Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

> Все книги автора: Милеант А. (4)
Да благословит вас Христос!

Епископ Александр (Милеант). Девство, Брак или “свободная любовь”…
— Какой выбрать путь?

В основу этой работы положена книга
прот. В. Зеньковского “На Пороге Зрелости.”

 

Содержание:
Введение.
Проблема пола. Загадочная сторона половых влечений.
Здоровое направление полового влечения.
Иерархичность наших сил. Энергия пола. Значение воздержания. Основные этапы в развитии пола. Развитие сексуального сознания. Потребность любви. Закон двойного выражения. Облагораживающая сила любви. Значение семьи.
Семья или девство?
Три стороны брачной жизни. Брак, как осуществление единства. Смысл добровольного девства.
Опасность половой страсти.
Греховность природы, как причина уклонения от нормы. Источники соблазнов. Культ страсти блуда. Грехи плоти и их последствия. Советы в борьбе с блудной страстью. Значение покаяния и исповеди. Крест воздержания.
Заключение.

 

Введение.
Проблема пола.
Люди ныне более, чем когда бы то ни было, втягиваются в нездоровую половую напряженность. Если проблемы пола всегда мучили людей, то ныне они терзают их с неукротимой силой. Именно потому и важно помочь христианам разобраться в этой области и избежать духовной катастрофы. Есть единственный способ овладеть игрой наших бессознательных сил — это спокойно и трезво осветить их в сознании, в свете христианства понять их скрытую игру. В первую очередь необходимо констатировать тот факт, что не всё в человеке естественно, ведь и всякого рода извращения возникают тоже “естественно” и становятся причиной тяжелых и мучительных болезней. В том-то и слепота наша, что мы не сразу разбираем, что следует признать “естественным,” а что, хотя и переживается как “естественное,” на самом деле является проявлением болезненного уклона и душевного вывиха. Сколько лишних страданий мучат людей оттого, что они вовремя не овладели той борьбой света и тени, добродетели и порока, которая начинается уже в раннем возрасте...

Загадочная сторона половых влечений.
Отчего проблема пола в человеке таит в себе столько тяжелого и мучительного? Ведь остальные функции нашего существа обычно развиваются нормально и не вызывают особых осложнений; а в сфере пола тело и душа так глубоко связаны, так неисследимо-таинственно влияют друг на друга, что половые влечения получают особую напряженность. Именно со сферой пола у человека связано, как самое темное и жуткое, так и самое светлое и творческое в его жизни. Правильное устроение жизни пола является, таким образом, важнейшей задачей в жизни каждого из нас.
Большим осложнением в уяснении проблем пола является то обстоятельство, что эта сфера во многом закрыта от нас, словно прячась в психических сумерках. В условиях современной жизни, наполненной пошлостью и моральным декадентством, человеку необходимо научиться беречь своё духовное здоровье и выработать “противоядие” ко всяким разновидностям блудной страсти. Это в особенности важно для молодежи, у которой слишком рано стали развиваться половые влечения. Действительно, ни от чего так не страдают молодые люди, как от той усиленной работы воображения в сфере секса, от того тайного любопытства и внутреннего напряжения, которые ослабляют всякий самоконтроль. Именно преждевременное развитие сексуального воображения, не обузданного духовной трезвостью, не сдерживаемого христианской маралью, становится источником всякого рода психических нарушений.
Задачей настоящего труда является показать преимущество пути нравственной чистоты. Этот путь не только указан нам Богом, но диктуется и всем современным знанием о человеке. Путь целомудрия и воздержания не есть уход от жизни, а, наоборот, есть путь здорового развития в нас творческой силы.

Здоровое направление полового влечения.

Иерархичность наших сил.
Некоторые предполагают, что человек устроен гармонически, т.е. всякое удовлетворение его потребностей само по себе создает внутреннее равновесие, определяет внутреннюю гармонию человеческих функций. Это убеждение должно быть признано ошибочным прежде всего потому, что человек устроен не гармонически, а иерархически. Это значит, что развитие одних функций находится в зависимости от развития других, что замедленное или, наоборот, усиленное развитие одной функции неизбежно отражается на других. Есть функции первичные, основные, есть функции вторичные, производные. Развитие человека не дает картины одновременного, ритмичного развития всех сторон его существа, а, наоборот, в развитии человека постоянно имеет место аритмия, дисгармоничное несоответствие одних сторон с другими.

Энергия пола.
Конечно, раз в человеке существует какой-либо орган, имеется какая-либо функция — она предполагает своё удовлетворение. Однако, надо учесть, что чем значимее этот орган или функция в человеке, тем сложнее стоит вопрос об его проявлении и развитии. С особой силой это сказывается как раз в сфере пола, которая принадлежит к числу центральных сфер в человеке. Чтобы разобраться в этой проблеме, надо понять суть энергии пола. Большая и, может быть, самая значительная часть энергии пола, не переходя в половое влечение и как бы минуя физическое удовлетворение, уходит в другие, более благородные сферы нашего существа. На этом зиждется все значение полового воздержания, которое освобождает энергию пола для творческого использования её в высших проявлениях психической жизни. То, что в современной психологии именуется сублимацией (переход из одного состояния в другое) состоит в том, что половые влечения могут переходить в созидательную энергию и тем ослабляют потребности половых органов. Парадокс сферы пола заключается в том, что полное половое воздержание (целомудрие), вовсе не разрушает жизни человека, а наоборот, при правильной устремленности, может стать путем к расцвету духовной и творческой жизни.

Значение воздержания.
Всё только что сказанное опирается, не только на христианское учение, но и на современные знания о человеке и на данных психопатологии. Христианство не только утвердило принцип моногамии, решительно осудив многоженство, не только способствовало гуманизации отношений между мужчиной и женщиной и облагородило эти взаимоотношения, но оно высоко подняло идею добровольной девственности. Об этом Господь Иисус Христос сказал: “Есть скопцы (девственники), которые сами себя сделали скопцами для Царства Небесного”; и добавил тут же: “Кто может вместить, да вместит!” т.е., кто способен возвыситься до идеи девства ради добродетели, то да идет этом путем (Мт. 19:1). В то же время, с самого своего начала христианство осудило всякое гнушение браком и освятило брачные отношения (чудо в Кане Галилейской, Ин. 2:1-11) в таинстве бракосочетания. Поэтому принцип девственности в христианстве вовсе не противопоставляется браку, а является как бы параллельным путем восхождения к Богу. И на путях семейной жизни, и на путях девственности человек может придти к Богу. Физическая чистота — будь то в здоровом христианском браке, будь то в монашестве — является необходимым условием для нравственного роста личности и источником духовной силы.

Основные этапы в развитии пола.
Первые проявления половых движений в человеке можно заметить очень рано. До полового созревания (у девочек до 11-13 лет, у мальчиков до 12-14 лет) жизнь пола носит, как принято говорить, недифференцированный характер. Хотя телесные органы пола еще не развиты, однако тело уже имеет известный “эрогенный” характер, и может испытывать половое возбуждение. В течение полового созревания на первый план выступает так называемая генитальная зона, т.е. зона расположения телесных органов пола. Параллельно с этим возникает опасность преждевременного развития половой психики. Порой уже в 9 лет дети разыскивают порнографические картинки и с нездоровым любопытством присматриваются к поведению взрослых.
В последующие годы половое созревание юношей идет более интенсивными темпами, захватывающими и тело, и душу. Развитие половой сферы продвигается с такой стремительностью, что совершенно меняется духовная установка подростка. Особенно сказывается здесь расщепление сознания на два полюса сознания. На одной стороне сосредоточивается а) сексуальность, которая обнимает телесную сторону пола, а также те психические изменения, которые связаны с телесной стороной пола, а на другом полюсе выступает б) эрос, т.е. искание любви, приводящее в движение психику юноши. В этот период вся душа озаряется поэтической мечтой о любимом существе.
И жажда любви, и сексуальность одинаково являются цветением пола в человеке, но их расщепление, а иногда их взаимное отталкивание с достаточной ясностью вскрывают сложность пола как духовно-телесной энергии. Пол в человеке есть как бы огонь, который пылает в его глубине — как в сексуальных движениях, так и в тончайших проявлениях эроса. Важно учитывать, что источник этих двух различных проявлений пола — один и тот же. Тут налицо цельность нашей природы, состоящий в том, что неотвратимо живет в человеке и потребность сексуального соединения и общения в любви. Вот почему даже самые развращенные люди, как бы до конца утонувшие в плотской похоти, испытывают время от времени мучительную тоску по любви.
Итак, единая основа пола при созревании юношей поляризуется в них, от чего получается расщепление сексуальности и эроса. К этой теме мы переходим теперь более подробно.

Развитие сексуального сознания.
Половое созревание локализует половую энергию в телесных органах, и отныне телесная сторона пола выступает на первый план. Этим и создается сексуальное сознание. То, что мы называли до сих пор сексуальностью, охватывает поэтому и физическое развитие органов пола, и самое сознание сексуальных движений. Обе стороны сексуальности интимно связаны, но сексуальное сознание может при этом быть расплывчатым и неясным. В силу особенностей физиологическо-анатомического характера в мужском организме сексуальное сознание у юношей обычно ярче и отчетливее. Именно потому работа воображения у юношей гораздо более активна и ярка в сфере пола, и если к этому прибавить те разговоры, которые они ведут между собою, то становится понятной опасность “загрязнения” их воображения. Но независимо от того, расплывчато или более определенно работает сексуальное воображение, само половое созревание вызывает глубокие перемены в юном существе.
Духовный сдвиг, который здесь происходит, заключается в том, что подростки, еще недавно с увлечением отдававшиеся разным социальным переживаниям (подражание старшим, уход от семьи в среду товарищей или подруг, развитие внешнего авантюризма, влюбленность в “героев” и т.д.), ныне уходят в себя, замыкаются в себе, начинают чуждаться общества. Исходной основой многих душевных движений является ныне сфера подсознания, которая завладевает юной душой. Сознание же не справляется с игрой подсознательных сил, зреющих в юном существе, и не овладевает ими — отсюда постоянные противоречия в этом возрасте: претенциозность, мечтательность, раздражительность, увлечение фантастикой. Подростки часто сами не знают, чего они хотят…

Потребность любви.
Развитие сексуальности идет указанным путем в первые три-четыре года, а затем оно принимает более спокойный характер. Но в эти же первые три-четыре года полового созревания развивается и потребность любви, зреет эрос (потребность любви). Иногда обе эти сферы (сексуальность и эрос) не слишком отделяются одна от другой (хотя пути той и другой разные), а иногда они значительно расходятся друг от друга и как бы мешают друг другу. Как существует чисто сексуальное воображение, так и в сфере эроса, питаемого музыкой, кинофильмами, искусством, романами … — воображение становится могучей силой. Эрос проявляется здесь в юной задумчивости, в меланхолической мечтательности…
Девочки хотят “нравиться,” начинают заботиться о своей наружности, ищут общества мальчиков, вообще становятся “маленькими женщинами,” влюбляются, начинают ревновать и т.д. А мальчики напряженно стремятся показаться старше своих лет, подражают разным “героям” и тоже влюбляются. Вообще движения эроса в этот начальный период пугливы, застенчивы, как бы ищут препятствий, чтобы укрыться за “их спиной,” скрыть от посторонних свои сокровенные чувства; они могут казаться смешными, но в то же время они трогательны в своей свежести и идеализме.
В этом обнаруживается огромное творческое значение переживаний любви — именно через них вырастают эти могучие крылья, которые возносят дух в идеальный мир. Владимир Соловьев на эту тему написал замечательный этюд под названием “О смысле любви.” После платоновского “Пира” это одно из гениальнейших произведений в мировой литературе по философии эроса.
Ценность пола состоит, главным образом, в стремлении к любви, что становится источником того “огня,” который заполняет сердце человека; сексуальность же есть только выражение в сфере телесной этих внутренних движений. Поскольку тело есть инструмент души, то сексуальность лишь передает и выражает то, что загорается в душе — любовь, — как инструмент, который своими звучаниями передает мелодию, которую разыгрывает на нем музыкант.

Закон двойного выражения.
Чтобы лучше уяснить соотношение сексуальности и эроса — их временное расхождение и вместе с тем глубокое внутреннее единство — надо познакомиться с фактом психологии, который можно назвать законом “двойного выражения чувства.” Суть этого закона заключается в том, что все движения чувств и все глубокие волнения, исходящие из самых недр человеческого существа, ищут двойного выражения — телесного и психического. Примером этого двойного выражения может служить любое чувство, хотя бы страх. То, что мы переживаем как страх, выражается в ряде телесных изменений (сердцебиении, обморочном состоянии, бледности, дрожании конечностей, ослаблении голоса и т.д.), но одновременно разливается в человеке как бы психическая волна, которая вызывает определенные переживания страха (напряженность, чувство жути, депрессии, доходящей до ослабления памяти и воли, состояние оцепенения). Эта психическая “волна” ищет своего выражения через работу воображения (что хорошо подмечено в словах “у страха глаза велики”), а через воображение влияет и на наш духовный мир.
Суть указанного закона не только в констатировании двойного выражения чувств, а еще в том, что одно выражение (например, телесное) не заменяет другого (душевно-духовного), не может и замениться им. Это выступает с полной силой, когда какое-нибудь одно выражение (например, телесное чувство) стеснено или подавлено: в этом случае его энергия не уходит в другое его выражение (например, душевно-духовное); и подавленность одного выражения определяет подавленность и другого.
Обращаясь к сфере пола в свете закона двойного выражения, мы легко поймем, что сексуальность и эрос в нормальных условиях должны развиваться параллельно, друг друга обогащая, и друг друга не вытесняя. “Расщепление” или разделенность сексуальности и эроса, о которой выше шла речь и которую можно назвать болезненным периодом созревания, связана как раз со взаимной незаменимостью и неустранимостью обоих проявлений жизни пола. Тем не менее, естественное для юности расхождение сексуальности и эроса есть все же дефект, ибо только в семье и в брачной жизни восстанавливается цельность в этой сфере.

Облагораживающая сила любви.
Когда в сердце человека разгорается любовь, то он весь просветляется внутренним сиянием. Все постороннее отступает на задний план, и душа всецело, порой до экстаза, погружается в созерцание любимого существа. Самые сухие и черствые люди меняются, когда в них вспыхивает любовь, их душа смягчается, веселеет и как бы обретает крылья. Человек, который любим кем-нибудь, хотя извне представляется ничуть не лучше и не краше других, для любящего взора кажется единственным, несравненным и незаменимым. Это и есть та идеализация, которая так часто описывается в литературе. Смысл её в том, что сквозь внешнюю оболочку мы, в свете любви, зрим сокрытую от других идеальную сторону любимого, которая заложена в каждого человека, как образ Божий, не замечаемый, а часто и подавленный внешней оболочкой, его внешностью или “характером,” который всегда есть нечто вторичное в нем, а не его “суть.” Вся сила зрения любви в том и заключается, что через любовь мы как бы прикасаемся к внутренней красоте человека. Мы не можем оторваться от неё — хотели бы навсегда соединиться с любимым человеком. Душа, хотя бы раз пережившая эти чувства, навсегда сохранит воспоминание об их преображающей и творческой силе.
Именно в порывах любви душа испытывает глубокую потребность выйти за пределы своей личности, чтобы соединиться с любимым существом. Потребность именно любви свидетельствует о невозможности замкнуться в себе — в любви преодолеваются естественные рамки индивидуальности, разрывается ее оболочка. Оттого в порывах любви человек начинает тяготиться самим собой: замкнуться в себе, именно в свете любви, значит осудить себя на одиночество, оказаться в метафизической пустоте. Потому душа наша неутомимо ищет полюбить кого-нибудь, чтобы в нем найти точку опоры и смысл своего существования.
А та сила поэтического воображения, которая присуща юной любви, и благодаря которой мы идеализируем любимого человека, является вовсе не каким-то “придатком,” игрой фантазии, а наоборот, в ней раскрывается глубочайшая жажда духовного порядка, жажда абсолютного бытия.
Любовь к матери, к сестре, к жене — как ни различны они — всё же представляют собой жизнь духа. Так как человек устроен по закону “полового диморфизма,” т.е. принадлежит либо к мужскому, либо к женскому полу, то этот половой диморфизм и вбирает в себя из глубины духа ту исконную потребность любви, которая заложена в человека. Именно в этом смысле в сфере пола — любви (эросу) принадлежит основное значение, а сексуальность есть лишь его телесная транскрипция.

Значение семьи.
Раздвоение сексуальности и эроса, которое присуще периоду созревания, есть все же переходное состояние: пол в человеке глубже его физической оболочки, он является неотъемлемым качеством его природы. Половое созревание лишь временно поляризует физические и душевные влечения. Эта поляризация и расхождение сексуальности и эроса есть переходная стадия и требует восстановления изначальной цельности. Поэтому жизнь пола может найти свое настоящее выражение только в семейной жизни, и вне её нормальная жизнь пола неосуществима. Обычный путь человека ведет его к образованию семьи, и поэтому всякая иная половая деятельность не может не иметь отрицательных последствий для духовного здоровья человека.
Удовлетворение сексуальных желаний вне того внутреннего окрыления, какое дается в любви и завершается в браке, есть нарушение закона цельности, заложенного в нашей природе. Конечно, в браке могут возникнуть свои новые трудности, однако вне семьи невозможно найти здоровое разрешение тех проблем, которые вырастают из полового влечения.

Семья или девство?
Три стороны брачной жизни.
Семейная жизнь, которая возникает после брака, дает нормальное разрешение тем запросам и стремлениям, которые связаны у нас с полом. Правда, в наше время семейная жизнь очень усложнилась, подвергается многим искушениям, — как из-за экономических трудностей, так и из-за напряженных жизненных темпов современного общества, а еще больше — из-за падения нравов. Однако только в браке половая жизнь находит свое здоровое проявление. Если брак почему-либо невозможен или затруднен, то вне его не может быть здоровой половой жизни — здесь все будет уклонением от нормы, загрязнением души, извращением, расстраивающим самые основы человеческой личности.
Жизнь в браке имеет в себе три стороны — биологическую, социальную и духовную, и эти стороны не просто развиваются рядом друг с другом, но при нормальных условиях образуют целостное единство. То раздвоение сексуальности и эроса, которое в юности знаменует собою расстройство, не только устраняется здесь, но становится источником новых сил и раскрывает новый путь жизни.
У апостола Павла есть замечательные слова о браке, из которых приведем здесь только начальные слова. “Тайна сия (т.е. тайна брака), — говорит апостол Павел, — велика есть!”
Вот эта “великая тайна” брака только там выступает, где уже совершенно преодолено раздвоение сексуальности и эроса. Где почему-либо это раздвоение действует или где выступает только одна сторона, например, сексуальность, там не только не открывается “великая тайна” брака, но там искажается его смысл, втаптывается в грязь самое священное и глубокое в людях.
Между прочим, неправильно отождествлять чистую сексуальность с “животной” стороной в человеке: у животных нет никакого разъединения сексуальности и эроса. Их естество гораздо проще и примитивнее.

Брак, как осуществление единства.
Тот, кто вступает в брак чистым, целомудренным, впервые в браке постигает тайну телесного единства. От этого в его душе рождается новое бережное отношение к телу другого, которое становится как бы и его телом. Как показывает жизнь, именно от телесного сближения в браке расцветает в душе глубокое, светлое и радостное чувство любви друг к другу, нежное чувство неразрывности. Именно здесь, в этой Богом благословенном соединении, опытно познается правда моногамии (единобрачия) и вся неправда “свободной любви.”
Половое сближение не только не может быть отделено от других видов единения, но оно само создает и формирует законченную цельность всех взаимных отношений. Когда между мужем и женой цветет любовь, она сияет во всем и овладевает всем. Малейшая дисгармония в это время переживается очень болезненно: небрежность, равнодушие, грубость, обвинения — вызывает скорбь и тревогу. Христианство помогает супругам найти путь к устранению дисгармонии в их отношениях. Учась на практике христианской жизни в новых условиях брака, оба духовно зреют и совершенствуются. Семья — это великая школа благочестия.
Когда появляются признаки зачатия ребенка, тогда отношения мужа и жены еще более укрепляются в любви к будущему дитяти — плоти от их плоти. Чистота взаимной любви не только не уменьшается от телесного сближения, но наоборот, им питаются и нет ничего добрее той глубокой нежности, которая расцветает в браке и смысл которой заключается в живом чувстве взаимного восполнения друг друга. Исчезает чувство своего “я” как отдельного человека, и в больших вещах, во внутреннем мире и во внешних делах и муж и жена чувствуют себя лишь частью некоего целого — один без другого не хочет ничего переживать, хочется всё вместе видеть, всё вместе делать, быть во всём вместе. Это — идеал, к которому супруги должны стремиться.
В семье не должно быть разобщенных “сфер деятельности,” физической или духовной разобщенности: здесь одно откликается в другом, все связано внутренне и интимно. По плану Творца семья есть нормальное раскрытие тайны пола в нас. Вне семьи не должно быть половой жизни, потому что тогда она будет неправильной, искажающей нашу природу и нарушающей гармонию жизни. По этой причине путь чистоты до брака не есть только требование морали, но он диктуется самой природой человека. Добрачная половая жизнь есть просто одностороннее и потому извращенное выражение пола и грозит опустошением души и искажением ее внутреннего строя.

Смысл добровольного девства.
Для всестороннего рассмотрения вопроса пола, необходимо два слова сказать о добровольном девстве. Как учит христианство, добровольное девство есть сознательный уход от половой жизни ради большей нравственной чистоты и духовного совершенствования. Означает ли это, что семья есть низшая форма жизни? И не должен ли тот, кто ищет духовного совершенства, остаться навсегда девственным?
Целомудрие девственников и монахов не унижает пол, а лишь показывает его нераскрытую святость из-за нравственного повреждения человеческой природы. Не борьба с полом составляет смысл добровольного девства, а борьба с грехом, засевшем в нашей плоти. Целомудрие и воздержание от половой жизни есть не цель, а средство этой борьбы. В добровольном девстве люди ищут наилучших путей преодоления своих страстей, и эта задача, одинаково стоящая перед всеми людьми, решается здесь путем отречения от всего мирского, не по презрению к миру, а в силу того, что тяжесть греховности особенно сильно вторгается в нас через плоть и мир. Кто жаждет духовного совершенства, тот в своем подвижническом пути вступает в суровую борьбу с миром внутри самого себя. Беспорядочные вожделения плоти он воспринимает как помеху на пути к Богу.
Заметим тут, что пребывание в браке тоже ставит задачу борьбы с грехом, только здесь применяются другие средства. Смысл добровольного девства заключается в подвиге распятия своей плоти не из презрения к браку, а ради торжества духовного начала в человеке над плотью. Та же задача стоит и в браке только в другой своей стороне. Брак — это не только половая жизнь — это длинный и сложный духовный путь, в котором есть место своему целомудрию, своему воздержанию. Там же, где половая жизнь занимает преимущественное место, там семье угрожает опасность ниспадения в сексуальность, т.е. там снова вторгается та двойственность, которая терзает юношей, и тогда задача семьи, как целостной жизни, помрачается.
Итак, путь семьи ведет к восстановлению целостной жизни, завещанной Богом человеку еще при его сотворении, путь же добровольного девства ведет к победе над грехом через подавление плотских влечений. Поэтому не перед всеми и открыт путь монашества, а лишь перед теми, в ком нет тяготения к семейной жизни с ее суетой и проблемами, или перед теми, кто, испытав семейную жизнь, после ее утраты ищет большего одухотворения в своей жизни.

 ΛΛΛ     >>>   

2 человек
Ни супружество
4 личностей

сайт копирайтеров Евгений