Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Влияние диссидентов

После появления в 1965г. СЦЕХБ, реформаторы переключили свою критику с ВСЕХБ на государство. Привлекая к своему движению все новые и новые силы, они сконцентрировали внимание на незарегистрированных общинах. На протяжении всего следующего десятилетия оба Совета боролись за поддержку именно этих общин, которые не затронул происшедший раскол.

Теоретически проводимая государством кампания закрытия Церквей должна была сильнее всего ударить по ВСЕХБ, поскольку все зарегистрированные церкви были его членами, однако на практике дело обстояло совсем не так. В то время как в одних местах молитвенные дома опечатывали или сравнивали с землей бульдозерами, в других, частные дома, в которых верующие собирались. Но редко когда закрытие церкви означат конец религиозной деятельности. Сначала осторожные верующие старались не собираться больше, чем по трое, но проходи несколько месяцев, и они снова небольшими группками начина ли собираться по домам. Вскоре стало ясно, что особенно жестокие гонения обрушились на Российскую Федерацию и Казахстан, в то время как в Киргизии и полумусульманских республиках власти смотрели на верующих сквозь пальцы. Это привело к тому, что в эти республики стали переселяться верующие из других мест. Правда, не все перебирались в Киргизию, некоторые уезжали в Прибалтику, где репрессии также были слабее.

С самого начала к реформаторам повсюду относились с большой симпатией. Статистические данные дают довольно противоречивую картину, поскольку одна из сторон явно стремилась приуменьшить свою вину, а другая — преувеличить свою популярность. "Инициативники" утверждали, что ВСЕХБ представлял только одну треть верующих, тогда как две трети общин оставались незарегистрированными и, следовательно, по их логике, поддерживали реформаторов. Согласно утверждения советских социологов, в действительности их поддерживало до половины незарегистрированных общин. Однако надо заметить, что, как правило, незарегистрированные общины были менее многолюдными, чем зарегистрированные. В 1958 г. до начала хрущевских гонений, по данным баптистского руководства, верующих насчитывалось 530000. В 1966 г. Карев называл цифру 250000. Официальная статистика, однако, ближе к первой цифре — с учетом незарегистрированных общин она насчитывает 500000 верующих. По наиболее достоверным советским источникам, к концу 1965 г. 13% верующих из незарегистрированных общин поддерживало реформаторов. В крупных городах их число доходило до 19,4%. Это означает, что сторонниками "инициативников" было от 30000 до 80000 членов общин, входящих в ВСЕХБ и половина из примерно 250000 членов незарегистрированных баптистских общин. Таким образом, на своем пике в 1966 г. движение реформаторов насчитывал около 155000 сторонников.

Однако, какой бы ни была статистика, нельзя не признать, что в этой противостоянии ВСЕХБ оказался не в лучшем положении, особенно в первые годы, когда, по утверждению одного государственного деятеля, у реформаторов был шанс перетянуть на свою сторону более половины верующих. Начавшаяся после 1966 г. истерическая травля "инициативников" в советской прессе явно свидетельствовала о том, что власти были обеспокоены. К 1963 г. некоторые незарегистрированные общины примкнули к ВСЕХБ, но были и такие, которые из него выходили, хотя их голос так и не оказался решающим.

По мере того как все большее число христиан оказывалось за решеткой, власти начали обнаруживать, что они и в тюрьме умудряются обращать людей к вере. Когда духовных лидеров христианских общин отправляли в ссылку, это зачастую оказывалось равносильно открытию новой миссии. Во многих местах не успевали власти выслать всех руководителей какой-нибудь церкви, как через несколько недель на их места присылали других. Очевидцы того, как подбирались кандидатуры на место арестованных лидеров общин, свидетельствовали, что зачастую у самых неподходящих людей вдруг обнаруживался проповеднический дар, о котором до тех пор никто и не подозревал. Однако параллельно появлялось все больше и больше проповедников-самоучек.

Свидетельства таких верующих как члены барнаульской общины, произвели на широкую публику сильное впечатление. Люди начали интересоваться, почему нравственно безупречные лидеры верующих превращались в монстров, подонков, вымогателей, паразитов и кровопивцев. Начав разбираться в этом, многие обращались к вере.

Однако наиболее сильным было эмоциональное воздействие диссидентского движения. Разве могли оставить равнодушными страдания людей, принимаемые ими за стремление любой ценой остаться верными своему Богу? Разве не было очевидным бессилие властей, тщетно пытающихся истребить религию, упорно не желающую исчезать, и то, что, к стыду своему, в этой борьбе с религией власти только роняют себя, вместо того, чтобы противопоставлять христианскому учению высоты коммунистической морали? А как не воздать должное чувствам Руководителей ВСЕХБ и их молчаливо страдающих сторонников. Ведь многие из них надеялись, что их неофициальные переговоры с властями принесут пользу верующим, даже если в глазах реформаторов сами они будут выглядеть не лучшим образом. Были и такие, которые страдали от собственной раздвоенности, узнавая, что реформаторы абсолютно правы, но не находя в себе мужества встать на их сторону.

Что же, собственно хотели реформаторы? В их призывах всегда чувствовалось и негативное, и позитивное начало.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Основная деятельностьнесмотря на постоянные притеснения со стороны властей
Став христианином церквей истории
Только 524 человека оказалось за решеткой
Эти лица являются законно избранными представителями нашей организации

сайт копирайтеров Евгений