Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Лекция прочитана 3 февраля 1990 г. в клубе "Красная Пресня"

"Да исправится молитва моя..." (из проповедей)

Покаяние

Об избавлении от грехов
Об Иисусовой молитве
О прощении ближних
О молитве св. Ефрема Сирина Благодарение Об утренней молитве
О Евхаристии
О бескорыстной молитве Прошение О внутренней тишине
О ниспослании Святого Духа
Молитва Богородице Молитвы святым: О подражании Христу
О жизни для других
Об исполнении своего долга
О духовном просвещении
О ближних
О неравнодушии

Покаяние

Об избавлении от грехов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Вот снова запели всеми нами любимое песнопение, которое начинается
словами: "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче", - приближается время
Великого Поста. Как после долгой дороги путник чувствует близость воды,
ощущает свежесть реки, так и мы с вами приближаемся к великому
очистительному времени. И каждый пост мы должны встречать так, как будто он
последний в нашей жизни [...]
Но что же может сделать человек? Какие усилия воли, какие старания
могут избавить нас от греховности? Мы с вами уже не дети и хорошо понимаем,
что они чаще всего бывают бесполезны. Мы обычно возвращаемся все к тем же
мелким, нудным, повседневным грехам, и все так же нас пожирают
раздражительность, уныние, мрачность, зависть, суетность, озлобленность. Кто
же нас выведет из тупика, вытащит из болота, в котором душа наша погрязает и
погибает? Нет у нас иной помощи и иного спасения, кроме Господа Иисуса
Христа, кроме Его любви - второй любви. Потому что первая нас создала,
первая дала нам жизнь и мир; а вторая любовь Его, видя, что мы не способны
этими дарами воспользоваться, что мы все доброе обращаем во зло и живем во
зле, вторая Его любовь нам протягивает руку и говорит: "Встань, спящий,
пробудись, пробудись! Я, Господь, к тебе пришел. Я умер, хотя бессмертен, Я
все испытал твое, кроме греха, чтобы быть с тобой рядом и тебя очистить и
оживотворить. Вот перед твоими глазами Мой Крест, на котором Я принимаю твои
страдания и твои грехи, чтобы ты очистился Моею благодатью".
Кто верует Христу - тот спасен, кто призывает имя Иисусово - тот
спасен, кто идет за Господом - тот спасен. Но для этого надо пойти за Ним, а
для того, чтобы пойти, надо увидеть, что мы недостойны, что мы не можем сами
себя спасти - а для этого надо постичь покаяние, то есть увидеть себя
правдиво и честно. Поэтому мы молимся этой молитвой - "Покаяния отверзи ми
двери, Жизнодавче", - ибо мы уже привыкли ко всему, и двери покаяния для нас
закрыты. Нам кажется, что мы живем обычно, как и все, иногда, подобно
фарисею из притчи [см. Лк 18, 9-14], гордимся перед другими и превозносимся
- но чем мы гордимся? И сегодня через евангельскую притчу Церковь призывает
нас: "Встань, как мытарь, не думай о своих заслугах, о своей силе, о своих
добродетелях, а только встань, как он, и повтори: "Боже, милостив буди мне,
грешному"". Аминь. Из проповеди "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче".
Пасхальный цикл

Об Иисусовой молитве

[...] Между Творцом и тварью лежит бездна - как между абсолютным и
условным; ее нельзя перепрыгнуть ни логически, ни бытийственно.
Но есть мост, который перекинут над этой бездной. И почувствовал этот
мост [...] Павел. Потому что он увидел Христа и внутренне с Ним соединился,
бесконечной любовью был к Нему прикован - так, что ему казалось, что он
носит раны Христовы на себе, что он с Ним вместе на кресте умирал и с Ним
воскрес. Он так и говорит: "Уже не я живу, но живет во мне Христос... Вместе
с Ним я умер и вместе с Ним я восстаю к жизни" [см. Гал 2. 20; Рим 6, 8].
Если с Богом нельзя слиться, то с Богочеловеком можно, ибо Он принадлежит
одновременно двум мирам: нашему и запредельному.
И на этом построен весь путь христианских мистиков, от Павла до
сегодняшнего дня.
Путь к Отцу - только через Сына.
"Аз есмь дверь", - говорит Христос [ср. Ин 10, 9]. Я есть дверь, врата
в небо.
Повторяя различные молитвы, христианские подвижники могут быть
уподоблены восточным, индийским, которые повторяют разные мантры. Здесь есть
сходство и параллель. Но одна из главных молитв христианского подвижничества
называется "Иисусовой молитвой", где повторяется постоянно имя Родившегося,
Жившего на земле, Распятого и Воскресшего.
И вот эта христоцентричность главной христианской молитвы радикально
отличает ее от всех остальных медитаций и мантр, потому что здесь происходит
встреча: не просто концентрация мысли, не просто сосредоточение, не просто
погружение в некий океан или бездну-духовность, а встреча личности с Лицом
Иисуса Христа, Который стоит над миром и в мире.
Мне вспоминается стихотворение в прозе, написанное Тургеневым, - когда
он стоял в деревенском храме и вдруг почувствовал, что Христос стоит рядом.
Повернувшись, он увидел обычного человека. И потом, когда отвернулся, он
опять почувствовал, что Он здесь.
Это правда, оно так и есть. И Церковь Христова потому и существует и
развивается, что Он стоит внутри нее [...] Из лекции "Христианство",
прочитанной 8 сентября 1990 г. в московском Доме техники

О прощении ближних

[...] Сегодня нам напоминают о падении Адамовом, о нашей общей
греховности, ибо Адам - это есть все мы с вами. Все мы отпали от Бога, все
мы пошли своими путями. Все мы находимся в непослушании, в самовольном
блуждании, и все мы стоим перед лицом Божественного милосердия. Как бы ни
был грешен и слаб человек, если он захочет изменить свою жизнь, Господь
пошлет ему для этого силы.
[...] Наша подготовка - в наших руках. Господь Иисус говорит: "Если вы
хотите, чтобы вас простил Отец Небесный, то и вы должны прощать тем, кто
виноват перед вами" [ср. Мф 6, 14]. В самом деле, как это понятно, как это
просто и логично! Можем ли мы говорить: "Господи, забудь, изгладь,
вычеркни", когда у нас в сердце сидит злоба, оберегается и охраняется
злопамятство? Нет, конечно. Поэтому сегодня Церковь призывает нас к
прощению. Мы не можем жить друг с другом без прощения, ибо каждый человек
всегда виноват перед другими: муж перед женой, дети перед родителями,
родители перед детьми, соседи перед соседями. Мы люди, живые люди, и если бы
не умели прощать друг друга, то весь мир превратился бы в ад, хаос злобы.
И давайте начнем сегодня. Давайте вспомним все то злое, что есть в
нашей жизни, и оставим это за порогом Великого Поста. Я, конечно, знаю, что
это трудно, но ведь это дело Божие, это призыв Христов, ради этого стоит
поступиться собой. "Се время благоприятное", - говорит нам Церковь [ср. Пс
32 (31), 5-6], а мы взываем устами Псалмопевца: "Покаяния отверзи ми двери,
Жизнодавче". И научи меня каяться, научи меня видеть свои грехи, и не оставь
меня тогда, когда я в отчаянии увижу, как велик их сонм, как велика их сила,
как неодолима сила греха. Чтобы в тот момент, когда я скажу себе, что нет
мне спасения, нет мне прощения, нет мне исцеления - чтобы тогда я узнал, что
оно есть. Оно есть и даруется нам Духом Христовым, Христом Спасителем,
невидимо присутствующим здесь, живущим среди нас, пришедшим в этот мир,
чтобы ни один человек не погиб, но имел жизнь вечную [см. Ин 3, 15]. Аминь.
Из проповеди на Прощеное воскресенье. Пасхальный цикл

О молитве св. Ефрема Сирина

[...] Каждый день Великого Поста, кроме субботы и воскресенья, читается
молитва: "Господи и Владыко живота моего". Молитва эта написана, по
преданию, в IV веке в Сирии [...] подвижником Мар-Афремом, или, как мы
привыкли его называть, Ефремом Сирином - сирианином. Это был [...] монах,
поэт, богослов, [...] один из славных сынов сирийской Церкви, вошедший в
мировую литературу как знаменитый писатель [...]
Слова молитвы, довольно точно переданные стихами Александра Сергеевича
[Пушкина], в переводе с сирийского звучат так на церковно-славянском:
"Господи и Владыко живота моего", то есть: Властелин моей жизни, Тот, Кто
дал мне жизнь, Тот, Кто является центром и средоточием моей жизни. "Не дай
мне дух праздности", то есть лености, которая, по старинной пословице, -
мать всех пороков. Невинная вроде вещь - леность, но она порождает очень
много темного, черного.
"Уныние"... Христианство - радостное учение, радостное, и тот, кто
унывает - тот от него отходит. Преподобный Серафим Саровский, великий
русский святой начала XIX века, говорил: "Нет нам дороги унывать, ибо
Христос всех спас".
"Любоначалие" - это значит властолюбие. Это есть у каждого; не думайте,
что такие вещи, как культ личности, - это только в политике: это может быть
и в семье, и в любом малом сообществе. Каждый человек несет в себе зерна вот
этих стремлений: подавить волю другого, задушить ее, подчинить себе.
"Празднословие" [...] я исключаю детей: дети имеют право болтать, но до
15-16 лет. Когда дети болтают, они учатся общению, они упражняют свой язык;
но когда этим "детям" уже больше двадцати, а иногда - больше сорока... Это
значит: быть беспощадным к своей жизни. Подумайте (давайте будем честными
перед собой): сколько нам осталось жить всем? Совсем немного. Поэтому, я
повторяю, мы должны ценить жизнь, любить тот дар, который Бог дал нам, и
помнить, что в вечность мы унесем только то, что у нас будет в сердце. А
празднословие, болтовня - это страшное слово, это значит убивать время [...]
Далее в молитве сказано: "Дух же целомудрия... терпения и любви даруй
мне, рабу твоему". Целомудрие - это чистота отношений к миру и людям,
цельность души, без раздвоенности, без того, чтобы страсти тобою овладели.
"Смиренномудрие" - это значит мудрость здравого человека. Смирение
здесь, в данном случае [...] - это знать, чего ты сто'ишь на фоне вечности.
Не раздувать себя, как лягушка в басне Крылова, - она же лопнула. Не надо
раздувать, а надо знать свою цену. Мудрость скромности - она необычайна, она
прекрасна. Мудрость скромности - это не уничижение паче гордости, а это
здравость души. Вот вам пример. Когда человек начинает воображать о себе то,
чего в нем нет, несколько движений вперед - и уже мания величия. Мания
величия - это патологическое состояние гордыни. Только один человек
заявляет, что он председатель Совета министров или что он Наполеон, и его
кладут в психиатрическую больницу, а другой так не заявляет, поэтому он не в
больнице, но в душе-то думает, что он выше всех.
[...] "Терпения и любви". Что такое терпение? Формулирую кратко, чтобы
вы запомнили. Терпение - это вовсе не состояние скота, который все терпит.
Это не унижение человека - совсем нет. Это не компромисс со злом - ни в коем
случае. Терпение - это есть умение сохранять невозмутимость духа в тех
обстоятельствах, которые этой невозмутимости препятствуют. Терпение - это
есть умение идти к цели, когда встречаются на пути различные преграды.
Терпение - это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали.
Терпение есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества - вот что
такое настоящее терпение.
И, наконец, любовь. Любовь - это высшее счастье человека, это
способность нашей души быть открытой, имманентной, как говорят философы,
внутренне открытой для другого человека. Когда вы едете в метро по
эскалатору, проверьте себя, способны вы любить или нет. Когда вы смотрите на
тех, кто едет по другую сторону, и вам противно смотреть на эти физиономии
[...] - значит, все поры вашей души забиты и чувство любви у вас находится в
эмбриональном состоянии [...]
Но сила благодати Христовой способна человека перестраивать таким
образом, чтобы он видел людей совершенно иначе, чтобы у него первой реакцией
была доброжелательность, чтобы он сразу видел красивое - в красивой женщине
или мужчине, одухотворенное - даже там, где другие не замечают; чтобы, видя
страдающее лицо, он чувствовал сострадание, чтобы он был открыт. Вот такой
человек счастлив всегда, потому что он в единстве с людьми, он живет
любовью.
[...] И в конце молитвы сказано: "Ей, Господи Царю (в переводе - Да,
Господь мой и Царь), даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата
моего". Это вам понятно. Великое исцеление от осуждения - это уметь
критиковать самого себя. Мы часто исключительно внимательны, я бы сказал,
наблюдательны, и я бы еще сказал - психологически изощренны, когда речь идет
о грехах соседа, о грехах другого человека. Здесь мы проявляем максимальное
знание всех моральных заповедей и всех тонкостей. Но мы выступаем здесь в
виде строгого судьи, не имея на то права, ибо то, в чем мы других людей
осуждаем, - в том виноваты и мы.
[...] Вы меня спросите: а может, в этом есть примиренчество, компромисс
со злом? Ни в коем случае, никогда. Мы всегда должны называть зло своим
именем. Но человеку, впавшему в этот грех, мы должны сострадать [...]
[...] Вот суть этой молитвы, которая читается каждодневно Великим
Постом с земными поклонами. [...]
Из лекции "Великий Пост", прочитанной 1 апреля 1989 г. в клубе "Красная
Пресня"

Благодарение

Об утренней молитве

[...] Утром, найдя хотя бы одну минуту среди обычных, повседневных дел
и встав перед Его ликом, ты почувствуешь, как Он на тебя взирает с любовью и
призывает тебя к труду. Благословение Божие с тобой в труде, каждую минуту
жизни. Царство Божие, которое приходит в силе, водворяется в сердце, ибо
Христос сказал: "Царство Божие внутри нас есть - возьми, пойди и пей живую
воду Царства Божия" [ср. Лк 17, 21; Ин 4, 10-14]. А мы стоим, как древние
израильтяне, у этого источника, и вода нам кажется горькой, ибо нет у нас
силы веры, которая бы превратила эту воду из горькой в живую. Горькая вода
унылой, однообразной, полной монотонных трудов жизни течет и уходит в песок,
и нет надежды, и нет проблеска, и нет спасения - уныние, болезни, немощи,
огорчения, ожесточение, холодность сердца, бессмысленность жизни - вот
"мерра", горькая вода нашего бытия без Креста Христова.
Но если есть у нас Крест и если есть у нас вера, тогда все меняется,
тогда каждый миг мы перед лицом Его, и Он касается нашего сердца. Только
тогда зазвучит молитва, безмолвная или словесная - любая; она рвется из
сердца благодарением, восхищением любовью Божией, потому что с нами Господь.
Он к нам пришел и нас наполнил Своею благодатью - нас, непригодных, немощных
и недостойных, посетил.
Живая вода Слова Божия, Креста Христова течет к нам, чтобы нас
восстановить, нас оживотворить и дать нам силы идти в дальнейший путь.
Аминь. Из проповеди на Крестопоклонную неделю. Пасхальный цикл

О Евхаристии

[...] Мы называем главное наше богослужение Евхаристией, благодарением.
Благодарение - святое слово. И каждый человек с благородной душой не может
не чувствовать это. Один французский писатель, атеист, незадолго до смерти
говорил: "Я прожил прекрасную жизнь, я не знаю, кого благодарить, но я
благодарю от всей души". [...]
Для нас, христиан, это есть благодарение Богу. Это самая благородная,
самая возвышенная молитва, когда человек исполнен высоких чувств и понимает,
насколько незаслуженно он получил удивительный дар жизни, любви, дружбы,
красоты, труда, разума - всего того, что делает жизнь насыщенной и
великолепной. Даже (дар) испытаний, даже трудностей, которые есть в жизни,
потому что они закаляют подлинно крепкую душу. Помните, у Пушкина: "Так
тяжкий млат, дробя стекло, кует булат"? Так вот, благодарение - за все, а
прежде всего - за то, что вечное, непостижимое, безмерное вошло в нашу
жизнь. [...] Из лекции "Храмовое действо как синтез искусств", прочитанной
19 декабря 1989 г. в клубе "Красная Пресня"

О бескорыстной молитве

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Мария египетская являет нам образ покаяния
Тогда господь ему ответил
Пост строгий

сайт копирайтеров Евгений