Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Скурат К. Великие учителя церкви

Вместо предисловия

Восточные святые отцы

Святитель Иоанн Златоуст боголюбезной Олимпиаде
Житие святой Олимпиады
Наставления святой Олимпиаде
Похвала святой Олимпиаде за добродетели
Духовный облик самого святителя

Блаженный Диадох Фотикийский - духовный авторитет христианского Востока
Житие
Творения
Богословие
Учение о Боге, Святой Троице
Ангелы Божии. Душа человеческая
Пороки
Добродетели
Молитва Иисусова
Благодать Божия
Обличение евхитов

Преподобный авва Дорофей - "достославный в отцах"
Житие
Творения
Душеполезные поучения
Послания
Вопросы и ответы
Богословие
Догматические темы в богословии
О Боге
Христология и сотериология
Антропология
Эсхатология
Аскетическое учение
Действие по страсти
Сопротивление страсти
Искоренение страсти - стяжание добра
Слово святого аввы ленивым

Преподобный Григорий Синаит - учитель "умного делания"
Житие
Богословие
Умная молитва
Препятствия к "умному деланию"
Духовное врачевство

Западные святые отцы

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский
Житие
Творения
Богословие
Учение о Святой Троице
Сотериология
Экклезиология
Учение о Божией Матери
Этика

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин - отец Востока и Запада
Житие
Творения
Богословие
Преподобный Кассиан - учитель внешнего уклада жизни подвижников
Учение о страстях
Брань с духами зла
Молитва
О духовной рассудительности и духовном знании
Христианское дружество
Благодать Божия

Корпус святых отцов
Чему учит "Лавсаик"
"Добродетельное подвижничество" святых мужей
"Высокое житие" блаженных жен
"Низвержение" в бездну греха и восстание
Чудеса "земных Ангелов"
Наставления "совершеннейших в знании и добродетели"

К чему призывает "Луг духовный"
Подвижническая жизнь
Наставления
Осуждение еретиков
Христианская кончина

Наставления Митерикона благоговейным подвижницам

Библиография

По благословению Преосвященнейшего Евгения, епископа Верейского,
Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви,
ректора Московских Духовных Академии и Семинарии

© Скурат К. Е. 1999
© Оформление. Фонд "Христианская жизнь". 1999

Вместо предисловия

Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие.

Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен.

Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин!

Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей!

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!

29 августа 1999 г.

Константин Скурат

"Я знаю благородство твоего ума, знаю крепость твоей богобоязненной души, знаю обилие рассудительности, силу любомудрия... Блаженна ты и трижды блаженна...".

Святитель Иоанн Златоуст.

Письма к Олимпиаде.

Из писем № II и № XVII

Эпистолярное наследие святителя Иоанна Златоуста очень богато. Большая часть писем появилась в годы лишения его Константинопольской кафедры и изгнания из столицы (403-407 гг.). Святитель Иоанн писал к разным лицам: к священнослужителям, диакониссам, инокам и мирянам, два раза обращался с письмами к Римскому епископу Иннокентию [с. 550-558] [1], а также к епископам, пресвитерам и диаконам, заключенным за благочестие в темницу [c. 563-565; 717, 718]. Но особенно содержательны, полезны и потому ценны семнадцать писем Константинополь-ского cвятителя к святой диакониcсе Олимпиаде [c. 549-565]. В них даются глубоко духовные наставления этой дивной диакониссе Константинопольской Церкви, восхваляются ее примерные добродетели, ее целожизненный подвиг во славу Божию и на благо людей. Вместе с тем в них ярко выступает светлая личность самого святителя.

Хотя в них описываются постигшие его бедствия, однако не обнаруживается не только ненависти к врагам и обидчикам, но и признака жалобы. Болезни, страдания, голод и холод, о чем свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, нисколько не ослабляют его веры в Промысл Божий и не делают его недостойным священного сана.

•  Цифры в скобках указывают страницы творений святителя Иоанна Златоуста по следующему изданию: Творения. Том III . СПб., 1897.

Житие святой Олимпиады

"Достохвальная Олимпиада", как именует ее в своем "Лавсаике" Палладий, епископ Еленопольский и защитник святителя Иоанна Златоуста от нападавших на него врагов [1], происходила из знатного рода Константинополя - столицы Византийской империи. Отец ее был сенатором, мать - дочерью префекта претории. В юные годы она была обручена с префектом столицы. Святитель Григорий Богослов († 389), приглашенный на брак, попросил извинения, что не может присутствовать на семейном торжестве, и обратился к молодой супруге с "отеческим советом", который сам назвал "добрым подарком" [2]. Святитель Григорий советовал: "Почитай Бога, а потом супруга - глаз твоей жизни, руководителя твоих намерений. Его одного люби, ему одному весели сердце, и тем больше, чем нежнейшую к тебе питает любовь; под узами единодушия сохраняй неразрывную привязанность. Дозволяй себе не такую вольность, на какую вызывает тебя любовь мужа, но какая прилична... Когда муж раздражен, уступи ему, а когда утомлен, помоги нежными словами и добрыми советами... Сколько бы ни была ты раздражена, никогда не укоряй супруга в понесенном ущербе, потому что сам он лучшее для тебя приобретение... Радости и все скорби мужа и для себя почитай общими. Пусть и заботы будут у вас общие, потому что чрез это возрастает дом... Будь высокомудренна, но не высокоумна..." [3] Замужем была святая Олимпиада всего двадцать месяцев. Овдовев, она решительно отказалась вступить во второй брак, невзирая ни на уговоры, ни на угрозы императора Феодосия Великого, желавшего выдать ее замуж за своего родственника, молодого аристократа. Ее отказ разгневал императора, почему он и приказал префекту столицы секвестровать все ее имения - ограничить пользование ими до тридцатилетнего возраста. Святая Олимпиада приняла это незаконное действие спокойно и, более того, писала императору: "Государь! Ты оказал мне милость, которая достойна не только государя, но и епископа; опекою над имениями освобождена я от многих забот. Для большего счастья моего благоволи повелеть, чтобы роздано было все церквам и нищим. Издавна боюсь я наклонностей суетности, которые при раздаче имений так легко возникают. Временные блага, пожалуй, могли бы отдалить сердце мое от истинных благ, духовных и вечных" [4]. Феодосий понял свою ошибку и велел вернуть святой Олимпиаде ее имения. С этого дня она щедрой рукой творила дела милосердия монастырям, храмам, заключенным в темницах, ссыльным, плененным, всем нуждающимся. Епископ Палладий (упоминавшийся выше) пишет о сем как "духовный и искренний друг ее", как очевидец: "Она раздала все свое, чрезвычайно большое, богатство, и помогала просто всем без различия. Ни город, ни деревня, ни пустыни, ни остров, ни отдаленные страны не были лишены щедрот этой славной девы... рассылала милостыни по всей вселенной" [5].

Архиепископ Константинопольский Нектарий (предшественник святителя Иоанна Златоуста) возвел святую Олимпиаду в диакониссы... Обязанности диаконисс заключались в заботе о страждущих, несчастных женщинах, обучении их закону Божию, услужении при совершении над ними Святых Таинств... И святая Олимпиада во всем явила пример.

С того времени как святитель Иоанн Златоуст был возведен на Константинопольскую кафедру, святая Олимпиада стала его ближайшим духовным другом, и потому, как только буря бед обрушилась на святителя, враги его восстали и на нее. Ее клеветнически обвиняли в разных преступлениях. Хотя ложность их была и очевидна (например, ее обвиняли в поджоге храма святой Софии, - и это ту, которая построила на свои средства не один храм), ее влачили по судам, причиняли немало страданий, довели до болезни, изгнали, как и святителя Иоанна Златоуста, из Константинополя. В изгнании она и скончалась в 410 г. - вскоре после кончины святителя Иоанна Златоуста († 407), своего великого духовного руководителя... "Какое слово, - сетует и восторгается Константинопольский святитель, - будет у нас достаточно, каковы должны быть рассказы, если кто-нибудь стал бы перечислять твои страдания, начиная с детского возраста до настоящего времени, страдания от домашних, от чужих, от друзей, от врагов, от находящихся в родстве, от тех, кто ни в каких родственных отношениях не стояли, от обладающих могуществом, от людей простых, от начальников, от частных людей, от принадлежащих к клиру? Ведь каждое из этих страданий, если бы кто стал излагать его только само по себе, в состоянии превратить рассказ о нем в целую историю" [с. 578]. "В самом деле, тебя не переставала постоянно осаждать болезнь тела различных видов и свойств, болезнь более тяжелая, чем бесчисленные виды смерти; бесчисленные ругательства, оскорбления и ябеды не переставали устремляться против тебя" [с. 603] [6].

Святая жизнь Олимпиады была предметом утешения, радости для многих и подражания для ищущих благ вечных. "Жизнь без тщеславия, открытая наружность, нрав искренний, лице без всяких прикрас, изможденное тело, скромный ум, чуждый гордости рассудок, безмятежное сердце, неусыпное бодрствование, безмерная любовь, необъятная благотворительность, бедная одежда, чрезмерное воздержание, мысль, устремленная к Богу, вечные надежды, неизобразимые дела милосердия - вот ее украшение" [7].

 ΛΛΛ     >>>   

Дает преподобный кассиан в изъяснении содержания молитвы господней молитвы духовной
Житие святой олимпиады
Старались воплотить в своей жизни его наставления обители феодосия
православия Скурат К. Великие учителя церкви 11 состоянии
Добродетелей их постепенном гармоническом делании в четырнадцатом поучении святого дорофея
Житие, наставления, пророчества преподобного Серафима Саровского чудотворца православия

сайт копирайтеров Евгений