Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

"Если бы государство не вмешивалось, если бы оно снова не объявило верующим войну, если бы не насаждало повсюду в Церкви своих людей, Церковь своими силами быстро, безболезненно и без особых затруднений восстановила бы внутренний порядок, устранив людей, не справляющихся со своими обязанностями. Это разорвало бы преступную связь руководства Церкви с государством, все незаконные взаимоотношения между ними прекратились бы, причем, совершено безболезненно".

Таково было пожелание, высказанное в направленной Хрущеву декларации. Государство объявило, что целью его политики является уничтожение Церкви, но церковное руководство не могло признать этого публично. Оно находилось под сильнейшим давлением со стороны властей, вынуждавших его содействовать самоуничтожению. У лидеров Церкви оставалась лишь одна надежда, что если они будут участвовать в проводимой властями кампании, хоть какая-то часть Церкви уцелеет. Инициативная группа своей бескомпромиссной позицией вынуждала государство продемонстрировать свою силу. Несогласных нужно было запрятать в тюрьму, а для этого им нужно было предъявить какое-то обвинение, чтобы провести суд. Помощникам "инициативников" удалось раздобыть стенограммы заседаний суда и фотокопии официальных обвинений. Во многих случаях первоначальное обвинение сводилось к тому, что лидеры местных общин отказывались принимать устав ВСЕХБ.

Самые тяжелые времена наступили после проведенного в 1963 г. съезда. За время Рождественских праздников алтайский областной суд рассмотрел дела четырех обвиняемых и признал их виновными в реакционной деятельности, наносящей вред обществу, "поскольку анализируя различные библейские тексты, они допускали заведомо ложные их интерпретации, стремясь подвести базу под свою критику и нежелание принять новый устав ВСЕХБ". Пресвитер местной церкви получил пять лег, братья Николай и Василий Хмара по три года, а Любовь Хмара была осуждена условно. Имя Николая Хмары скоро стало широко известно, т.к. спустя две недели он скончался в тюрьме, не вынеся пыток.

Это был наиболее вопиющий пример того, во что выливалось рвение местных властей, когда они брались за антирелигиозную пропаганду, разжигаемые инструкциями из Москвы. На этот раз удар был нацелен на незарегистрированную баптистскую общину в Барнауле, в которой было много смелой молодежи, благодаря которым община отличалась такой глубокой верой и сплоченностью, что даже власти были вынуждены с ней мириться. Барнаульская община одной из первых в 1961 г. приняла участие в подготовке "самиздатовских" документов, после того как официально зарегистрированную церковь в Барнауле закрыли за отказ прихожан признать навязываемого им властями пресвитера, известно! о своим аморальным поведением. Теперь у них в руках оказались фотокопии подлинных документов, которые, благодаря им, стали известны всему миру, и направили делегацию в составе двадцати одного человека в Москву требовать официального расследования. Для начала в феврале ВСЕХБ направил в Барнаул И.И.Моторина, чтобы он уговорил верующих присоединиться к новой только что официально зарегистрированной общине. В конце мая была, наконец, прислана специальная комиссия для расследования дела на месте. Одновременно с ней в Барнаул прибыл Александр Карев. Местные верующие надолго запомнили, как он в присутствии представителей властей обрушил на них целый водопад вопросов, стараясь выяснить, почему они не желают подчиняться действующему в стране законодательству. Все это отнюдь не улучшало взаимоотношений между Барнаулом и Москвой. С другой стороны, комиссия подтвердила факт применения пыток и предъявила администрации тюрьмы обвинение в убийстве, но, несмотря на то, что сам начальник тюрьмы попал под подозрение, персонально никто из сотрудников тюрьмы не пострадал. Власти вообще отказались официально признать, что преступление было совершено.

И все же более распространенные методы вмешательства государства во внутрицерковные дела были не такими грубыми. В своем письме Хрущеву реформаторы жаловались на КГБ и другие правительственные органы, постоянно проводившие опросы, во время которых верующих заставляли отвечать:

Когда состоится следующая служба?

Кто выступит с проповедью?

Проповедуют ли люди, не являющиеся членами общины?

Кто и куда уезжал?

Кто призывал к духовному возрождению?

Кто молился за находящихся в заключении братьев?

Реформаторы рассматривали эти вопросы как незаконное вмешательство во внутрицерковные дела. Особенно возмутил их тот факт, что Карев советовал барнаульским верующим не молиться за своих братьев по вере, находящихся в заключении. По мере углубления раскола, людей, поддерживающих реформаторов, становилось все больше. Своего пика это движение достигло в 1966 г.

С самого начала на местах возникали столкновения, подобные тому, что произошло в Барнауле, но первый раз попытка открытого диалога между лидерами обеих сторон была предпринята только в 1965 г. Однако все попытки договориться разбивались о странное совпадение: что бы ни говорил реформатор своему брату из официально зарегистрированной община следующий же день это становилось известно представителям госбезопасности, которые приглашали инакомыслящего на допрос и повторяли ему его же собственные слова, сказанные накануне. Некоторые члены официально зарегистрированных общин и их лидеры помогали властям избавляться от диссидентов, засаживая их в тюрьму, другие ломались под сильнейшим нажимом и давали властям ту информацию, которой они от них добивались. В обоих случаях результат был один и тот же: гонения продолжались, число заключенных продолжало расти. В лучшем случае руководство ВСЕХБ очередной раз расписывалось в своем бессилии, иногда по трусости, иногда из раболепия, а иной раз просто из личной мести.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Крючков обратились с открытым письмом ко всем общинам евангельских христиан баптистов
Был пресвитером в московской общине баптистов реформаторов вплоть до своей смерти в 1976 г
Совет неоднократно передавал властям детально разработанные предложения по этому вопросу
Советское законодательство запрещало церкви оказывать помощь самим заключенным

сайт копирайтеров Евгений