Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Материалы II Ватиканского собора. О средствах массовой коммуникации

ПАВЕЛ ЕПИСКОП РАБ РАБОВ БОЖИИХ

С ОТЦАМИ СВЯТЕЙШЕГО СОБОРА

НА ВЕЧНОЕ ПАМЯТОВАНИЕ

Декрет

О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

IM

"Inter mirifica"

1. Из числа поразительных технических изобретений, которые — особенно в нынешнее время — человеческий гений по благоволению Божию почерпнул из тварного мира, Матерь Церковь принимает и окружает особым вниманием те, которые касаются прежде всего человеческого духа, открывая новые пути для самого беспрепятственного сообщения всевозможных известий, идей и наставлений. В ряду этих изобретений особое место занимают те средства, которые по самуй природе своей могут затронуть и подвигнуть не только отдельных лиц, но и массы, и даже всё человеческое общество — каковы печать, кинематограф, радио, телевидение и тому подобное — и которые поэтому могут по праву называться "средствами массовой коммуникации".*

2. Разумеется, Матери Церкви известно, что эти средства, если их использовать правильно, оказывают роду человеческому немалую помощь, поскольку они весьма способствуют отдыху и воспитанию духа, а также распространению и укреплению Царства Божия. Но известно ей и о том, что люди могут пользоваться ими вопреки замыслу Божественного Творца и обращать их во вред самим себе. Более того: её материнское сердце сжимается от боли при мысли о том ущербе, который слишком часто терпело человеческое общество из-за злоупотребления этими средствами.

Поэтому Святейший Собор, продолжая бдительную заботу Верховных Первосвященников и Епископов в столь важном деле, считает своим долгом обсудить первостепенные вопросы, связанные со средствами массовой коммуникации. Кроме того, он уверен, что его [53] учение и предписания в области веры и нравов, изложенные таким образом, послужат не только спасению верных Христу, но и прогрессу всего человеческого общества.

Глава I

3. Поскольку Католическая Церковь была основана Христом Господом для того, чтобы принести спасение всем людям, она сознаёт необходимость проповедовать Евангелие и потому считает своим долгом провозглашать спасительную весть также при помощи средств массовой коммуникации и учить людей их правильному использованию.

Поэтому Церкви принадлежит прирождённое право пользоваться и владеть этими средствами в той мере, в какой они необходимы или полезны для христианского воспитания и для всякого дела спасения душ. А на священных Пастырей возлагается обязанность так наставлять верных и руководить ими, чтобы они и с помощью этих средств обретали спасение и совершенство: как для самих себя, так и для всей человеческой семьи.

С другой стороны, именно мирянам надлежит прежде всего оживотворять эти средства человеколюбивым и христианским духом, чтобы они вполне отвечали великим чаяниям человечества и Божественному замыслу.

4. Чтобы должным образом применять эти средства, тем, кто ими пользуется, совершенно необходимо знать нормы нравственного порядка и верно приводить их в исполнение в этой области. Поэтому пусть они обращают внимание на содержание того, чту передаётся в зависимости от особой природы того или иного средства. Вместе с тем им следует принимать во внимание все условия или обстоятельства — то есть цель, лица, место, время и так далее — при которых совершается данное сообщение и которые могут исказить или полностью изменить его подлинный смысл. В их число входит и образ действия, свойственный каждому такому средству, то есть его сила, которая может быть настолько велика, что люди, особенно неподготовленные, лишь с немалым трудом могут её заметить, преодолеть, а при необходимости и отразить.

5. В первую очередь необходимо, чтобы все те, кто пользуется этими средствами, составили себе верное представление об их употреблении, особенно в том, что касается некоторых вопросов, обсуждаемых в нашу эпоху наиболее оживлённо. [55]

Первый вопрос касается так называемой информации, то есть сбора и распространения новостей. Совершенно очевидно, что она чрезвычайно полезна и необходима ввиду прогресса нынешнего человеческого общества и более тесных связей между его членами. Ведь открытое и своевременное сообщение о событиях и фактах позволяет получать более полные и постоянные сведения о них всем людям, чтобы и они могли успешнее способствовать общему благу и все вместе более беспрепятственно содействовали дальнейшему прогрессу всего гражданского общества. Поэтому человеческое общество имеет право на информацию о том, что небесполезно знать людям — как по отдельности, так и объединённым в общество — соответственно положению каждого из них. Однако для того, чтобы верно пользоваться этим правом, требуется, чтобы сообщение всегда было правдивым в том, что касается его предмета, а также полным — при том, что начала справедливости и любви должны оставаться в неприкосновенности. Кроме того, по своему способу воздействия сообщение должно быть честным и пристойным, то есть свято соблюдать нравственные законы, законные права и достоинство человека — как в сборе новостей, так и в их распространении; ибо не всякое знание идёт на пользу, "а любовь назидает" (1 Кор 8, 1).

6. Второй вопрос касается взаимоотношений между так называемыми правами искусства и нормами нравственного закона. Поскольку споры, множащиеся вокруг этой темы, зачастую возникают из-за ложных этических и эстетических учений, Собор заявляет, что абсолютно все должны признавать первенство объективного нравственного порядка: лишь он один превосходит и надлежащим образом согласует друг с другом все прочие разряды человеческих ценностей, сколь бы достойными они ни были, не исключая и искусства. Ибо только нравственный порядок затрагивает человека — разумное творение Божие, призванное к высшей цели — во всей полноте его природы; и, если этот порядок всецело и верно соблюдается, он приводит человека к полному обретению совершенства и счастья.

7. Наконец, повествование о нравственном зле, его описание или изображение, разумеется, может — в том числе и через средства массовой коммуникации — способствовать более глубокому познанию и исследованию человека, проявлению и возвышению величия истины и добра, и именно благодаря достигаемым при этом драматическим эффектам. Однако для того, чтобы они не приносили душам скорее вред, чем пользу, они должны полностью подчиняться нравственным законам, особенно в том случае, когда речь идёт о темах, [56] требующих должной сдержанности или же подстрекающих человека, уязвлённого первородным грехом, к порочным страстям.

8. Поскольку сегодня общественное мнение оказывает громадное влияние на частную и общественную жизнь всех граждан, к какой бы среде они ни принадлежали, необходимо, чтобы все члены общества осуществляли и в этой области свой долг справедливости и любви. Поэтому им следует использовать средства массовой коммуникации для формирования и распространения верного общественного мнения.

9. Особые обязанности возлагаются на всех тех, кому эти средства адресованы, то есть на читателей, зрителей и слушателей, которые по своему личному и свободному выбору принимают сообщения, распространяемые через эти средства. Ведь для верного выбора им следует всячески поощрять всё то, что выделяется нравственной, культурной и художественной ценностью и, напротив, избегать всего того, что может стать для них самих причиной духовного ущерба или поводом к нему, дурным примером навлечь опасность на других, препятствовать добрым сообщениям и способствовать дурным. Последнее происходит по большей части в тех случаях, когда деньги платят тем, кто использует эти средства исключительно ради наживы.

 ΛΛΛ     >>>   

Средства массовой информацииquot

Сикари А. Святая Жанна дАрк Электронная Библиотека истории католицизма

сайт копирайтеров Евгений