Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Булгаков С. Очерки учения о Церкви

Церковь на земле основана по прямому изволению Господа И. Христа, в дни его земной жизни, и утверждена Кровию Его, излиянной за мирский живот.

1. Церковь невидимая и видимая.
2. Основание Церкви.
3. Церковь ветхозаветная.
4. А как основание Церкви.
5. Духовная природа Церкви.
6. Церковь как богоустановленное общество.
7. Внутреннее единство Церкви.
8. Внешнее единство Церкви.

1. Церковь невидимая и видимая. Верую во святую соборную и апостольскую церковь. Согласно определению 9 чл. символа веры Церковь, будучи внешним фактом, одновременно есть и предмет веры, которая есть “наличность ожидаемаго и очевидность невидимаго” . Как видимая, Церковь есть богоустановленное общество с определенными формами. Но что она есть, как невидимая и ожидаемая? Невидимая сторона Церкви распространяется, прежде всего, на ее личный состав, ибо в нее входят не только люди, сейчас живущие на земле, но и в вере отошедшие, и не только человеки, но и ангелы. Невидимою является также божественно-благодатная сила, действующая в Церкви и ее одушевляющая. Невидимым является и божественное основание Церкви, имеющей главою Господа Иисуса Христа, исполняемой Духом Святым, носящей печать св. Троицы, во имя коей и крещаются все вступающие в Церковь. Как же ближе определить соотношение между видимой и невидимой стороной Церкви? Может быть два уклона в учении о Церкви: один, ведущий к более или менее полному разрыву явственной связи между Церковью видимой и невидимой, другой же - к ея овнешнению, к превращению в организованное общество единомышленников, вроде государства или партии. Оба уклона обнаружились в эту эпоху кризиса церковного сознания на западе, которая зовется реформацией. В глазах деятелей реформации Церковь есть общество святых, которые только вкраплены в земную церковь) и даже находятся и за пределами христианства (лютеране), или же предызбранных (кальвинисты) и вообще ведомых одному Богу (шотландское исповедание). Логическое ударение лежит здесь на противопоставлении невидимой, подлинной церкви и видимой, как в сущности неподлинной, в себе только вмещающей, но вместе с тем и скрывающей истинную церковь. Святые в церкви, действительно, неведомы миру и ведомы только Богу, однако из этого факта здесь делается вывод, что не святая Церковь сама по себе, как богоустановленное общество, она святится лишь святостью святых. Тем самым реформация превращает Церковь в идею или же только идеальное задание, вообще даже невместимое в пределы земного опыта). Таким образом, здесь совершается разрыв между идеей и действительностью, невидимым и видимым, небом и землей, божественным и человеческим, т. е. в скрытом виде отвергается боговоплощение Христа от Девы Марии. Но вместе с этим отвергается и Церковь, как подлинная и истинная носительница силы и благодати Божией. В споре с реформаторами с католической стороны подчеркивалось главным образом то, что святости Церкви не противоречит участие в ней не только праведников, но и грешников, и что Церковь представляет собою видимое общество, столь же явное и осязательное как царство Галлии и Венецианская республика (Bellarmini, Eccl, milit., с. 2)). Однако решающее значение здесь имеет не самое определение внешних, видимых границ Церкви, но постижение ее природы. Основным свойством Церкви является то, что под внешними формами и проявлениями ее жизни подается благодать, совершается действие силы божественной. Церковь есть божественная, благодатная жизнь на земле, в этом мире и за его пределами одновременно. Церковь есть непрестанно совершающееся обожение человека и в нем мира. Самым характерным для жизни Церкви поэтому является именно неразрывное соединение божественной и человеческой жизни, сращенность формы и содержания, без устранения или растворения человеческаго естества, наделеннаго проницаемостью для благодатнаго претворения. Таким образом, Церковь есть единство премирнаго (трансцендентнаго) и мирового (иманентнаго) бытия. Такое единство есть тайна, превозмогающая ум, и по тому жизнь Церкви есть тайна веры, которая открывается только в жизненном опыте ее членов. В этом смысле Церковь нельзя показать неверующему, как Галлию или Венецию, но для верующего она вполне осязательна и видима, ее бытие подчиняется формам пространственности и временности, общим для всего мирового бытия. Церковь есть действия Духа Божия, обитающего в человеке, она есть воплощение Христа Спасителя, живущего в мире и пребывающего в нем ”всегда ныне и присно и во веки веков”, она есть вместилище Духа Св., сошедшего в Пятидесятницу на землю и пребывающего в Церкви, она есть откровение св. Троицы в мире. Вся история Церкви таинственна, и сама она есть, можно сказать, непрерывное таинство, которое проявляется в отдельных молитвенных тайнодействиях, и, в частности, и в таинствах Церкви в собственном смысле. И как в таинстве всё видимо, имея свою установленную форму, но и всё невидимо, именно что наполняет эту форму. Неверующий глаз здесь видит только одну внешность, для верующего же ведомо содержание этой внешности. Церковь есть лествица между небом и землей, через которую совершается богонисхождение и восхождение к небу человеков. Церковь есть благодатная жизнь в Боге, и по тому она не может быть ни определена ни описана. Однако по воле Божией она сращена с внешними формами и установлениями, которые и должны быть свято и нерушимо соблюдаемы и могут быть показаны, как “Галлия и Венецианская республика”... В этом смысле Церковь есть богоустановленное общество, основанное Господом Иисусом Христом и имеющее свой определенный строй.

2.Основание Церкви. Церковь на земле основана по прямому изволению Господа И. Христа, в дни его земной жизни, и утверждена Кровию Его, излиянной за мирский живот. Совершишася, возвестившееся с креста (Ио., 19, 30) и раздравшее церковную завесу ветхозаветного Храма, явилось и основанием Церкви Христовой. Другим событием, завершившим основание Церкви, явилась Пятидесятница, излияние Даров Св. Духа на апостолов, а через них на всякую тварь. Однако, не смотря на это, говорится и о ветхозаветной Церкви, существовавшей ранее пришествия Христова, конечно, силою грядущего явления Христа. И в этом смысле начало Церкви положено в раю, (“начало ее в раи положил еси” - чин правосл.). Это начало непосредственно связывается с изреченным богом обетованием о семени жены. Однако можно не без основания уже и райское состояние прародителей до грехопадения как предначинающуюся Церковь. Прародители жили в непосредственном богообщении: “и услышали глас Бога, ходящаго в раю во время прохлады дня” - (Быт. 3, 8). В раю не было храма, подобно тому, как в небесном Иерусалиме, (в откровении 21, 22) храма же я не видел в нем, ибо Господь Вседержитель Бог - храм его и Агнец. Нам совершенно неведомо, каковы были бы судьбы мира, если-бы не произошло грехопадение. Однако и оно не могло изменить самого основания создания мира, ибо так возлюбил Бог мир, что в предвечном свете Своем определил вочеловечение и крестную жертву Сына Своего для спасения мира и создания Церкви. Церковь есть неизменное основание и цель миротворения. Мир создан Богом ради церкви, как ее вместилище (“Бог избрал нас в Нём прежде создания мира ”Еф. 11, 4), ибо последний предел развития мира будет то, когда Бог станет всяческая во всех. Это есть “домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем во Иисусе Христе, дабы ныне соделалась известной начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия”(Еф. 3: 9-10) ”Великого благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе” (I Тим. 3, 16).

Мир создан для Церкви и в Церкви имеет свою высшую основу ). Если шестоднев заканчивается и увенчивается созданием человека, после которого исполнена вся полнота и Бог почил от дел своих, то это сотворение мира и в нём человека по образу и подобию Божию имеет свою предвечную основу в Премудрости Божией, она же есть предвечный образ и основа Церкви. Церковь есть небесный Иерусалим, сходящий на землю в полноту времени (Откр. 21) слава Божия, которая откроется в нас (Рим. 8:18), жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2, Кор., 5, I Филип. 3, 20-I). Об этой славе говорит в первосвященнической молитве Своей Спаситель: ”ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого Славою, которую я имел у тебя прежде бытия мира. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им” (Ио. 17, 5, 24). Мир создан Богом из ничего, но Божественной полнотой и премудростью, которая была художницей пред Ним и радость которой в сынах человеческих (Притчи Сол. 8:31). Мир создан Богом, как Церковь в своем основании и в своем совершении. Жизнь мира есть становящаяся Церковь, судьбы мира есть истории Церкви. Церковь не могла возникнуть из несуществующего, как возникают различные человеческие общества или государства, она не могла быть основана, как основываются человеческие учреждения, которые могут быть и не быть. Ее возникновение и основание подчинено высшей внутренней необходимости, заложенной в самом сотворении мира и человека. В осуществлении своем Церковь возникает во времени, но в основании своем она существует предвечно, как божественная первооснова и цель мироздания. Это тайна боговоплощения, неведомая даже ангелам. Господь создал мир для человека, а человека Он создал, чтобы иметь в нём себе друга, создал его чадом Божиим, приобщить его к божественной жизни. Пресвятая Троица, единосущная любовь Трех Ипостасей, самозамкнутая и самодовлеющая Взаимность, Божественное Тричислие, всеблаженная и вседовольная, не могущая иметь никакого восполнения, в щедродательной любви Своей творит из небытия по образу и подобию Своему ипостасного человека, и эту человеческую ипостась хочет приобщить к любви Своей и к жизни Своей, дабы ее совершенно обожить, сотворить из человека “ бога по благодати”. Это и означает - сотворить его для Церкви и ради Церкви, ибо она и есть благодатная жизнь обоженной твари. Так возлюбил Бог мир, что в предвечном Своем совете предопределил воплощение единородного Сына, дабы дать верующим в Него жизнь вечную, спасти мир (Ио. 3: 16, 17). Боговоплощение и есть свершение Церкви через обожение человеческой природы, а вместе с нею и освящение и преображение всей твари, создание нового неба и новой земли, в них же оправдание всего. “Ибо тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих - в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу детей Божиих” (Рим. 8. 20-21). “По обетованию Его, ожидаем новаго неба и новой земли, на которых обитает правда” (2 Петр. 3, 13).

3. Церковь ветхозаветная. Адам и Ева, созданные по образу и подобию Божию, в нём должны были найти силу для свободного уподобления этому образу, иначе говоря к полному воцерковлению своей жизни, а вместе с собой и всей твари, судьбы которой были поставлены в зависимость от человека. Первая чета была поселена в рай возделывать и хранить его и получила заповедь Божию, как внутреннюю норму своей жизни, - не вкушать плодов добра и зла. Эта заповедь содержала в себе сокровенно предначертание пути оцерковления человека. Он должен был прежде всего явить послушание, но это послушание могло оказаться лишь выражением его любви к Богу, исполненной безграничного сыновнего доверия. Непослушание же явилось и нелюбовью к Богу-Любви, следовательно затмением и искажением образа Божьего в человеческом его подобии. Вкушение запретного плода явилось, вместе с тем и свидетельством маловерия: мирские стихии, плод древа, оказались в глазах обольщенного человека более могущественным средством к мнимому обожению (“будете яко боги”), нежели сила благодати Божией. В человеке произошло обращение от Бога к миру, отпадение от живого и непосредственного богообщения. Другими словами, человек сошел с пути оцерковления и вступил на путь обмирщения. Этим он нарушил норму своей собственной природы и повлек за собою всю тварь. Приговор Божий над павшим человеком был столько же присуждением кары, сколько и выявлением неустранимых последствий такого самоопределения: человек, сделавшись только природным, потерял власть над природой и над своим собственным телом, стал смертен и понес на себе печать осуждения за грех. В грехопадении была расторгнута связь между Церковью и миром, отвергнут был путь оцерковления. Однако человеческому греху не дано было превзойти Божьего милосердия, а человеческой немощи разрушить Божие предначертание о творении. Церковь не была разрушена грехопадением человека, хотя применились пути ее строительства на земле. В больной человеческой природе осталось еще живое семя, которое ”сотрет главу змия”. В человеческом роде избрана была благодатная ветвь, которая должна была возрастить “семя жены”, это род Богоматери. В раю Божием вместе с приговором над пародителями, полагается и основание тому родословию Христа, которым открывается Евангелие. Несмотря на грех, силою помощи Божией, начинается постепенное выздоровление человеческого рода к тому, чтобы вместить Церковь и принять воплощающегося Христа. Это есть некоторое предварительное воцерковление, приготовление к Церкви, как бы притвор церковный. Это и есть так называемая ветхозаветная церковь, как богоустановленное общество, хранящее неповрежденной веру в истинного Бога и огражденное священным обрядом и законом. Это прообраз грядущей Церкви Христовой, ее приуготовление : “прейде сень законная благодати пришедшей” (догмат.).

В истории ее можно отметить несколько граней: 1] от Адама до Ноя когда священное предание, установление жертв, которое, судя по примеру Каина и Авеля, ведет свое происхождение изначала, хранятся в избранном роде патриархов, причем все остальное человечество постепенно охватывается развращением. 2) От праведного Ноя до Авраама: Господь избрал Ноя и близких его для спасения в ковчеге, который и является неизменным образом Церкви, от общего истребления, причем Бог заключил завет с Ноем знамением радуги о том, что нового потопа более не будет. 3) От Авраама до Моисея: с Авраамом Бог заключил завет в том, что в роде Авраамовом должно сохраняться истинное богопочитание, род же сей будет возвеличен Богом, как избранная отрасль, в которой благословятся все племена земные, и в знак этого завета установлено было обрезание для младенцев мужеского пола, прообраз крещения. Род Авраама сделался избранным народом Божиим, так что Бог, являясь Моисею, называл себя: “Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова” (Исх. 3, 6). и Господь Иисус в родословной св. Матф. именуется: “сын Давидов, Сын Авраамов”... 4) От Моисея до пророков: Господь открыл имя свое Иегова через Моисея и вывел через него народ еврейский из Египта. Через Моисея Бог дал народу закон, установил подзаконное священство, жертвы и времена; было установлено священное место поклонения Богу - скиния, а затем и храм, воздвигнутый Соломоном. Господь оградил избранный род от всех родов оградой закона, как виноградник, по слову пророка Исаии (5: 1-2, 7): “ у Возлюбленнаго Моего был виноградник на вершине утучненной горы. и Он обнес его оградой, и очистил его от камней, и насадил в нем отборныя лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрыя гроздья, а он принес дикия ягоды... Виноградник господа Саваофа есть дом Израилев, а мужи Иуды любимое насаждение Его”; 5) от пророков до Христа. Еврейству был дан не только “закон”, но и “пророки”, боговдохновенные мужи, которые призваны были воспитывать новозаветный дух в подзаконном народе, пробуждать чаяния Мессии и подготовлять Его встречу, призывать к Грядущему во Имя Господне. Пророческая проповедь сроднила сознание еврейства с грядущим спасением настолько, что оказалось возможным в полноту времен и сроков такое твердое и ясное сознание чаемого спасения, какое обнаружил иерей Захария, отец Предтечи (Лк. И: 67-79), Симеон и Анна Богоприимцы (Лк. 2: 29-35, 38) и, наконец, оказалось возможным появление Иоанна Предтечи, с его совершенно ясным ведением о приближении Агнца Божьего, вземлющаго грех мира.

Важнейшая задача Ветхозаветной Церкви состояла в том, чтобы вместе с воспитанием сознания в человеческом роде воспитывалась бы преемственно , наследственно святость и была бы ограждена предызбранная святая семья, в которой из поколения в поколение сохранялась, наращалась, укреплялась бы личная святость, вспомоществуемая благодатью Божией. История ветхозаветной Церкви у евангелистов (Матф. 1, 1-17, Лук. 3, 23-38) вся сосредоточивается в родословной Христа Спасителя, есть это родословие. “Закон и пророки” вели к тому, чтобы процвели на нем Неувядаемым Цветом - Дева Мария. И обе родословные именно раскрывают смысл Ветхого Завета, как воспитание человеческого рода к Рождеству Христову через Благодатную Марию. Правда, обе родословные ведут к Иосифу, но известно, что род Иосифов и род Мариин должен быть один и тот же род, и только еврейский обычай исчислять родословные через мужские колена заставляет и данном случае привести родословную не к Марии, но к обрученику Ее (впрочем, это может иметь еще и свой особенный смысл - показать, что в итоге священного родословия и весь человеческий род является материю Господа, точнее материю матери, как и поется в рождественском песнопении: “ мы же (приносим) Марию Деву “). С Рождеством Христовым окончились времена Ветхозаветной Церкви, и хотя завеса церковная раздралась лишь после Голгофскаго совершишася, однако внутренне прообразы уже побледнели и разступились пред Первообразом, их исполнением, и Дева Мария, храм одушевленный, без всякаго препятствия вступила в Святая Святых храма рукотворнаго и собою внутренно упразднила его преобразовательное значение. Господь совершил всякую правду закона, который пришел не нарушить, но исполнить, однако при этом влагая в него новый смысл и содержание, являя его лишь “ как тень будущих благ, а не самый образ вещей” (Вер. 10:1).

4.Боговоплощение как основание Церкви. Грехопадением Адама отвергнут был человеком и стал для него непосильным прямой путь оцерковления жизни, к которому он был призван. Он сделался печальным пленником мира сего и князя этого мира. Для того, чтобы ему возможно стало вернуться к богоустановленному пути, нужно было, чтобы в нем появилась новая жизнь, новые силы, при чем эти силы однако не разрушили бы, но сохранили его человеческую природу. обновление ветхого Адама совершилось явлением Новаго Адама, Бога и Человека, Господа И. Христа. В нем человечество, неврежденно сохранившееся, соединилось - нераздельно и неслиянно - с Божеством и снова обрело свое истинное, изначальное состояние, освободилось от тлена и порчи . Предназначенное для воцерковления, оно и стало во Христе Церковью, совершенно приявшей божественную жизнь, обожившимся человечеством. Совершенное обожение человеческой природы во Христе и есть основание Им Церкви. Действительным основанием Церкви является поэтому совершившееся боговоплощение Спасителя, при котором вся человечность, совершенная человеческая природа соединилась с истинной божеской природой, “полнотой Божества” в лице Логоса, Второй Ипостаси св. Троицы, при полном взаимном проникновении обеих природ ( p e r i c w r h s i z ) но и без всякаго взаимного поглощения. Эта основная истина веры была торжественно провозглашена и утверждена на IV вселенском соборе в Халкидоне 451 г. “Следуя св. отцам все мы согласно учим исповедывать одного и того же Сына Господа нашего Иисуса Христа, и Его же истинно Бога и истинно человека, из души разумной и телесной, единосущнаго Отцу по Божеству и Его же единосущнаго нам по человечеству, нам во всем подобнаго, кроме греха, прежде всех рожденнаго от Отца по Божеству, в последок дней Его же рожденнаго от Девы Марии Богородицы по человечеству, одного и того же Христа, Сына Господа, единороднаго, из двух природ неслиянно, неизменно, неразрывно, нераздельно познаваемаго ( a d u g c u t w z , a t r e p t w z , a d i a i r e t w z , a c w r i s t z g n w r i z m e n o n ) причем различие природ никогда не уничтожается соединением, напротив, свойство каждой природы сохраняется и (обе) они соединяются в одну ипостась, не разделяясь на две ипостаси”.

Став Богочеловеком, Второе Лицо св.Троицы, Господь Иисус Христос, принял на себя человечество, кроме греха и сделал его Своей собственной природой, соединив со Своим Божеством. Во исполнение сего спасительнаго плана, Он разделил все судьбы падшаго человечества (кроме греха), изжил их сполна, вплоть до крестнаго страдания и смерти. Но это изживание их сполна, вплоть до крестнаго страдания и смерти. Но это изживание безгрешным Богочеловеком судеб падшаго человека имело возрождающее, спасающее, искупающее значение. Своими страданиями Спаситель обезсилил грех в человеческой природе, Своею кровию и крестной смертью Он победил силу смерти. Вопреки падшему состоянию человека Он явил его в безгреховном, должном, естественном состоянии. Он прославил его воскресением потому, что смерть не могла удержать безгрешнаго Мертвеца. Он воскрес во славе, и, вместе с собой воскресил, дал силу Воскресения всему человеческому роду. В воскресшем теле Христа человечество достигло высшаго состояния, ему предназначеннаго при творении, но им уверяннаго даже в возможности силою греха. Человек создан для славы Божией, т. е. для Церкви, чтобы стать Церковью и быть Ею. В грехопадении путь этот был пройден до конца, и Христово человечество стало Церковью. О чем и свидетельствует сам великий Первосвященник в первосвященнической Своей молитве: “ И Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им... Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят Славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира” (Ио. 17:22-24). Господь в Своем лице прославил весь человеческий род и всему ему сообщил силу Своего Воскресения: “на Страшный Суд соберутся вси языци (Мф. 25:3). Как в Адаме все умирают, так и во Христе все оживут” (1 Кор. 15:22). Господь, как совершенный Человек приял на человечество свое и совершенное излияние даров Св. Духа, сошедшаго на Него в виде голубя при крещении от Ионна в водах иорданских, - по Божеству же Своему Он всегда оставался неразлучен с Духом Св., исходящим на Него от Отца. После крещения он явился уже “исполнен Духа Свята” (Лк. 4) и мог свидетельствовать о себе словами Исаии: “Дух Господень на Мне” (Лк.4: 16). Но сего Духа Святого Он по вокресении Своем ниспослал от Отца Своего, как он обетовал на Тайной Вечери, ученикам Своим: “уне есть вам да Аз иду... послю Его к вам” (Ио. 16: 7) Пятидесятница, сошествие Святаго Духа на Церковь в лице Апостолов, явилась завершением спасения человечества через обожение, она была совершительным действием дела Христова, Его воплощения: “Он (Дух Св.) прославит меня, потому что от Моего возмет и возвестит вам” (Ио. 16, 14). Как в предвечной жизни св. Троицы Дух Св. почиет на Сыне, открывающем Отца, так и в мире боговоплощение Христа осталось бы не завершенным, если бы оно не привело за собой и нисхождение Св. Духа, сущаго нераздельно со Христом. Посему и обожение человечества совершается Христовым боговоплощением силою Св. Духа, причем и Сын и Дух Св. посылаются Отцом и Его открывают. Следовательно основание Церкви является делом вся св. Троицы, при чем каждая из Трех ипостасей открывается соответственно ипостасному свойству своему: Отец посылает, Сын воплощается, Дух Св. нисходит и осуществляет дело Сына.

5.Духовная природа Церкви. Господь принес новую, благодатную жизнь человеку, жизнь во Христе и со Христом. Единение божеской и человеческой природы, воплощение Бога и обожение человека, дало человеку возможность такого полнаго, глубокаго и таинственнаго единения со Христом, что он может сказать о себе устами ап. Павла: “уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал. 2: 20). Это соединение настолько несокрушимо и нерушимо, что о нем можно свидетельствовать словами того же апостола: “ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим. 8: 38-9). Господь Сам говорил о себе: “ Кто жаждет, иди ко мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой”. Сие же сказал о Духе, котораго имели принять верующие в Него” (Ио. 7:38-9) и торжественно провозгласил Он же в первосвященнической молитве: “Ты дал ему (Сыну) власть над всякою плотию, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную” (10. 17:12. Жизнь со Христом становится жизнью во Христе, жизнью Христа в нас. Здесь повторяется или снова осуществляется тайна единения двух природ во Христе: Он соединяется не только с личным Своим телом воплощения, с человечеством Своим, но в нем и со всяким человеком, Его взыскивающим.

В этом смысле совершеннаго общения жизни со Христом Церковь именуется во Слове Божием Телом Христовым: “Вы Тело Христово, порознь - члены” (1 Кор. 12:27) “Церковь есть Тело Его, полнота, наполняющая все во всем” (t o p l h r w m a t o u t a p a u i a e u p a d i n p l h r o n m e n o u ) (Еф. 1, 23; 4, 12; Кол. 1, 24). Чтобы понять истинное значение этого определения, нужно видеть в нем большее, чем простое уподобление, разуметь выражение некоторой сущности. Природа тела в отношении к живущему в нем духу состоит в том, что оно является, с одной стороны, послушным орудием для велений духа, а с другой - средством проявления духа, ощутительным его откровением. Тело имеет общую жизнь с духом, их можно различать, но нельзя отделять и противопоставлять. Разумеется при этом определении имеется в виду или изначальное, первозданное состояние тела, неискаженное грехом, или состояние прославленнаго, одуховленнаго тела, тела Христа воскресшаго, но под него не подходить теперешнее состояние нашего тела, которое силою своей чувственности и материальности является темницей для духа. Именуя Церковь телом христовым, апостол свидетельствует о таком единении Христа с человечеством, которое раскроется на Страшном Суде. Когда сам Господь засвидетельствует явно о Своем присутствии в каждом человеке: “что сделали вы одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне, и что не сделали одному из сих меньших, то не сделали Мне (Мф. 25:40, 44). Апостол научает поэтому и отдельных членов Церкви смотреть на тела свои, как на члены Тела Христова. “Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?” ( Кор. 6.15). Другое определение Церкви, которое дается словом Божиим, заимствовано из брачных отношений. Церковь именуется Невеста Христова или Жена Его: (2 Кор. 11:2, Откр. 21:9.22:7). “Я обручил вас единому мужу. чтобы представить Христу чистой девою” ( 2 Коринф. 11, 2) “ Наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый, виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца”(Откр. 19 7-8) “И сказал ангел: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца... и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога” (21, 9, 10). и самая тайна брака изъясняется апостолом, как “тайна во Христа и в Церковь” (m u d t h r i o n m e g a ) (Еф. 5:32). В этих уподоблениях выражена таже самая мысль, что и выше. Отношение жениха и невесты и в особенности мужа и жены осуществляется, с одной стороны, соединением двух во едино даже и в плотском отношении “и будете два в плоть едину” (Быт. 2:26, Мф. 19:5-6, Мф. 10:8) является общею жизнью двух, а, с другой определяется иерархическим соотношением, различием мужа, как главы, от жены, имеющей долг повиновения. Как тело послушно велениям духа, с которым оно живет одной жизнью, так и жена послушна внушениям мужа, с которым она соединена единством плотским и духовным. Таким образом, отклоняя здесь от себя специальное рассмотрение обоих этих определений, мы можем указать их общую мысль и содержание: в них говорится о Церкви, как о жизни в единении со Христом, как о совершающемся обожении человека.

Однако духовная сущность Церкви не может исчерпываться только определениями, относящимися к единению со Христом, ибо это единение ведет за собою и вселение Св. Духа, или же обусловливается им: обожение совершается Духом Святым для облекающихся во Христа. Потому и Церковь должна быть опознана как вместилище даров Св. Духа, ведущее свое начало от Пятидесятницы. Ощутительное вступление в Церковь при крещении сопровождалось явным излиянием даров Св. Духа в первенствующей церкви (согласно Д. Ап.): “Павел прибыл в Ефесе и, нашедши некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Духа Святаго, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть-ли Дух Святый... и, когда Павел, возложил на них руки, нисшел на них Дух Св., и они стали проповедывать языками и пророчествовать” (Деян. Ап. 19:6) (Ср. также Д. Ап. 8: 17-19, 10:44-47). И насколько жизнь в Церкви есть жизнь во Христе, настолько она есть жизнь в Духе Св.: “правда, мир и радость в Дусе Свят”. Стяжание Св. Духа есть и цель, и существо, и задача христианской жизни, как это было однажды сказано преп. Серафимом, в согласии со всеми учителями Церкви. Поэтому и Церковь, которая однажды в Слове Божием именуется дом Христов (Евр. 3, “Христос как Сын в доме Его, дом же Его - мы”), неоднократно называется дом Божий и храм Божий, как храм Духа Св.: “не весте ли яко храм Божий есте, и дух Божий живет в Вас”? (Кор. 3:16-17, 6:19, 2 Кор. 6:16, Еф. 2 19-21). Для Духа Св. нет преград и нет границ, Он все проницает, даже глубины Божия, Он дышет, где хочет, и никто не знает, когда Он приходит и куда уходит. Он святит, преображает, пресуществляет всякое естество, вдохновляет и восполняет оскудевающее и врачует немощное. “Святым Духом всякая душа живится”, и без благодати Св. Духа нет жизни истинной и вечной, жизни в Боге. Церковная жизнь есть благодатное царство Св. Духа. Церковь есть Дух. Св., благодатно действующий в людях. Действие Св. Духа имеет разныя степени и связано с разными образами Его наития. Как Царствие Божие, жизнь в Церкви есть “правда, мир и радость о Дусе Свят”. В древнейшем тексте прошение молитвы Господней: “да приидет Царствие Твое” читалось: “да прииде Дух Святый”. Он был вдунут воскресшим Христом в апостолов, которые тем самым были рукоположены Великим Архиереем во священство: “приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им, а им же держите, держатся”. Этими словами им дана была священническая власть. Церковныя таинства и освящения совершаются призыванием и силою Св. Духа: а) освящение св. даров на литургии, предваряемое молитвой 3-го часа о ниспослании Св. Духа, завершается словами, произносимыми при общем благословении Св. Хлеба и Чаши: преложив Духом Твоим Святым; в) освящение крещальных вод (как и освящение воды в Богоявление) совершается “силою и действием и наитием Духа Св.”, “невидимым явлением Св. Духа”; с) миропомазание - “печать дара Духа Св.”; d) в елеосвящении: “ниспосли Святаго Твоего Духа и освяти елей сей”; е0 в рукоположении испрашивается и низводится благодать Св. Духа на рукополагаемаго. Дух Св. есть освящающая сила в Церкви. Будущий век, когда будет Бог “всяческая во всех”, царство славы, отличается от теперешняго царства благодати, когда жизнь в состоянии своем остается еще непросветленной. и дух Божий золотит только вершины. Однакоже по существу это одна и та же жизнь, жизнь в Св. Духе, вечная жизнь.

 ΛΛΛ     >>>   

Установившаго тем самым видимую церковь на земле
Церковь невидимая
Брянчанинов И. Слово о человеке Электронная Библиотека православия

сайт копирайтеров Евгений