Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Как известно, христианство впитало в себя многие элементы языческого мировоззрения и ритуалов, приспособившись к привычному для язычников обрядовому циклу. Возможно, что католическая «пепельная среда» представляет собой, в сущности, одну из разновидностей пережиточных форм ритуала отправления на «тот свет»: посыпание головы пеплом в церкви в знак отпущения грехов по окончании карнавала в первый день поста могло возникнуть на почве приспособления Христианской церковью символики языческого обычая. Церковное действо может быть сопоставлено в этом смысле с символикой пережиточных форм ритуала в народной традиции, таких, например, как забрасывание горшками с золой прошлых отправителей действа в игрищах «роп-гевеп» или замена символами прошлых ритуальных действ в «помане», с одной стороны, и превращением в церковные реликвии палиц, служивших в старину орудием отправления ритуала, — с другой. Не исключено, что и великий пост, наступающий вслед за масленицей, в какой-то мере явился следствием воспринятого христианством траура по отправленным на «тот свет». Это предположение, высказанное лишь с некоторой долей вероятности, нуждается в специальном исследовании, как и многие еще вопросы восприятия христианством языческих ритуалов, формы и степени трансформации их на протяжении истории. Существенными в этом смысле представляются наблюдения Л.А.Ельницкого о взаимосвязях византийских брумалий и римских сатурналий, где показаны конкретные формы приспособления византийской христианской церковью привычных языческих ритуалов в начальный период ее истории к христианским календарным празднествам [274] .

Показательна в этом смысле христианская Пасха. Положение о связи Пасхи с лунным календарем и языческими корнями, восходящими к древневосточным цивилизациям, к культам умирающего и воскресающего божества, хорошо известно. Анализ народной обрядности, связанной с этим праздником, склоняет к заключению о том, что трансформация ритуала отправления посланцев в обожествленный космос в символические формы его сыграла здесь свою роль. Основные ритуальные предметы — куличи, яйца — являются красноречивыми знаками, где слились стадиально различные формы ритуала. Так, куличи являют собой одну из форм знаковой замены живых людей символами. Показательна в этом смысле их форма, сочетающая в себе символику космического столпа и знака человека. Ярче же всего символическое отображение ритуала проводов на «тот свет» нашло в изображениях на пасхальных яйцах — писанках, где возрастные признаки человека сочетаются с ритуальным убранством, космической направленностью и символикой вечного возрождения. В самом большом празднике наиболее гуманной из религий торжество в связи с претворением одного из самых варварских обычаев в символические формы чествования предков нашло ярчайшее выражение.

[143] Велецкая Н.Н. Рудименты язычества в похоронных играх карпатских горцев. — В кн.: Карпатский сборник. М., 1976, с. 106—111

[144] Даль. Толковый словарь, т. IV, СПб.—М., 1882, с. 316.

[145] Там же, с. 317

[146] Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. М., 1957, с. 352

[147] Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903, с. 521.

[148] Тексты см., например:Филипповић М.С. Различета етнолошка граћа. Београд, 1967.

[149] Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила, с. 518, 519

[150] Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила, с. 519

[151] Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым. Народный дневник. Праздники и обычаи. СПб., 1885, с. 214 (далее — Сахаров И. П. Праздники и обычаи).

[152] Как известно, в среду странствующих паломников перешли многие языческие ритуалы (разумеется, чаще всего в трансформированном и переосмысленном виде).

[153] Сахаров И П. Праздники и обычаи, с. 215

[154] Sto prostonarodnich pohadek a povesti slovanskych. Vyd. K. J. Erben. V Praze, 1865, c. 138

[155] Филипповић М.С. Различета етнолошка граћа, с. 211.

[156] Земцовский И. И. Мелодика календарных песен. Л., 1975, с.6.

[157] Лисициан С С. Старинные пляски и театральные представления армянского народа, т. 2. Ереван, 1972, с. 74

[158] Сахаров И. П. Праздники и обычаи, с. 96, 214.

[159] Там же, с. 214, 215

[160] Геродот. История, кн. VII, с. 366, абз. 197

[161] Сахаров И. П. Праздники и обычаи, с. 208

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Велецкая Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов язычества оккультизма 2 превращения
Неотторжимой при жизни человека
Общественный отказ от преждевременного умерщвления стариков
Ритуальной борьбы прослеживаются в распространенных еще в недавнем прошлом во многих местностях
Был спасен старик от преждевременной смерти

сайт копирайтеров Евгений