Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

> Да благословит вас Христос!

Р.Т. Рашкова. Иконография Рая в католическом искусстве

Образ рая: от мифа к утопии. Серия “Symposium”, выпуск 31. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.225-230

[225]

В католической церковной и культурной традиции представления о Рае складывались и изменялись на протяжении веков. Их широта и многогранность отразились в трудах виднейших богословов, народных чаяниях, в западноевропейской философии, литературе и поэзии, наконец, в выдающихся памятниках религиозного искусства. Богатство и многообразие иконографии Рая в католическом искусстве

[226]

соответствует сложности и многоплановости учения о Рае в католической доктрине. Вся христианская концепция всемирной истории и предназначения человека основана на двух фундаментальных понятиях: Грехопадение и Искупление, Первородный Грех и Божественная Благодать, принесенная в мир Богочеловеком Иисусом Христом. Не случайно в двух важнейших символах христианского искусства — изображениях Адама и Евы под Древом Познания Добра и Зла и Христа на Древе Распятия — отражается все содержание христианства. Католическая традиция берет начало в новозаветном учении о Рае как месте блаженства на небесах — сияющем престоле славы Бога, где верующие наслаждаются вечным счастьем и участвуют в божественной радости [1]. Жажда «новой», «истинной» жизни, характерная для раннего христианства, отразилась в творениях Отцов и Учителей церкви и выразилась в стремлении приобщиться к «царству Бога живого», достичь «Небесного Иерусалима». Неслучайно Августин завершает свой труд «О граде Божьем» главой о «Вечном блаженстве Града Божья и вечной субботе» [2], где трактует Рай как вечно счастливую жизнь праведников, в «Граде Божьем», отождествляемом с церковью. В трудах св. Ефрема Сирина было заложено развитое позже католическое учение о Чистилище. Рай Земной и Рай Небесный, начало и конец человеческой драмы, был им унифицирован и разделен на три части: верх, стороны и преддверие или пред-Рай, где будут обитать грешники по неведению или поневоле, а также не полностью искупившие свои грехи. Возвращение в утраченный вследствие Грехопадения Рай было большой надеждой верующих на заре христианства. Западная церковь усвоила учение Григория Нисского о том, что крещение Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан — начало возвращения утраченного прародителями Рая, а святость и созерцательная жизнь — путь к его обретению.

Средневековые представления о Рае как Небесном Иерусалиме, где царит вечная радость праведников, созерцающих Бога, а мир наполняется его славой наиболее ярко выражены в «Божественной комедии» Данте (1265-1321). Райской Розе девятого неба посвящены последние три песни «Божественной комедии». Поэт вступил из мира времени в мир вечности. Сначала Эмпирей предстает перед его взором как огненная река, по берегам которой растут огненные цветы, подобные рубинам, но, привыкнув к сиянию, он видит небесных духов, двигателей космоса. Цветы претворяются в праведников [3].

[227]

Позже, в эпоху Возрождения и Контрреформации, августиновская интерпретация Рая была переосмыслена на Тридентском соборе (1545-1563) как «Триумф католической церкви». Тема «Триумфа» нашла отражение в многочисленных произведениях католического искусства.

Образ Рая в западной христианской традиции в значительной степени сформировался под влиянием католического искусства. Иконография Рая эволюционировала на протяжении веков, выдвигая те или другие темы в соответствии с идеологическими задачами времени. В раннем Средневековье умершие часто изображались блаженствующими со своими святыми покровителями, особенно Петром и Павлом в Небесном саду, который обозначался деревьями, цветами, птицами, фруктами. В Средние века популярными стали изображения прародителей в дидактических целях. Адам изображался как человек вообще, абстрактно, без намека на пол и трактовался как прообраз Христа. Его спутница Ева служила прообразом Девы Марии, которую часто называли «новая Ева». Противоречие заключалось в том, что Ева трактовалась одновременно как прототип Девы Марии и ее противоположность, поскольку она принесла в мир грех, который Непорочная Дева искупила жертвой своего Божественного Сына. Возрастающее почитание Девы Марии способствовало и умножению изображений Евы, с которой ее постоянно сравнивали. Католическое искусство никогда не унифицировало изображения Адама и Евы и их образы создавались свободной фантазией художников. Многочисленность изображений этих персонажей в эпоху Возрождения отчасти объясняется возможностью изображения обнаженной натуры, не нанося ущерба религиозному сюжету. В отличие от теологии, в искусстве Рай земной и Рай небесный не разделяются. Согласно первоначальной концепции Рай это сад по типу садов восточных владык. Место наслаждений восточных монархов христианство сделало местопребыванием праведников. После трудной борьбы с преследователями и искушениями дьявола они нашли место отдохновения. Они больше не нуждаются в одежде, ибо одеты светом, освобождены от земных тягот, болезней, старости и смерти. Рай изображался художниками как идиллический сюжет, чему в значительной степени способствовали произведения Лукаса Кранаха и Яна Брейгеля Бархатного. К созданной ими традиции относится картина «Рай» фламандского художника Яна ван Кесселя (1626-1679) из собрания ГМИР, на которой изображен прекрасный сад, населенный множеством животных и птиц, известных науке того времени, с Древом Жизни и Змеем-Искусителем в центре композиции. С темой грехопадения тесно связана тема наказания разгневанным Богом провинившихся прародителей человечества. Иконография сюжетов Изгнание из Рая, Всемирный потоп, Истребление Содома и разрушение Вавилонской башни связана с концепцией Грехопадения и Искупления.

 ΛΛΛ     >>>   

10 праведников
13 молитвы

сайт копирайтеров Евгений