Пиши и продавай! |
>
Франциск Ассизский. Гимн брату Солнцу
Интервью с портретисткой Иоанна Павла II Вечером 11 сентября в миланском соборе Санта-Мария делле Грацие епископ Кокко Пальмеро отслужил мессу в память о жертвах теракта в Нью-Йорке. За упокой мучеников Манхэттена молились всю неделю, особое место в мероприятиях поминальной недели было отведено выставленной в ризнице картине «Тайная вечеря» молодой российской художницы Наталии Царьковой. Место экспозиции было выбрано не случайно. Дело в том, что по соседству, в бывшей трапезной, а ныне музее, находится одноименная фреска, написанная пятьсот лет назад Леонардо да Винчи. Их соседство символично. Наша справка: Наташа приехала в гости к итальянской подруге и задержалась. Потом написала два официальных портрета Папы, один из них напечатан на документах последнего синода. Авторскую копию сделала по заказу для собора в Вашингтоне. Впервые картину Царьковой показали перед Пасхой в Риме, и ее как послание мира благословил сам Папа Римский Иоанн Павел II. На церемонии в Милане вместе с художницей пурпурное покрывало с полотна сдернул специально приехавший из Ватикана хранитель архивов и библиотеки Римско-Католической церкви кардинал Джордже Мария Мейа. В своей речи кардинал очень лестно отозвался о достоинствах картины и проследил духовную связь между авторами версий «Тайной вечери» — от великого Леонардо до этой миниатюрной русской женщины... — Почему именно «Тайная вечеря» и 11 сентября? — спросил я доктора Паоло Бискоттини, директора Миланского епархиального музея. — Гуманистическая западная культура вышла из европейского Ренессанса, яркой звездой которого был Леонардо. Именно этой западной культуре, ее ценностям брошен вызов 11 сентября прошлого года. В том, что картину написала русская художница, есть некий обнадеживающий знак неразделимости христианского мира. — Наташа, а не волнуетесь, видя такое соседство: Леонардо и вы? — Конечно, робею. Это ни в коем случае не сравнение с Леонардо, а только один из этапов путешествия картины. После Милана она будет выставлена в Риме, в церкви Санта-Мария делле Анджели-э-дей-Мартири, построенной по проекту Микеланджело. Потом на Пасху поедет в Москву и, может быть, в Нью-Йорк к 11 сентября 2003 года. — В чем же все-таки связь с 11 сентября? — В Италии мою картину назвали «Тайной вечерей третьего тысячелетия». Потому что только 11 сентября 2001 года началось третье тысячелетие. До этого все в мире вроде бы уже уладилось, все успокоились. Но — нет. Опять наваливается страшное, новое, неожиданное. Появилась новая неуверенность в будущем. На фреске Леонардо да Винчи Христос смотрит на хлеб, у других авторов — на небо. Но вот случилась нью-йоркская трагедия, и мир изменился. Как будто все проснулись. На моей картине Христос повернулся и смотрит на мир трагическим взглядом, с укором и в то же время с любовью, пониманием. Смотрит на каждого из нас. В душу. «Тайную вечерю» до сих пор писали только художники-мужчины. Не было женщин и среди персонажей. Апостолы все же. На полотне Царьковой появилась женщина. Далеко, на заднем плане, любопытная простоватая женская головка из-за портьеры: Наташин автопортрет. — Что означает это новшество? — Это как бы взгляд из третьего тысячелетия. Мой и моих ровесников. |
|
|
|