Пиши и продавай! |
[35] ния всегда начиналось с размывания центрального утверждения христианства: "Слово стало плотью" (Ин. 1, 14), с отрицания полноты Боговочеловечения ("в Нем обитает вся полнота Божества телесно" -- Колос. 2, 9), то есть того, что опрокидывало традиционную философскую парадигму, казалось "безумием для эллинов" (1 Кор. 1, 23). Самая возможность обожения неразрывно связана с Боговоплощением, ибо именно в Едином Лице Иисуса Христа сочетаются две природы: Божественная и человеческая, истинный Бог и истинный человек. Именно Богочеловечество Иисуса Христа явилось основой нашего спасения. Можно сказать, что все богословие было ответом на вопрос Христа к апостолам: "А вы за Кого почитаете Меня?" (Лк. 9, 20), вопрос, который до сих пор звучит перед совестью каждого человека. И Церковь борется с гностиками, отрицавшими реальность Боговоплощения, ибо "Бог стал человеком, чтобы мы обожились" -- говорится у свв. отцов. Церковь утверждает в Символе Веры догмат единосущности Сына Божия и Бога-Отца против ариан (Первый Вселенский Собор, 325 г., Никея). Ибо именно Сын Божий открывает нам путь к единению с Богом, и если Он не той же сущности, что и Отец, если Он не Истинный Бог, то и наше обожение и спасение невозможны. Церковь осуждает учение несториан (Третий Вселенский Собор, Ефес, 431 г.), чтобы разрушить средостение, которым в Самом Христе хотели отделить человека от Бога, разделив Его личность на две: Божественную и человеческую. [36] Церковь восстает против учения Аполлинария (41) (Второй Вселенский Собор, Константинополь, 381 г.) и монофизитов (Халкидонский Собор), чтобы показать, что поскольку истинная природа человека во всей ее полноте была воспринята Сыном Божиим при Воплощении, постольку и наша человеческая природа, во всей ее целостности и полноте, может преобразиться и войти в единение с Богом, соделаться "причастницей Божеского естества" (2 Петр. 1,4). Церковь борется с монофелитством (42) на Шестом Вселенском Соборе (Константинополь, 680 г.), ибо вне единства двух воль во Христе, соответствующих двум природам, невозможно обожение, необходимым условием которого является свободная интенция человека. Церковь торжествует в борьбе за иконопочитание (Седьмой Вселенский Собор, Никея, 787 г.), утверждая возможность отражения Божественных реальностей в материальной сфере (реалистический символизм), что также стало возможным благодаря Боговоплощению (43). Оказалось, что христологический догмат имеет и большое методологическое значение, ибо естественное соприкасается со сверхъестественным не только 41 Аполлинарий (II в.) считал, что Иисус Христос имел человеческие душу и тело, а дух его был "замещен" Божественным Логосом. [37] в средоточии этого сочетания -- Лице Господа Иисуса Христа, но и в церковных таинствах, церковной жизни и в определенной степени в жизни вообще (44). Во Христе Абсолютное личностно во всей полноте (см.: Кол. 2, 9) соединилось с относительным, вследствие чего наиболее глубокое онтологическое обоснование этики возможно только в христианстве. Православная догматика, сложившаяся в эпоху Вселенских Соборов, в конечном итоге утверждала одно: возможность богоуподобления, единения с Богом, без какого-либо обезличивания, смешения и пантеистического "растворения" в Божестве. 8. Учение о сущности и энергиях БожиихУчение о сущности и энергиях Божиих, развитое св. Григорием Паламой в контексте религиозно-философского мышления своей исторической эпохи, используя несколько иную терминологию, вызванную особенностями спора с калабрийским монахом Варлаамом (45) о природе Фаворского Света, утвержда- 44 Интересную характеристику философов русского религиозного ренессанса с точки зрения халкидонской ортодоксии дает А. В. Карташев в его книге "Вселенские Соборы" (Париж, 1963. С. 429–437). [38] ет то же самое -- возможность обожения. Хотя термины "сущность" и "энергия" -- и именно в том смысле, какой они имеют у св. Григория, -- встречаются в православном богословии задолго до него, только в XIV веке они и обозначаемые ими реальности становятся объектом специального богословского изучения. Предстояло осмыслить природу Богочеловеческого взаимодействия в широком смысле, его динамизм, образ взаимодействия Бога и мира вообще. В варлаамитской ереси, типологически сходной с западным аверроизмом, отрицание возможности обожения происходило уже не на уровне христологии, а в несколько "натурализованной" форме через отрицание нетварности Божественной энергии. Ибо выяснилось, что если Божественная энергия имеет тварный характер, то она, в сущности, ничем не отличается от тварной энергии тварной природы, и, таким образом, тварный мир становится замкнутым в себе, закрытым для Божественной благодати, то есть для Бога. В чем можно проявить человеческую активность |
|
|
|