Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

Наркотичность ВЛАСТИ
Иисус Христос находился в самых опасных из всех существующих искушений, когда диавол возвёл его на высокую гору и во мгновение времени показал Ему все царства вселенной. Не будем забывать при этом, что Иисус был Сыном Человеческим, т.е. имел по материнской линии человеческую природу! Соблазн был реален. „Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, — обещал Ему сатана и продолжал, - она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, - шептал он хитро, - если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё" (Луки 4,6-7). Однако искусителя постигло разочарование. Иисус отверг его предложение. Диавол отошёл от Него, а измождённый, укрепляемый ангелами, Иисус вернулся из пустыни, где 40 дней длились Его пост и духовная борьба.
Сатана точно знает наши наиболее уязвимые места для своих атак. Его собственное падение из небесной славы в преисподню произошло именно на этой почве. Цитаты из короткого послания Иуды мы приводили уже не однажды. Известно, что часть текста этого послания нелегко излагается. Я считаю, что мы имеем здесь повествование о падении сатаны, бывшего прежде высокодостойным ангелом, и желаю

использовать текст этого Послания для дальнейшего изложения своей темы „Наркотичность власти". В стихе 6 написано об ангелах, „не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище". Пётр во 2-ом своем послании дополняет: „Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания" (2 Петра 2,4).
Далее Иуда пишет о людях, которых диавол искушал теми же приёмами, как и Иисуса, которые однако пали подобно тому, как некогда пал сам сатана. Они есть „осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими, звёзды блуждающие, которым блюдётся мрак тьмы на веки". (Иуды 12-13)
Что побуждает автора послания использовать столь крайние сравнения? Дело в том, что описываемые люди власти пришли к падению так же, как сам сатана. Они предались наркотичности власти, которая была отвергнута Иисусом Христом, возведённым дьяволом на высокую гору. Здесь проходит рубеж между божественной и сатанинской областями. Наркотичность власти является энергией дьявола, его движущей силой и единственным наслаждением. Для описания греха человека, поддавшегося этому наркотику, или ситуации, в которой он находится, нет более точных, сильных и драматичных сравнений.
Наркотичностью власти наслаждается мучитель, пытающий свою жертву. Нерон возбуждался при виде крови христиан, тела которых львы терзали на аренах амфитеатров. Для достижения желаемого наркотического наслаждения властью немало людей власти пользуются физическими методами насилия.

Муж, продолжающий терроризировать свою жену, поверженную им в страдание и страх, испытывает самое дьявольское из всех наркотических удовольствий.
Наблюдая подобное, мы порой думаем, что видим последнюю стадию безнадёжности. Однако Иисус отдал Свою жизнь именно для того, чтобы была одержана победа и над этим грехом. Иисус пролил Свою Кровь, дабы победить силы, стоящие за этими действиями. Каким бы страшным нам ни казалось физическое насилие, насилие психического характера, проявляемое там, где господствует человек власти, еще ужаснее. Господство над душою человека интересует таковых намного более, нежели господство над их телом.
Маленький пример пояснит нам суть описываемого мною. Некий христианин много лет благословенно трудился для Господа, как проповедник, писатель и душепопечитель. Его служение было отлично организовано. Он рассказал мне о том, что ему пришлось пережить, оказавшись в руках человека власти. За короткое время тот лишил его естественного чувства уверенности в успешности его служения. Причём развитие событий шло очень незаметно. Брата постепенно лишали самостоятельности, делая его изо дня в день всё более и более зависимым от человека власти.
Прозрение началось с того, что человек власти как-то в доверительном разговоре сказал ему: „Ты же понимаешь, что на приличную проповедь ты не способен?!" Мой знакомый, будучи весьма скромным человеком, не стал возражать. „Тебе также известно, что данными писателя ты не располагаешь?!" —

продолжал хитрый тактик. „Пожалуй"- вновь согласился мой знакомый, поскольку не мнил о себе. „Ты и никудышный душепопечитель!" Это уж точно было порою горькой правдой; в тот момент он чувствовал это особенно явственно. „К тому же, -продолжал человек власти, - у тебя абсолютно отсутствует организаторский талант и ты ничего не можешь содержать в должном порядке."
Несчастный подавленный человек был в тот момент совершенно убеждён: всё сказанное о нём — правда. Он был ничтожество. Он ни на что не был способен. И тут он решился... сделать шаг к своему „защитнику и другу". Неуверенно и осторожно он прошептал: „Имею ли я вообще к чему-нибудь способности?" Ответ был краток и лаконичен: „Ты можешь делать только то, что я тебе поручу."
Человек власти смотрел на своего коллегу с уверенной покровительственной улыбкой. Наркотик власти булькал и клототал в нём, рассылая приятные ощущения по всему его телу. Он приобрёл слугу, с которым мог делать всё, что угодно. Для него он стал кумиром. Отныне он мог пользоваться „пряником и кнутом", ободрять и наказывать в меру необходимости для поддержания его в рабской зависимости. Одновременно он мог этого своего подданного использовать для достижения своей главной цели: покорять себе всё больше и больше людей.
Эта история не выдумана мною; именно так она была мне передана. С глубокой печалью я заявляю, что подобное присходит во многих семьях и церквах.
Один шведский служитель церкви сказал мне: „Это наша наибольшая и непреодолимая проблема. У

нас нет ни малейшего представления о том, как с этим явлением бороться." Далее он рассказал мне, что душепопечители вновь и вновь оказываются перед подобными ситуациями, и при этом обычно не знают, как поступить, как вообще разобраться во взаимозависимостях этого страшного явления, Я повторяю: наркотичность власти самое гибельное и дьявольское из всех наркотических состояний.
В дополнение к этой главе о человеке власти, довольном полной победой над своим, доведённым до отчаяния, коллегой следует сказать, что он всё же поспешил со своими категоричными заявлениями. Вероятно, ему следовало бы с нанесением своего решительного удара ещё с полгода подождать. Мой знакомый рассказывает следующее: когда он в ту зимнюю ночь вышел на улицу, в его затуманенном сознании стучало: „Странно, мне же так часто поручалось проповедывать, так много мною написано статей, немало людей приходило ко мне со своими проблемами и успешная организация всех этих служений радовала меня и моих близких. Не могло же это всё быть фальшивым воображением...". Продолжая шагать, он ощущал в своём сознании очень медленное рождение новых и новых вопросов. Размышления эти с трудом пробивались сквозь чувства придавленности, униженности и беспомощности. Он начал молиться; и Бог стал ему вновь близок. В тот момент начался его долгий и нелёгкий путь на свободу.

Понятие „человек ВЛАСТИ" и его ОПАСНОСТЬ
В этой главе я хочу подробнее сказать о значении, которое вкладываю в постоянно употребляемое мною словосочетание „человек власти". В прошлом у меня об этом явлении было совершенно иное представление. Что ж, люди не могут быть одинаковыми, считал я тогда, каждое дитя Божие своеобразно. Не может же быть какого-то средне-положительного типа людей. Грешники также неодинаковы. Подлинно каждый человек оригинален. Даже если и существует тип людей власти, то и они должны бы основательно отличаться друг от друга. Даже если все они одинаково одержимы манией величия, тем не менее должны бы иметь разные точки зрения, методы и цели.
Однако с годами я сделал ошеломляющее открытие; и чем больше я слышал исповедей от жертв об их мучителях, тем более мои предположения переходили в уверенность. Одна за другой рыдающие женщины, один за другим члены церковного руководства с печатью страха на бледных лицах сидели передо мной и всякий раз рассказывали мне почти одно и то же! Каждый раз их повествование создавало один и тот же образ.
Мои собеседники начинали, как правило, с нескольких несвязных предложений о том, что и сами, в общем-то, не свободны от недостатков. Затем рассказывали, что ни у кого{!) не находят понимания своего положения. Некоторые уже побывали у пастора или душепопечителя, у психолога или психиатра, посетили службу заботы о семейном благополу-

чии и социальную службу. Почти все уже немного делились с близкими друзьями и знакомыми, которые практически во всех случаях советовали им уступить и искать путей к миру.
Затем мои собеседники говорили о человеке, постоянно критикующем их недостатки. Он обременял сознание своих жертв тяжёлым чувством вины. Он всегда помещал себя в центр внимания других. Если внимание к нему ослабевало, происходили драматические события, после которых темой всех разговоров вновь был он. Я слышал о разделениях и расколах, о друзьях, ставших после многих дискуссий непримиримыми врагами.
Жертвы рассказывали о том, как они попали в рабскую зависимость человека власти. Они почти всегда повествовали о нём, как о человеке интеллектуальном, талантливом и располагающем к себе. Он умел создать о себе внешнее впечатление, совершенно отличающееся от внутренней сути его самого. Как в церкви, так и в гражданской сфере, он мог считаться уважаемым человеком. Своё стремление к господству и самоуверенность он мог тонко маскировать. Если у него и случались „срывы", то он всегда умел переложить вину и ответственность за это на Других.
Вопреки моим предположениям мне всё более приходилось убеждаться: речь идет всегда об одной и той же модели, об одинаковых симптомах. Со временем я пришёл к выводу, что существует определённый тип человека власти. Этой моей книге предшествует труд душепопечителя в течении сорока лет. Моё изложение может показаться кому-то од-

посторонним; однако оно точно передаёт результаты моих исследований.
Моё отношение к некоторым библейским определениям отчасти соответствовало моему отношению к людям, искавшим у меня, как у душепопечителя, помощи. К стыду своему я должен признать, что долгое время не замечал, что авторы книг Библии называют подлинными именами негативные и страшные черты характера, обнаруживаемые именно у человека власти.
Здесь я хотел бы заметить, что по сути своей являюсь жизнерадостным человеком. В прошлом я уделял своё внимание в основном светлым, радостным текстам Библии. Лишь с большим внутренним сопротивлением и нежеланием я начал более внимательнее читать и изучать ее тексты, повествующие о тёмных, печальных явлениях. Однако одновременно я нашёл подтверждение тому, что, как душепопечитель, нахожусь на верном пути, когда обнаружил, что апостолы Павел, Иоанн, Пётр, Иуда и Сам Иисус преодолевали те же проблемы. Люди власти являются реальностью на страницах Библии; они встречаются, как в истории церкви, так и в современных христианских и церковных структурах.
Однако книга с такой тематикой содержит в себе и некоторые опасности. Одна из них заключается в следующем: если духовно-здоровая сильная личность является активной ради Царствия Божьего и во имя Господа борется против духовного разложения и аморальности, такого человека — со ссылкой на эту книгу - его противники могут попытаться заклеймить одержимым властью.

Другая опасность может происходить из того, что сверхвпечатлительным скрупулёзным людям может ошибочно показаться, что они сами являются людьми власти. При чтении этой книги у них может создаться ошибочное впечатление, что определённые вышеперечисленные свойства человека власти присущи и им. Они обнаружат в себе, к примеру, склонность к эгоизму, радость от своих успехов, желание распоряжаться и по этой причине будут сокрушаться о своей греховности. Таковых следует убедить: если бы они подлинно были людьми власти, о которых в данном случае идёт речь, то никогда не стали бы признавать в себе свойственные этим людям недостатки. И прежде всего они, как правило, не стали бы об этом сокрушаться.
В целом я считаю, что опасность применения термина „человек власти" при сравнении с получаемой при этом ясностью крайне незначительна. Можно, конечно, задать и такой вопрос: если опасность применения указанного словосочетания всё же наличествует, то не лучше ли эту тему вообще не задевать? Но эта мысль свидетельствует не более, чем о безразличии к их жертвам и о преувеличенной нереальной оценке их возможностей самостоятельно защищаться. Иные формулируют свой совет жертвам человека власти довольно упрощённо: „Надо просто не позволять этим типам себя тиранизировать!" Это предложение содержит в себе насмешку над тысячами, которые были физически и психически сломлены.
Есть, конечно, люди, которые достаточно сильны и которые имеют в своём окружении настолько широкую поддержку, что можно предположить их

успех в самостоятельной борьбе против человека власти, которого они призовут к порядку, или по меньшей мере вынудят считаться с собой. Встречаются подчинённые, которые действительно способны не позволять своим чрезмерно властолюбивым руководителем помыкать собой. Также и церковь при определённых условиях бывает в состоянии устранить бесчинствующего человека власти с его места и должности. Опыт однако свидетельствует о том, что в такой борьбе одержать победу нелегко.
Нам, как душепопечителям, следует прежде всего воздерживаться от раздачи лёгких, удобных рецептов. Как бездумно говорят порой человеку: „Крепись, я буду за тебя молиться; всё будет хорошо!" Проблема несчастной жертвы человека власти не решается и хорошим советом типа: „Борись; не позволяй себя угнетать". Изрекающий такие фразы и отправляющий бедную жертву от себя с ободрительным похлопыванием ее по плечу несомненно добавляет к тому, что человек попадает в ещё более глубокое несчастье.
К счастью, есть спасительный метод и для многих из тех, кто не способен на борьбу. Бегство нередко может быть наилучшим выходом; да и Писанию оно не чуждо: Иосиф и Мария взяли Младенца-Иисуса и убежали от деспота.

Исправленне не ожидается
Ожидание исправления человека власти не является решением проблемы. Известный норвежский психиатр Толлак Б. Зирнес сказал: „Большинство контрольных исследований результатов лечения психопатов обнаруживают минимум надежд на значительное улучшение их состояния." (Зирнес применяет слово „психопат" к типу людей, называемых нами людьми власти.)
Для многих очень нелегко с этим согласиться. Дети с сердечной тоской ожидают от отца большей сердечности. Жёны ожидают, надеются, готовы всё перетерпеть. Христиане молятся и уповают. Душе-попечителей спрашивают с робкой надеждой: „Но Бог же может совершить чудо?" - Да, конечно, Бог силен творить чудеса. Иисус сказал даже, что вера, лишённая сомнений, в состоянии горы переставлять (Мтф.21,21-22). Однако здесь действительно необходимо свершиться чуду. Мы имеем дело с тем, что настолько глубоко, обширно и ужасно, что чудо в этой области едва ли может иметь сходство с нормальным исцелением. Из опыта известно, что даже и при живой вере и усиленных молитвах Бог далеко не всегда непосредственно вмешивается, чтобы привести человека к решающим переменам. Применяя христианскую логику, мы приходим к выводу, что у людей власти заражена либо почти неизлечимо поражена сердцевина христианского сознания.
Однажды известный уважаемый верующий врач-психиатр подверг это моё мнение официальной критике. Я посетил его с искренним желанием пред-

дожить ему, как специалисту и как серьёзному христианину, высказать свою точку зрения о сути настоящей проблемы. После некоторого времени непринуждённой беседы о текущих событиях я спросил его, может ли он привести пример фактического существенного улучшения духовного состояния человека власти, находившегося у него на лечении. Здесь следует заметить, что люди власти крайне редко обращаются к кому-либо за помощью, поскольку считают себя вполне здоровыми. К духовной терапии они „не расположены". Душепопечителей, пришедших к пессемистическому выводу о невозможности оказать помощь людям власти, упрекают в поспешном, легкомысленном заключении. Однако не будем забывать, что душепопечителям этот вывод даётся нелегко; ведь ответственность за него они несут перед Богом. Люди власти с непониманием смотрят на человека, предлагающего им духовную помощь. По их мнению всё наоборот; именно все окружающие их люди чрезмерно раздражительны, нервны и вспыльчивы. Их супруг (супруга), дескать, полусумасшедший; их сотрудник в церкви фантазёр со странностями. Себя же они считают вполне здоровыми, взвешенными и сильными.
Психиатр, с которым я беседовал, очень долго сидел в молчаливой задумчивости, прежде чем ответил на мой вопрос. По выражению его лица я мог видеть, как тщательно он исследовал свою память, желая найти в ней нечто заслуживающее внимания. Наконец с некоторым смущением он сказал: „Да, был у меня один пациент, которого я лечил в течении 15 лет. Я считаю, что его состояние определённо улуч-

шилось." Я закончил нашу беседу несколькими фразами общего характера и покинул приёмную врача в чрезвычайно шокированном состоянии. Пятнадцать лет и ... незначительный намёк на улучшение! Я находился под гнетущим впечатлением, будто этот мудрый опытный специалист совершенно забыл о многочисленных жертвах человека власти. Он видел лишь одного своего пациента! Разумеется, стремление врача понять пациента и помочь ему были достойны одобрения; но что оно меняло в реальном положении? Что же пришлось пережить жертвам человека власти в течении этих 15 лет? Насколько изменилось их положение после „некоторого улучшения", которое кроме врача быть может никто и не заметил? Кроме того у некоторых людей власти замечается, что к старости они становятся несколько мягче. Вполне возможно, что пациент в течении этих 15 лет был попросту настигнут старческой немощью!
Единственный вывод, который я был в состоянии сделать, каким бы безрадостным он ни казался: не расчитывай на действенное улучшение; исходи в своих рассужениях из пессимистических реальных прогнозов.

Разоблачение
Существует способность или дар, обозначенный в Священном Писании, как дар „различения духов" (1 Кор. 12,10). Истинные служители Господни наделены этим даром. Поэтому в Слове Божием сказано: «Пророки пусть говорят двое или трое, а прочие

пусть рассуждают" (1 Кор. 14,29). Таким образом „неверующий всеми обличается, всеми судится, и ... тайны сердца его обнаруживаются" (1 Кор. 14,24-25). То же самое может происходить и в отношении человека власти, действующего в церкви. Многие, к сожалению, с лёгкостью позволяют себя ослеплять и восхищаются таким человеком. Однако Дух Святой может использовать других людей, имеющих дар различения духов, для обнаруживания их подлинного лица и вскрытия фальши.
Члены духовно бодрствующей церкви со временем всё яснее понимают, что происходит что-то неладное. Возможно, они не в состоянии объяснить происходящего словами, однако чувствуют какую-то внутренюю пустоту и неестественность. Это объясняется тем, что сами люди власти, ведущие двойную жизнь, по сути своей являются духовно пустыми.
Книги, составляющие Библию, были большей частью написаны в местности, где дождь доныне имеет большое значение. Без дождя нет растений, без растений нет пищи. Засуха и безводные облака использованы по этой причине, как сравнения, для описываемого состояния. В послании Иуды речь идёт о людях, подобных безводным. облакам, носимых ветром (ст.12). И во 2-ом послании Петра написано подобное: „Это - безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею" (2 Петра 2,17). Апостол Иоанн призывает нас к осторожности, чтобы мы не были легкомысленными в нашем доверии людям. „Возлюбленные! - пишет он, - не всякому духу верь-те, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире." (1

Иоан.4,1) В книге Откровение повествуется о церкви, которая испытала „тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы" и нашла, „что они лжецы" (Откр.2,2).
В наши дни стремятся слишком скоро видеть доказательство духовной истинности в успехах земного характера; например: „У этого проповедника всегда переполнены аудитории, следовательно, Бог с ним"; или: „Это движение приобретает всё большее число сторонников, поэтому никто иной, как Дух Святой способствует этому росту"; или: „Этот.чудо-целитель несомненно является избранным сосудом Божиим, поскольку его руками совершаются великие чудеса". Необходимо при всём этом помнить слова Христа: „Восстанут ... лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных." (Мтф.24,24)
Иные же, напротив, видят признак верности того или иного движения в факторе сопротивления, оказываемого ему, утверждая: „Всё новое, приходящее от Бога, обязательно встречает сопротивление. Следовательно всё новое, встречающее сопротивление, несомненно, от Бога." Рассуждения такого порядка приведут закономерно в логический тупик. Библия и история церкви знает немало примеров различных движений и личностей, имеющих то успех, то наталкивающихся на сопротивление, однако в обеих случаях принесших много беды делу Божьему. Посему нам следует бодрствовать и уличать лже-руководителей и их сторонников, прежде чем они достигнут своей цели.
Человек власти должен быть разоблачён не только на церковном уровне, но и в его личных взаимо-

отношениях с людьми, ставших его жертвами. В этом определённый залог избавления от их влияния. Зирнес подчёркивает, что стратегия людей власти станет безуспешной, как только они окажутся разоблачёнными. Народной мудрости в Норвегии принадлежат слова: „Бессмысленно приходить в ярость, если тебя никто не боится". Люди власти живут тем, что их тактика скрыта. Они предпочитают действовать в тумане, пряча свои подлинные намерения.
Снова и снова беседую я с жертвами людей власти и каждый раз воочию вижу перед собой, как постепенно рассеивается туман, как поднимается завеса. Для этого, как правило, не требуется многих слов. Часто мне, как душепопечителю, вообще не приходилось говорить. Человек, впервые получивший возможность открыто высказаться о пережитом им хаосе — если к тому же его собеседник свободен от ложного предубеждения, внимателен и расположен к нему — очень часто сам без посторонней помощи начинает понимать причинные связи.
Вряд ли можно передать словами состояние такого человека, когда он понимает, — быть может впервые в жизни — что есть всё же некто, кто ему верит и немыслимое считает возможным. Освобождение от гнёта происходит при этом настолько явно, что, кажется, слышишь падение камней с его сердца. Мгновения спустя душепопечитель с удовлетворением отмечает, как разглаживаются морщины, спадает мускульная скованность и измученный человек свободнее усаживается на своём стуле. Внутреннее напряжение исчезает и недоразумения рассеиваются. Немного погодя следуют слова: „Теперь мне все ясно.

Оказывается тут всё взаимосвязано! Однако это же целая система, единый огромный аппарат власти! Оказывается я был пленником в сетях этих людей!" У иных в такие мгновения слёзы текут по щекам; другие сияют от радости.
Некоторым людям после пережитого необходима длительная поддержка и помощь; однако встречаются и такие, сознание которых после получения ясности в течении немногих минут полностью освобождаются от бывшего пленения.

Разрыв связей
Иисус сказал: „Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится" (Мтф.15,13). Иоанн Креститель проповедывал: „Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мтф.3,10). Апостол Павел пишет Галатам: „Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема" (Гал.1,9). В Деяниях Апостолов, в 13 главе, в стихах 6-12 написано о Савле и Варнаве, которые „прошедши весь остров до Пафа, нашли ... неко-торого волхва лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие; а Елима волхв, ... противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! Пе-

 <<<       >>>   

Некоего человека власти пригласили вместе с его женой на беседу для выяснения связанных с его

сайт копирайтеров Евгений