<<< ΛΛΛ >>>
были вторичными явлениями, которые обязаны своим возникновением особым,
специфическим условиям жизни того или иного народа, того или иного племени.
И даже в случаях узаконенной полигамии всегда выделяется "главная" или
"старшая" жена, в чем легко усмотреть отзвук изначальной моногамии.
"Оказались слабыми все аргументы, - говорит В. Вундт, - при помощи
которых старались из существующего положения первобытных народов вывести
первоначальное состояние человечества в виде орды, обходившейся без брака и
семьи. Скорее и при групповом браке, который ценится как важнейшая часть
этого доказательства, и при более простых формах полигамии факты везде
указывают на моногамию как на основу развития этих образований".
Пусть естественная моногамия сохранилась не везде и не всегда, пусть
история человеческой семьи сложна и запутанна, ясно одно: поскольку
групповой брак не был изначальным и всеобщим, он и не мог послужить основой
для возникновения матриархальных представлений.
Не в производственных отношениях и хозяйстве и не в особенностях
первобытного брака следует усматривать корень матриархата. Возрастание роли
женщины в доисторическом обществе было, несомненно, связано с расцветом
культа Богини-Матери и ведущей ролью шаманок и жриц.
<<< ΛΛΛ >>>
Поднялась до божеств счисто человеческим обликом
|