощено единством реформатской церковной организации? Я далек от столь грубого, столь невежественного, столь неисторического желания. Само собой разумеется, каждое убеждение, каждое исповедание стремится к абсолютной и безусловной пропаганде, и слово Павла к Агриппе: «…Молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я…» (Деян. 26:29) остается сердечным пожеланием не только каждого доброго кальвиниста, но и вообще всякого, кто наделен твердыми, непоколебимыми убеждениями. Но столь идеальное желание человеческого сердца не может осуществиться в эту эпоху наших отношений с Богом. Прежде всего ни один реформатский стандарт, даже самый чистый, не может считаться таким же безошибочным, как слово Павла. Кроме того, кальвинистское исповедание столь глубоко религиозно, столь возвышенно духовно, что, за исключением периодов сильного религиозного брожения, его никогда не примут широкие массы, и воздействует оно лишь на относительно небольшой круг. Далее, врожденная односторонность человека с необходимостью ведет к тому, что Церковь Христова является во многих формах. Наконец, одна Церковь может поглотить членов другой лишь в критические моменты истории. При обычном ходе вещей восемьдесят процентов христиан умирает будучи членами той Церкви, которой они принадлежали по рождению и в которой были крещены. Кроме того, отождествление моей программы с поглощением одной церковью другой не соответствовало бы ходу моего рассуждения. Я представлял вам исторический кальвинизм не как явление, ограниченное узким церковным кругом, а как феномен всеобщего значения. Поэтому то, о чем я говорю, в основном можно свести к четырем пунктам: 1) Надо не уходить от кальвинизма там, где он еще существует, но укреплять его там, где живо его влияние; 2) Кальвинизм надо изучать, чтобы внешний мир узнал его; 3) Надо снова развивать кальвинистские принципы в согласии с нуждами нашего времени и последовательно применять их в различных сферах жизни; 4) Следует, чтобы Церкви, которые все еще исповедуют его, больше этого не стыдились.

Итак, кальвинизм надо не игнорировать там, где он все еще существует, а скорее укреплять его историческое влияние. Чтобы подробно, даже тщательно, указывать на следы, которые он оставил в социальной, политической и эстетической жизни, нужно изучить его шире, чем позволяет краткий лекционный курс. Позвольте мне поэтому указать американской аудитории на отличительную особенность вашей политической жизни. Я уже отметил в своей третьей лекции, что в преамбуле нескольких ваших конституций, занимающих решительную демократическую позицию, заложена не атеистическая точка зрения, свойственная Французской революции, но кальвинистское исповедание верховной власти Бога, иногда — даже в тех же словах, что у Кальвина. Среди вас нельзя найти и следа того циничного антиклерикализма, который стал тождествен самой сути революционной демократии во Франции и в других местах. Когда ваш президент провозглашает национальный день благодарения или когда заседания Конгресса в Вашингтоне открываются молитвой, это каждый раз свидетельствует, что даже сейчас по жилам американской демократии еще струится кровь отцов-пилигримов. Даже ваша обычная школьная система, в той степени, в какой она благословлена чтением Писания и вступительной молитвой, указывает, хотя и с меньшей отчетливостью, на такое же кальвинистское происхождение. Сходным образом, в возникновении вашего университетского образования, созданного по большей части благодаря частной инициативе; в децентрализованности и автономности ваших местных правительств; в строгом, но все же не законническом соблюдении воскресного дня; в уважении к женщинам без свойственного Парижу обожествления их пола; в чувстве домашнего очага; в прочности семейных уз; в несравненной свободе слова и безграничном уважении к свободе совести — во всем этом ваша христианская демократия прямо противоположна Французской революции. Можно исторически показать, что вы обязаны этим кальвинизму и только кальвинизму. Но пока вы пользуетесь его плодами и пока даже за пределами ваших границ конституционная система, результат кальвинистской борьбы, поддерживает вашу национальную честь, повсюду шепчутся о том, что все это следует считать благодеяниями гуманизма. Едва ли кто-нибудь по-прежнему чтит следствия кальвинизма; почти все думают, что он влачит незаметное существование в каких-то догматически окостеневших кругах. И вот я требую с историческим правом, чтобы это неблагодарное игнорирование наконец закончилось и чтобы влияние его снова заметили там, где он еще остается в повседневной жизни. Люди совершенно иного духа хотели бы бессознательно направить поток жизни по пути Французской революции и германского пантеизма. Что ж, вы, по эту сторону океана, и мы, по другую сторону, должны самым яростным образом сопротивляться такой фальсификации исторических принципов нашей жизни. Чтобы мы были способны это сделать, я призываю изучать историю и принципы кальвинизма. Без знания нет любви, и кальвинизм потерял свое место в сердцах людей. Сегодня он защищается только с теологических позиций, и то весьма односторонне. Причину этого я указывал в предыдущей лекции. Поскольку кальвинизм произошел не из абстрактной системы, а из самой жизни, то и в пору своего расцвета он не представал как систематическое целое. Дерево цвело и приносило плоды, но никто не исследовал его природы и роста. Кальвинизм поначалу скорее действовал, чем убеждал. Сейчас изучение больше нельзя откладывать. И биографию, и биологию кальвинизма нужно тщательно исследовать и продумать. Иначе, не зная самих себя, мы отклонимся в сторону, в мир идей, который скорее в разногласии, чем в согласии с жизнью нашей христианской демократии, и будем отсечены от корня, на котором мы некогда столь плодоносно росли.

Только такое исследование сделает возможным то, что я называл третьим по счету — согласие принципов кальвинизма с нуждами современного сознания и их приложение к каждой области жизни. Я не исключаю теологию, она тоже влияет на жизнь во всех ее проявлениях. Грустно смотреть, как теология Реформатских Церквей в стольких странах подпала под влияние совершенно чуждых систем. Но как бы то ни было, это — только одна из многих наук, которые требуют кальвинистского подхода. Есть еще и философия, психология, эстетика, юриспруденция, социальные науки, литература, даже медицина и биология, каждая в отдельности и все вместе, когда они, воспринятые философски, возвращаются назад, к основам. Следует гораздо серьезнее, чем прежде, спросить, согласуются ли онтологические и антропологические принципы, господствующие сейчас в методологии этих наук, с принципами кальвинизма, или противоречат самой его сути.

Наконец, я добавил к трем требованиям, которые мне представляются исторически оправданными, и четвертое, заключающееся в том, чтобы те Церкви, которые, по их словам, исповедуют реформатскую веру, этого не стыдились. Вы слышали, как широка моя концепция и как широки мои взгляды, даже в области церковной жизни. Спасение церковной жизни я вижу только в ее свободном развитии. Я высоко ценю многообразие. Даже Церкви, имеющей самое чистое вероисповедание, я бы не советовал отказываться от помощи других Церквей, ее неизбежная односторонность должна восполняться. Но меня всегда наполняло негодованием, когда я видел Церковь или встречал служителей Церкви, знамя которых свернуто, когда надо бы его развернуть, смело являя на ветру свои славные цвета. То, что кто-то считает истиной, он должен проявлять в слове, делах, всем образе жизни. Если Церковь, кальвинистская по происхождению и все еще узнаваемая по исповеданию, утратила мужество и больше не стремится смело отстаивать свое исповедание перед всем миром, она бесчестит не кальвинизм, а саму себя. Церковь, поистине реформированная, может быть небольшой, но она необходима для кальвинизма. Незначительность семени не должна нас тревожить, если это семя, здоровое и целое, преисполнено неодолимой жизненной силой.

Моя последняя лекция быстро подходит к концу. Перед тем как ее завершить, я чувствую, что надо бы ответить на вопрос, который я и намеревался задать в конце: упраздним мы или утвердим учение об избрании? Позвольте мне противопоставить слову «избрание» другое слово, которое происходит от того же корня. Наше поколение уже не слышит слов «избрание» или «избранный», но с безумным энтузиазмом воспринимает слово «отбор». Как же в таком случае сформулировать животрепещущую проблему, которая скрывается за этими двумя словами? Как различаются решения этой проблемы, представленные такими похожими словами? Проблема касается фундаментального вопроса: откуда происходят различия? Почему не все одинаковы? Почему одно — в одном состоянии, а другое — в другом? Нет жизни без различий, и нет различий без неравенства. Восприятие различий — источник человеческого сознания, причина всего, что существует, растет и развивается, другими словами — основа всякой жизни и мысли. Поэтому я смело скажу, что в конце концов всякую проблему можно свести к названной: откуда происходят различия? Откуда происходит разнородность, гетерогенность существования, происхождения и сознания? Скажем так: если бы вы были растением, вы хотели бы скорее быть розой, чем грибом; если насекомым, то скорее бабочкой, чем пауком; если птицей, то скорее орлом, чем совой; если высшим позвоночным, то львом, а не гиеной; а будучи человеком — скорее богатым, чем бедным, скорее талантливым, чем тупым, скорее белым, чем готтентотом или кафром. Между всем этим существует различие, и немалое. Везде есть различия, и такие, которые почти в каждом случае заключают в себе предпочтение. Когда сокол терзает голубя, почему они отличны друг от друга? Вот один из самых важных вопросов в животном и растительном мире, среди людей, в социальной жизни; и наш век пытается решить эту проблему проблем посредством теории отбора. Даже в отдельной клетке есть различия между слабыми и сильными элементами. Сильнейший одолевает слабейшего, победа заложена в более высокой потенции бытия. Если же слабый как-то сохраняет существование, различие проявится в дальнейшем ходе борьбы.

Трава этого не осознает, как и паук, собирающийся поймать муху, и тигр, убивающий оленя; слабое создание не объясняет для себя своих бед. Но мы, люди, ясно сознаем эти различия, и потому не можем избежать вопроса, не изобретена ли теория отбора, чтобы примирить менее одаренное творение со своим существованием. Обычно признают, что сама по себе данная теория может только провоцировать еще более яростную борьбу, предложив слабейшему что-то вроде «lasciate ogni speranza, voi ch’entrate» («Оставь надежду, всяк сюда входящий»). Если слабейший должен просто подчиниться сильнейшему, всякая борьба, в соответствии с системой отбора, бесполезна. Примирение, не обусловленное фактами, должно бы возникнуть из идеи. Но из какой? Быть может, там, где эти различия установились, и появились разные создания, это либо результат случая, либо необходимое следствие слепых природных сил? Должны ли мы верить, что такое решение примирит страдающее человечество с его долей? И все-таки я приветствую эту теорию, восхищаясь проницательностью и силой мысли тех, кто предлагает ее нам, — правда, не потому, что она истинна, а потому, что она посмела взяться еще раз за самую фундаментальную из всех проблем и, таким образом, достигла той же глубины мысли, что и Кальвин.

Значение доктрины избрания в том и состоит, что три столетия назад кальвинизм осмелился обратиться к той же самой проблеме, разрешив ее, однако, не через слепой отбор, возникший в бессознательных клетках. Он воздал честь свободному выбору Того, Кто создал все видимое и невидимое. Кем или чем станет то или иное творение, камелией или лютиком, соловьем или вороной, ланью или свиньей, а среди людей — девочкой или мальчиком, богатым или бедным, тупым или умным, белым или цветным, даже Авелем или Каином — вот самое поразительное предопределение, какое только мыслимо на небе и на земле. Мы видим его в действии каждый день, и сами подчинены ему всей нашей личностью, всем нашим существованием, самой нашей природой. Наше положение в жизни полностью зависит от него. Это всеохватное предопределение кальвинизм вкладывает не в руку человека, тем более — не в руку слепой природы, а в руку Всемогущего Бога, Единовластного Творца и Владыки неба и земли. Со времен пророков Библия представляла нам это всевластное избрание в образе горшечника и глины — избрание в творении, избрание в провидении, избрание к вечной жизни; избрание в царстве благодати и в царстве природы. Сравним две системы, отбор и избрание. Не показывает ли нам история, что доктрина избрания веками давала покой и мир сердцам страждущих верующих? Все христиане верят, как и мы, в избрание, когда речь идет о творении и промысле. Не отличается ли кальвинизм от других христианских исповеданий только тем, что в поисках единства, ставя славу Божию над всем сущим, он осмеливается распространять эту тайну и на духовную жизнь, и на надежду на посмертную жизнь?

К этому и восходит кальвинистская догматическая узость. Поскольку времена слишком серьезны для иронии и шуток, пусть каждый христианин, который еще не может отказаться от возражений, по крайней мере задаст себе самый важный вопрос: какое решение этой фундаментальной, мировой проблемы дало бы мне способность лучше защищать мою христианскую веру теперь, когда идет острейшая борьба против обновленного язычества, собирающего свои силы и крепнущего день ото дня? Не забывайте, основное противостояние всегда было, есть и будет до самого конца: христианство — или язычество, идолы — или живой Бог. До сих пор мы чувствуем глубокую истину в словах германского императора о буддизме, наступающем враге. Плотно задернутая завеса скрывает будущее, но Христос сказал нам на Патмосе о приближении последнего конфликта, и стремительное развитие Японии за последние сорок лет исполняет Европу ужасом перед той опасностью, которая может нас ожидать со стороны «желтой расы», составляющей столь значительную часть человечества. Не говорил ли Гордон, что китайские солдаты, вместе с которыми он разгромил тайпинов, если их хорошо натренировать и хорошо ими руководить, станут самыми прекрасными солдатами, какими он только командовал? Азиатский вопрос на самом деле исключительно важен. Проблема для мира возникла в Азии, и в Азии она найдет свое разрешение. И в техническом, и в материальном развитии ход событий показал, что языческие нации, как только они пробуждаются и восстают от своего летаргического сна, почти сразу же начинают соперничать с нами.

Конечно, опасность была бы гораздо меньше, если бы христианский мир в Старом и Новом свете объединился бы вокруг креста, воспевая песнь благодарения своему Царю, и был бы готов, как в дни крестовых походов, двинуться на последний бой. Но может ли это произойти, если языческая мысль, языческие ожидания, языческие идеалы набирают силу даже среди нас и проникают в самое сердце нарождающегося поколения? Разве мы не предали армян низко и малодушно как раз из-за того, что понятие христианской солидарности столь прискорбно ослабилось? Не были ли греки разгромлены турками, когда нас покинул Гладстон, христианский государственный деятель, кальвинист в политическом отношении до мозга костей, который имел смелость назвать султана «великим убийцей»? Поэтому нужно радикально определить позиции. Полумеры не гарантируют желаемого результата. Поверхностность не укрепит нас. Принцип должен свидетельствовать против принципа, мировоззрение — против мировоззрения, дух — против духа. Пусть, кто может, скажет лучше, но я не знаю более прочного и более надежного оплота, чем кальвинизм, если только брать его в здоровом и жизнеспособном виде.

Может быть, вы скажете, полушутя, что слишком наивно ожидать от изучения кальвинизма возврата к христианскому мировоззрению. Что ж, отвечу так: жизнь возрождают не люди, а Бог. Только от Его суверенной воли зависит, поднимается ли прилив религиозной жизни в одном столетии и затухает ли в следующем. И в нравственном мире когда-то бывает весна, все цветет и шелестит жизнью, а потом приходит холод зимы, замерзает всякий поток и затухает всякая религиозная энергия.

Эпоха, в которой мы живем, — это, конечно, время религиозного отлива.

Если Бог не пошлет Своего Духа, не будет никакого поворота, вода быстро понизится. Но вы помните, что люди помещали арфу Эола у своих жилищ, чтобы ее пробуждал ветер. Пока он не дул, арфа молчала. Даже если бы он подул, а ее бы не было, они услышали бы лишь шелест ветра, и ни одна нота божественной музыки не усладила бы слух. Пусть кальвинизм — лишь Эолова арфа, совершенно бессильная без Духа Божия; и все же мы чувствуем, что Бог повелел нам держать ее наготове в окне Святого Сиона, ожидая, когда повеет Дух.

 

 <<<     ΛΛΛ   

Энциклопедисты во франции степени реформации
Как эти концепции вытекают из его основного принципа
2 государства
Лекции приобрели наибольшее влияние в международном масштабе

сайт копирайтеров Евгений