<<< ΛΛΛ >>>
Укоренившись на уровне приходской жизни уже в ранневизантийское время, публичный ритуал заклания животных, имея практическую направленность на обеспечение здоровья и благополучия участников действа, стал важным компонентом ансамбля народных верований, что позволило ему дожить до наших дней в виде греческих курбаний.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Сложность понятия и трудности, связанные с его анализом раскрыты Ж.-К. Шмиттом: Schmitt J.-C. "Religion populaire" et culture folklorique // Annales: Economies, socetes, civilisations. 1976. № 31. P. 941-953.
[2] Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 466; Мосс М. Социальные функции священного. СПб., 2000. С. 102. Марсель Мосс также выделяет в жертвоприношении аспекты долженствования и сделки. Краткий обзор феноменологии жертвоприношения см.: Дмитриева Т. Н. Жертвоприношение: поиски истоков // Жертвоприношение. Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней. М., 2000. С. 12-13.
[3] Обзор подобных суждений содержится в статье С. Георгуди: Georgoudi S. L'egorgement sanctifie en Grece moderne: les "Kourbania" des saints // La cuisine du sacrifice en pays grec / Ed. M. Detienne, J.-P. Vernant. P., 1979. P. 271-307. В отечественной историографии такой взгляд представлен в статьях: Иванова Ю. В. Греки // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX – начало XX в. Летне-осенние праздники. М., 1978. С. 268-281; Она же. Греки // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX – начало XX в. Весенние праздники. М., 1977. С. 322-336.
[4] Ил. 10. 292; Од. 3. 382.
[5] KorreV D. G. EpibiwseiV ek twn Jusion taurwn // AJhnai.1972-1973. Т. 73-74. S. 879-913.
[6] Burkert W. Homo necans. Interpretationen altgriechischer Opferriten und Mythen. В., 1997. Имеется перевод первой главы на русский язык: Буркерт В. Homo necans. Жертвоприношение в древнегреческом ритуале и мифе // Жертвоприношение. Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней. М., 2000. С. 405-478. См. особ. С. 407-408.
[7] KorreV D. G. EpibiwseiV…S. 879.
[8] Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С. 38.
[9] Буркерт В. Homo necans... С. 406-407.
[10] Нильссон М. Греческая народная религия. СПб., 1998. С. 102.
[11] Veyne P. Inviter les dieux, sacrifier, banqueter. Quelques nuances de la religiosite greco-romaine // Annales. Histoire, Sciences Sociales. 2000. № 1. P. 15.
[12] MegaV G. A. Qusia taurwn kai kriwn en th BA Qrakh// Laografia. 1911. Т. 3. S. 148-171.
[13] Georgoudi S. L'egorgement... P. 280.
[14] Буркерт В. Homo necans... C. 409. С. Георгуди считает обычай жителей Фарассы редким проявлением местных особенностей: Georgoudi S, L'egorgement... P. 275 (примеч. 4).
[15] О возможной связи литургии и жертвоприношения речь пойдет дальше.
[16] Алмазов А. И. Святые – покровители сельскохозяйственных занятий (Из истории относящихся к ним греческих последований). Одесса, 1904. С. 40, 47.
[17] Megas G. A. Greek Calendar Customs. Athenes, 1958. P. 113-116.
[18] Hamilton M. M. A. Greek Saints and Their Festivals. Edinburg; London, 1910. P. 51.
[19] Раевская И.Г. Календарные праздники греков Кубани // Кунсткамера. Этнографические тетради. 1996. Вып. 10. С. 124.
[20] Зайковская Т. Е. Традиционные верования и представления греков Аджарии (античные истоки образов св. Илии и св. Георгия) // СЭ. 1989. № 2. С. 105-115; Колесов В.И. Материалы по истории и этнографии греков-урумов // Понтийские греки (Studia Pontocaucasica. III). Краснодар, 1997. С. 105.
<<< ΛΛΛ >>>
Обряды в странах зарубежной европы Государственный музей искусства народов востока Правила святых апостол
|