Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Боровой В. (проф.-протопресвитер). Православное христианство в современном мире

1. С мучительным внутренним беспокойством приступил я к изложению своих мыслей и убеждений по четвертой теме настоящей III Православно-Еврейской Академической Встречи в Афинах. Во-первых, для меня это было совершенной неожиданностью, когда мне поручили эту тему. Когда год тому назад планировалась эта встреча и был свободный выбор тем для доклада, то я тогда охотно избрал тему "Верность своим корням и приверженность будущему" ("Faithfulness to the Roots and Commitment toward the Future"). А во-вторых, так случилось, что я был в Женеве, выполняя определенную работу в архивах Всемирного Совета Церквей, и когда мое священноначалие вдруг поручило мне написать настоящий доклад, то в моем распоряжении было очень короткое время (буквально несколько дней). Конечно, я не новичок в тематике христианско-еврейского диалога, как и во многих других экуменических диалогах, участвуя в них или от Русской Православной Церкви, или в составе групп Всемирного Совета Церквей. Однако теперь я стал сомневаться, смогу ли я в такой короткий срок сказать что-нибудь полезное для нашей встречи по такой сложной и трудной теме.

Оба компонента темы - и православие и иудаизм - понятия и явления в истории очень сложные и многоликие, особенно как они проявляются сейчас в современном мире. Православие едино в своем вероучении и историческом предании, но в современном мире православие - культурно, этнически и исторически - выражается в жизни и совокупности своих самостоятельных автокефальных, поместных церквей, живущих и совершающих свое служение Богу и людям в разных государственных, политических и социальных структурах современного мира. Отсюда разнообразие форм, в которых выражается и понимается отношение к различным условиям их исторического бытия в современном мире. Современный иудаизм тоже необычайно сложен и многолик по своей структуре, по компонентам входящих в это понятие смыслов и по разнообразию сфер, форм и методов его выражения и проявления в современном мире. Это не только религия, основывающаяся на Библии (Торе), но и система верований, предписаний и правил личной, семейной и общественной морали; богослужебных собраний в синагогах; благочестивого обихода в повседневной жизни; традиционных праздников и обычаев, уже в послебиблейские времена получивших свое развитие в Талмуде, учении раввинов и их школ, в мистической философии и символизме Каббалы, в метафизических глубинах пиетизма хасидов. Наряду со всеми этими аспектами традиционного иудаизма, современный иудаизм - это и реформированный, либеральный иудаизм; это и секулярный западного и советского типа эмансипированный иудаизм. Эта-то многоликость исторического проявления современного православия и современного иудаизма и смутила меня, смогу ли я писать о них, как об органически целостных парадигмах исторического многообразия современного мира. Тогда я вспомнил, что такие сомнения не возникали вообще в сознании отцов и пионеров экуменического движения, что христианско-еврейские диалоги успешно развивались уже на протяжении многих десятилетий, начиная с Международного Комитета Миссионерского Совета по Христианскому Подходу к Евреям (International Missionary Council's Committee on the Christian Approach to the Jews) и Первой Ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Амстердаме (1948). Я вспомнил, что Католическая Церковь ведет этот диалог с евреями уже больше 25 лет, начиная с "Nostra Aetate" II Ватиканского Собора (1965); тогда как Православные Церкви подключились в 1972 г., когда в Нью-Йорке состоялся Первый коллоквиум по греко-православным и еврейским отношениям с последующей первой Академической Православно-Еврейской встречей в Люцерне в 1977 г. по инициативе митрополита Дамаскина.

Окончательно мои сомнения развеялись, когда я обратил внимание на главную тему нашей настоящей встречи - "Непрерывность [традиции] и обновление" ("Continuity and Renewal"). А это означает, что весь мой доклад должен быть построен в перспективе "непрерывности традиции и обновления" в отношении православия и иудаизма в современном мире. Это делает тему настоящей встречи понятной и очень актуальной, а значит полезной для обеих сторон в этой встрече - и для православных и для евреев.

И православные и евреи верят, что в основании их верований лежит Богооткровенная истина Священного Писания, хранимая в Священном Предании в целости и непрерывности. И православие и иудаизм перед лицом вызовов и запросов современного мира нуждаются в постоянном обновлении - обновлении своей внутренней жизни, обновлении своих отношений с внешним миром, а значит - и в обновлении взаимоотношений друг с другом.

А всякое настоящее обновление требует покаяния в исторических грехах прошлого, требует мужества в настойчивых - тяжелых и болезненных - усилиях по очищению от скверны и метастазов патологического развития общественно-политических и национальных структур современного мира, в котором совершали свое служение Богу и людям и верующие православные и верующие евреи. И, наконец, настоящее обновление требует не только твердой воли измениться к лучшему, но и мудрости, благоразумной последовательности и ясного конкретного ви0дения цели и методов в построении новых отношений, чтобы неоправданный и неразумный радикализм в обновлении не причинил бы ущерба основам нашей верности целостной непрерывности, Богооткровенной истине Священного Писания и Священного Предания.

В современном мире и православные и евреи крайне нуждаются в очистительном процессе покаяния и обновления. Нам всем - и православным и евреям - есть в чем каяться и в чем обновляться, изменяться к лучшему. Конечно, в силу различия в историческом развитии и судьбах наших народов, наши исторические грехи разные и различные, и необходимость обновления и изменений к лучшему у нас должна выразиться в разных формах, разных сферах нашей общественной и личной жизни. Такая тесная связь принципа непрерывности [традиции] с необходимостью обновления и покаяния, по моему мнению, должна быть стержнем нашей дискуссии и основой наших дальнейших взаимоотношений.

2. Общая - для православных и евреев - вера в Богооткровенную Истину Священного Писания Ветхого Завета является связующим звеном в общих корнях наших религиозных традиций, которым потом, в силу трагического развития истории новозаветного Израиля, суждено было разойтись и пойти разными путями в обособленной форме христианства и иудаизма, как это теперь воспринимается в плюралистическом мире разных религий, идеологий и мировоззрений. И это для всех нас является настоящей трагедией, в которой совершается таинственная воля Божия, промыслительное значение которой от нас скрыто - в пределах нашей истории, - но в трагедии этой есть доля вины обеих сторон - и нашей и еврейской. И вокруг этой трагедии с обеих сторон возникают спорные вопросы, служащие лишь дальнейшему разъединению и конфронтации. В их числе вопросы, связанные в обвинением нас в антисемитизме, с одной стороны, и с опасениями чрезмерного еврейского влияния и могущества, с другой. Оба этих взгляда и связанные с ними взаимные обвинения и подозрения по своим последствиям для всех нас в одинаковой мере разрушительны и вредоносны. Сознание этого поможет нам сделать стержнем нашего диалога и наших взаимоотношений не то, что нас разъединяет, а то, что у нас есть общее. Это - вера в Бога любви и мира (2 Кор 13,11), Бога отцов наших, который явил себя угоднику Своему Моисею в Купине Неопалимой (в пламени горящего тернового куста) и сказал: "Я Бог отцов твоих, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова" (Исх 3,6). Он Сущий (Ягве) - Бог и Отец всех (2 Фес 2,16), а мы все братья, ибо мы все дети Ветхого Завета Его на Синае, который в Новом Завете, как мы православные верим, обновлен Христом, как и Синайский Завет (Исх 24,8), кровию Нового Завета, Завета Вечного.

Эти два Завета являются ступенями одной и той же Богооткровенной религии, "двумя проявлениями одного и того же 'богочеловеческого процесса'. В этом процессе становления Завета Бога с человеком Израиль стал избранным народом Божиим, которому были вверены законы и пророки. И через него воспринял Свое человечество от Пречистой Девы Марии воплотивыйся Сын Божий" (34).

Уже апостол Петр призывал последователей Христа: "Будьте всегда готовы всякому, требующему от вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет 3,15). У нас - православных христиан - есть только один ответ на вопрос о нашем уповании. Это Христос. Вера во Христа как Бога и Спасителя есть ключ к нашему пониманию истории еврейского народа и в период Ветхого Завета, и в последующем развитии современного иудаизма. Исторически мы вышли из Ветхого Завета, из ветхозаветного иудейства, отсюда теснейшее родство Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет (с его Синайским законодательством и пророками, предвозвестившими пришествие в мир Спасителя - Мессии от корня Давида) был, по учению Священного Писания, "детоводителем ко Христу" (Гал 3,24). Сам Христос говорил, что Он пришел в мир не разрушить Закон, но исполнить и что ни одна йота от Закона не прейдет, "пока не исполнится все" (Мф 5,17-18; ср. Лк 16,17). Он же сказал самарянке: "Спасение - от иудеев" (Ин 4,22). Вся проповедь апостолов о Христе и благовестие первохристианства была основана на Ветхом Завете и исходила из Ветхого Завета. "И мы благовествуем то, что Бог обещал отцам нашим и что исполнил нам, детям их, воздвигши Иисуса" (Деян 13,32). Мы проповедуем вам, говорили апостолы, "свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря кроме того, о чем пророки и Моисей говорили" (Деян 26,22).

3. Такое понимание происхождения, предназначения и достоинства Ветхого Завета ясно выражено во всех вероучительных памятниках Древней Церкви, в творениях и толкованиях на Священное Писание святых отцов и учителей патристического периода, например, у св. Иустина Философа в "Разговоре с Трифоном Иудеем", у св. Иринея Лионского в сочинении "Против ересей", у апологетов - Аристида, Афинагора и других, в комментариях св.Иоанна Златоуста, Василия Великого, Ефрема Сирина, бл. Иеронима, бл. Августина, св. Амвросия Медиоланского, у бл. Феодорита Кирского, у бл. Феофилакта и других святых мужей христианской древности.

Возьмем, к примеру, св. Иоанна Златоуста. Он ясно учит о единстве и теснейшем родстве Ветхого и Нового Заветов. "У обоих Заветов Законодатель один [...] между Заветами различие в названии, а не противоречие и противоположность" (т. III, стр. 288). "Апостол открывает нам великое таинство, что Ветхий и Новый Завет происходят от одного и того же Духа, что один и тот же Дух глаголет в первом, глаголет и в последнем" (Беседа на Пс. 115, с толкованием Рим 4,20-21; т. V, стр. 346). "Два завета - это сестры, рожденные от одного Отца [...]" (т. VI, стр. 736-737). "Бог печется особенно о тех людях, которых Он назвал даже собственным Своим народом и наследием" (Беседа на Пс 146; т. V, стр. 536). Таково учение св. отца Иоанна Златоуста, истолкователя Священного Писания и учения Церкви. Так же всегда учила и учит нас Русская Православная Церковь в полном согласии с верой всей Православной Полноты. Так в духе св.Иоанна Златоуста говорил в 1911 г., обращаясь к евреям, видный иерарх нашей Церкви, архиепископ Варшавский Николай (Зиоров): "Ваш Закон (т.е. Ветхий Завет) - это и наш Закон; ваши пророки (т.е. пророки Ветхого Завета) - это и наши пророки" (35). В том же духе и другой видный иерарх нашей Церкви, архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), обличал жестокости Кишиневского погрома (1902) и говорил о евреях, жертвах погрома, как о народе, "возлюбленном Богом".

Так же согласно учат о единстве Ветхого и Нового Завета и западные отцы и учители. Так например, бл. Августин говорит, что Ветхий Завет звучит как "гармоническая лира - об имени и царстве Иисуса Христа", а св. Амвросий Медиоланский писал: "Чаша премудрости - это двойная чаша, Ветхий и Новый Завет. Пейте их, потому что в обоих вы пьете Христа. Пейте Христа, потому что Он - источник жизни". Конечно, Древнюю Церковь и святых отцов в большинстве случаев не интересовал Ветхий Завет сам по себе, ибо они видели в нем, главным образом, "детоводителя ко Христу". Их отношение к Ветхому Завету определялось апологетическими задачами, возникшими в эпоху раннего христианства, и сотериологической ценностью ветхозаветного богословия в полемике с не принявшими Христа иудеями.

Так, например, св. Иоанн Златоуст сурово обличал современных ему антиохийских евреев и иудействующих христиан, которые в то время еще соблюдали иногда иудейские праздники и посты, посещали молитвы в синагогах (Восемь слов против иудеев, т. I, кн. 1, с. 644-759). Святой отец руководствуется здесь не враждой, а лишь пастырским попечением о неустойчивых христианах-неофитах, находившихся под влиянием иудео-христианства и синагоги. Это не было направлено против единства и родства Ветхого и Нового Заветов. Святые отцы всегда защищали Ветхий Завет как Богооткровенное Слово Божие - Священное Писание. Так и здесь в своем "Первом слове против иудеев" Иоанн Златоуст ясно предупреждает: "Говорю не о Писаниях (т.е. не о Ветхом Завете), нет, они привели меня ко Христу" (т. I, с. 656).

Отцы обращали внимание на мессианское содержание и устремление Ветхого Завета. Эта сторона патристического учения имеет для нас огромное значение, однако надо учитывать при этом consensus patrum, т.е. общность согласия учения свв. отцов, не возводя ни одного из них на степень Предания, не пользуясь выхваченными из контекста и из целостности системы мышления отдельными изречениями и замечаниями, относящимися лишь к определенному историческому событию, личности или группе лиц. Православная Церковь всегда отказывалась канонизировать или объявлять самодовлеющими те или другие богословские мнения и теологумены, исходящие в своих утверждениях из тех или иных подходящих для них "выдержек" из Священного Писания или из святоотеческих творений, вне их контекста и глубинного согласия с толкованием и пониманием этих вопросов в Священном Предании, которое является соборным сознанием и харизматической памятью Церкви. Церковь умеет видеть и делать качественное различие между догматами веры и "частными богословскими мнениями". Правильному пониманию Ветхого Завета, а значит правильному пониманию нашего отношения к еврейскому народу как народу Ветхого Завета помогает церковное богослужебное творчество - литургическое, иконографическое, необычайно богатое по своему содержанию, полное ветхозаветной святостью и пророчествами. Это соответствует тому употреблению, которое Ветхий Завет получает в Церкви. Ветхий Завет не только толкуется экзегетами и богословами, но также читается во время богослужения и является органической частью нашего литургического благочестия и вероучения. А богослужение, как это прекрасно показал митрополит Антоний (Храповицкий) и вся его школа, есть молитвенное переживание истин Откровения в его новозаветной полноте и его ветхозаветном прообразе, когда в литургическом богословии снимается с Ветхого Завета лежащее на нем покрывало "сени и гаданий" в совершении ветхозаветных Божественных обетований с пришествием в мир Мессии - Христа Спасителя, "Начальника и совершителя веры" (Евр 12,2) Нового Завета в "Крови Его" (Лк 22,20) Завета Вечного (Евр 12,24 и 13,20).

4. Как видим, христианская вера и учение Православной Церкви, основанные на Священном Писании и Священном Предании, на согласном учении Отцов Церкви, на богослужебном употреблении Ветхого Завета, устанавливают тесную связь и единство обоих Заветов, как составляющих "единое тело Истины" (Ефрем Сирин), но рассматривают Ветхий Завет как подготовительную ступень к полноте ветхозаветных Откровений, подчеркивая мессианское устремление Ветхого Завета к Новому Завету. Новый Завет стал "исполнением Закона и пророков" Кровию Завета Вечного Господа нашего Иисуса Христа (Евр 13,20). Наша вера в Него как пришедшего в мир обетованного Богом Мессию Христа-Спасителя выражена в Евангелии словами апостолов: "Мы нашли Мессию, что значит Христос" (Ин 1,41). Последователи же Христа, уверовавшие во имя Его, со времен апостольских стали сознавать себя новым народом, народом Нового Завета, "Новым Израилем", наследником Божиих Обетований Ветхого и Нового Заветов (Тертуллиан, Против иудеев, I, 13). Как сказано в Евангелии: "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими" (Ин 1,12). Древнее христианство, выйдя из иудео-христианского периода, стало "третьим родом", новым народом, отличным от греко-римского язычества и еврейского иудейства, "народом будущего" или "народом вечности", "Новым Израилем", "Истинным Израилем", прямым и непосредственным наследником всех божественных и пророческих обетований Ветхого и Нового Заветов. К примеру, св. Иустин Философ и Мученик говорит в "Диалоге с Трифоном Иудеем": "Те, которые последовали и последуют за Христом, - это истинный Израиль, чада Обетования, истинные наследники тех евреев, которые в прошлые времена нашли оправдание [...] Мы - подлинный духовный народ Израиля и род Иуды, и Иакова, и Исаака, и Авраама" (36). Такое самосознание христиан, как истинного, нового народа Божия, после неприятия евреями Мессии-Христа, предопределило характер дальнейшего отношения к народу Ветхого Завета как уже к отдельному (не ветхозаветному) развитию иудаизма во всех его позднейших формах (талмудизма, Каббалы, хасидизма и современного секуляризированного реформированного либерального иудаизма).

 ΛΛΛ     >>>   

Полнота христианства должна включать в себя иудейство ветхого завета
Благовестие первохристианства была основана на ветхом завете
богословия Беллюстин И. Русь православная

сайт копирайтеров Евгений