Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

«другие земли, которые можно вспахивать»76, «пахарь, хозяин далекого поля, которое он посещает однажды, в период сева» (Деянира имеет в виду Геракла)77. Дитерих, добавляя к этим классическим текстам78 еще множество аналогичных ссылок, отмечает также случаи появления мотива arat-amat (пашет — любит) в латинской поэзии79. Однако, как и следовало ожидать, сравнение женщины со вспаханной бороздой и акта воспроизведения человека — с трудом земледельца есть очень распространенное и примитивное представление. И мы должны выделить те несколько элементов, которые составляют это мифо-религиозное целое: идентификацию женщины с пахотной землей, идентификацию фаллоса с плугом, идентификацию пахоты с половым актом.
Позвольте мне сразу же сказать, что Мать-Земля и ее человеческая ипостась, женщина, играя доминирующую роль в этом ритуальном комплексе, все же играют ее не в одиночку. Есть еще мужчина и Бог. Плодоношению предшествует иерогамия. Древний англосаксонский заговор против бесплодия почвы прекрасно показывает, какое значение земледельцы придавали этой иерогамии: «Эй, Земля, Мать человека, зачни в объятих Бога, наполнись плодами на благо человека»"". В Элевсе жрец произносил древнее заклинание земледельцев: «Дай дождя! — Да принесешь ты плоды!» — глядя сначала на небо, потом на землю. Не исключено, что этот священный брак Неба и Земли был для первобытного мышления моделью плодовитости и земли, и человеческого брака. В одном из текстов «Атхарваведы»81, например, жених и невеста сравниваются с небом и землей.

92. Женщина и земледелие

Никто не сомневается в том, что земледелие изобрели женщины. Мужчина почти всегда охотился или пас скот. Женщина же с ее острой, хотя и ограниченной способностью к наблюдению могла заинтересоваться тем, как падают в землю и прорастают зерна, и попытаться воспроизвести этот процесс искусственно . Кроме того, будучи связанной с двумя другими центрами космической фертильности — Землей и Луной, женщина получила исключительное право распоряжаться фертильностью и влиять на нее. Это основная причина, по которой женщины играли доминирующую роль в земледелии на его ранней
76 Антигона. 569.
77 Трахинянки. 30 и ел.
78 Dieterich A. Mutter Erde. S. 47. № 1, 2; V. Pisani. La Donna e la Terra // APS. 1942. Vol. XXXVII-XI. P. 248 и ел.
79 Dieterich A. Mutter Erde. S. 78, 79.
80 Цит. по: Krappe А. Н. Etudes de mythologie et de folklore germaniques. P., 1928. P. 62.
81 AV. XIV, 2, 71.

245

стадии, особенно когда оно было только женским занятием, — а в некоторых цивилизациях играют до сих пор82. Так, в Уганде полагают, что бесплодная женщина представляет опасность для семейного огорода, и муж имеет право развестись с ней по экономическим причинам*". Аналогичное верование — в опасность влияния бездетной женщины на урожай — мы находим у племени бханту в Индии84. В Никобаре верят, что урожай будет богаче, если семена сеет беременная85. На юге Италии распространено поверье, что все дела, которые делает беременная, будут успешны и что все посеянное ею будет расти, подобно зародышу86. На Борнео «...женщины играют ведущую роль в обрядах, сопровождающих выращивание padi, и в самом выращивании; мужчин призывают только расчистить землю и помочь на какихто последующих стадиях. Женщины отбирают и хранят семенное зерно; они же — хранительницы связанного с ним фольклора. Похоже, жители острова чувствуют природное родство женщин и плодородного зерна, о котором они говорят, что оно забеременело. Женщины иногда спят на полях в период созревания padi — возможно, для усиления своей собственной плодовитости или для увеличения урожая. Но они очень неохотно говорят на эту тему»87.
Индейцы бассейна Ориноко также предоставляли своим женщинам сеять маис и сажать корнеплоды; ибо, «так как женщины умеют зачинать и вынашивать детей, семена и корнеплоды, посаженные ими, приносят гораздо больший урожай, чем посаженные мужскими руками»88. В пальме, посаженной женщиной, как верят в Ниасе, больше сока, чем в пальме, посаженной мужчиной*®. Аналогичные верования бытуют у эве в Африке. Хиваро, индейцы Южной Америки, верят в то, что «женщины оказывают особое, таинственное влияние на рост культивируемых растений»90. Вера в родство женщины и плодородной почвы сохранилась и после того, как земледелие стало занятием мужчин, а примитивный заступ был заменен плугом. Это родство составляет смысл многих обрядов и верований, которых мы коснемся, когда подойдем к рассмотрению сельскохозяйственных ритуалов (§ 126).
82 Pestalozza U. L'Aratro e la donna nel mondo religioso mediteraneo // Rendiconn, Reale Institute Lombardo di Scienze e Lettere, cl. di Lettere, 1942-1943. Vol. LXXVI. № 2. P. 324 и ел.
83 Brif fault R. The Mothers. L., 1927. Vol. 3. P. 55.
84 Levy-Bruhl L. L'Experience mystique et les symboles chez les primitifs. P., 1938. P. 254.
85 Temple. Hastings's Encyclopaedia of Religion and Ethics. Vol. IX. P. 362.
Finamore. Tradizioni populari abrezzesi. P. 59.
87 Levy-Bruhl L L'Experience mystique... P. 254. Цит. по: Hose, MacDougall. Pagan Tribes of Borneo. I, Ш.
FrazerJ. Spirits of the Corn and of the Wild. Vol. I. P. 124; см. всю главу «The Role of Woman in Agriculture».
Levy-Bruhl L. L'Experience mystique... P. 254. Karsten. Цит. в: Levy-Bruhl L. L'Experience mystique... P. 255.

246

93. Женщина и пахотная земля

Идентификация женщины со вспаханной бороздой встречается во многих цивилизациях, сохранилась она и в европейском фольклоре. «Я — земля», — восклицает возлюбленная в египетской любовной песне. В «Видевдат»8' незасеянная земля сравнивается с бездетной женщиной; в сказках бесплодная королева оплакивает себя: «Я, как поле, на котором ничего не растет»91. С другой стороны, в гимне XII века Дева Мария прославляется именно как terra поп arabilis quae fructum parturiit («непаханая земля, которая дает плод»). Баала называли «супругом полей»92. У всех семитских народов сравнение женщины с почвой было самым обычным93. В памятниках исламской литературы женщина называется «полем», «лозой с виноградными гроздьями» и т. п. В Коране94 говорится: «Твои жены тебе что твои поля». Индусы отождествляли борозду с вульвой (йони), а семена с semen virile (мужским семенем)85. «Эта женщина явилась, как живая почва, сейте в нее, мужчины!» Законы Ману также указывают, что «на женщину можно смотреть как на поле, а на мужчину — как на семена»97. Парада комментирует это так: «Женщина — это поле, а мужчина — сеятель»911. Финская поговорка гласит: «У дев поле в их теле»".
Ясно, что идентификация женщины с бороздой предполагает идентификацию фаллоса со вспахивающим орудием, а пахоты — с актом репродукции человека. Подобные антропо-теллурические сравнения могли возникнуть только в цивилизациях, где уже знали земледелие и понимали причины зачатия. В некоторых австралийских языках слово lak означает одновременно фаллос и лопату. Пжилуски высказал предположение, что этот же австралийский термин лежит в корне санскритских слов languid (хвост, лопата) и lingam (мужской репродуктивный орган)100. Это тождество — фаллос-плуг — постоянно появляется в графических образах101. Истоки же этих образов уходят в более далекое прошлое: на рисунке касситского периода к плугу при-
91 Van derLeeuw G. Religion in Essence and Manifestation. L., 1938. P. 96. M Robertson S. Religion of the Semites. L., 1923. P. 108, 536 и ел.
93 Ibid. P. 537; ср.: Dhorme E. La Religion des Herbreux nomades. Brussels, 1937. P. 276.
94 II. 223.
95 Satapatha-Brahmana, VII. 2, 2, 5.
96 AV. XIV, 2, 14.
97 IX 33.
98 Ср.: Pisam V. La Donna et la Terra // APS. 1942-1945. Vol. XXXVII-XL. " Nyberg B. Kind und Erde. S. 232. Na 83.
'с" Bagchi. Pre-Aryan and pre-Dravidian in India. Calcutta, 1929. P. 11; Eliade M. Yoga. P. 291; Le Yoga: Immortalite et liberte. P. 410.
101 Ср. репродукции в: Dieterich A. Mutter Erde. S. 107, 108.

247

соединено символическое изображение полового акта102. Первобытные ассоциации такого рода долго не уходят не только из разговорной речи, но и из языка серьезных писателей. Рабле пишет: «Член мы называем землепашцем природы» .14
Наконец, возьмем миф о рождении Ситы, героини «Рамаяны», где также найдем пример отождествления земледелия с актом репродукции. Отец Ситы, Янака (чье имя означает «прародитель»), нашел ее в поле во время пахоты и назвал ее Сита, т. е. «борозда»10- В одном из ассирийских текстов есть молитва, обращенная к богу, «чей плуг оплодотворил землю»105.
Даже и сегодня многие первобытные народы пользуются магическими амулетами в форме репродуктивных органов для вызывания плодоношения земли . Австралийские аборигены практикуют весьма любопытный оплодотворительный ритуал: вокруг вырытой в форме женского репродуктивного органа ямы они танцуют, держа стрелы наподобие эректированного фаллоса, и в завершение ритуала всаживают в землю палки107. Следует помнить, какая тесная связь существует между женщиной и сексуальностью, с одной стороны, и пахотой и плодовитостью почвы — с другой. Есть обычай, по которому нагие девственницы должны пройти с плугом и отметить первую борозду108. Этот обычай напоминает архетипический союз богини Деметры и Ясона в начале весны на свежезасеянном поле109. Смысл всех этих обрядов и легенд станет ясен, когда мы перейдем к изучению структуры сельскохозяйственных культов.

94. Выводы

Во всех рассмотренных нами мифологических и обрядовых моделях земля почитается прежде всего за свою непреходящую способность плодоносить. Вот почему со временем Мать-Земля незаметно превратилась в Мать-Зерно. Но теофания почвы никогда полностью не уходила из образа «Матерей», или божеств Земли. Пример тому: первоначаль-
102 Ср.: Jermias A. Handbuch der altoricntalischen Geisteskultur. В., 1929. S. 387. Fig. 214.
103 Гарганттоа... Bk. П, ch. I.
104 Ramayana. Ch. 66; см. другие ссылки в: Cownaraswamy A. The Rig Veda as landnama bok. P. 15, 33.
105 Цит. по: Langdon. Semitic Mythology. Boston, 1931 P. 99.
106 Dieterich A. Mutter Erde. S. 94.
107 См. ссылки в: Dieterich A. Mutter Erde. S. 94 и ел.; об эротическом смысле палки ср.: Meyer J. J. Trilogie aldndische Machte und Feste der vegetation. Vol. Ш. Zurich; Lpz., 1937. S. 194 и ел.
108 Огромный материал по этому вопросу см. в кн.: Mannhardt W. Wald- und Feld-kulte. В., 1904-1905. Vol. 1. S. 553 и ел.; FrazerJ. The Magic Art. Vol. I. P. 469 и ел.; 480 и ел.
109 Odyssey. V, 125.

248

ные атрибуты Матери-Земли мы видим во всех женских персонажах греческой религии — Немезиде, Фурии, Фемиде. И Эсхил110 вначале молится Земле, потом Фемиде. Верно, что Ге, или Гея, в конце концов уступила место Деметре, но эллины никогда не теряли ощущение связи между Богиней злаков и Матерьк>3емлей. Еврипид111 говорит, имея в виду Деметру: «Она есть Земля... Называйте ее как хотите!»
Земледельческие божества заняли место первобытных божеств почвы, но это не повлекло за собой исчезновения первобытных обрядов. За «формой» сельскохозяйственной Великой Богини мы все еще различаем «хозяйку места», Мать-Землю. Но новые божества имеют более ясные черты, более динамичную религиозную структуру. В их историю начинают входить эмоции: новые божества переживают драму рождения, плодоношения и смерти. Преображение Матери-Земли в Великую Богиню земледелия — это превращение простого существования в живую драму.
От космической иерогамии Земли и Небес до самых незначительных элементов обрядности, носящих следы почитания земли, — во всем этом лейтмотивом проходит одна и та же идея: земля производит живые формы, это лоно, не устающее давать жизнь. В каждом явлении, порожденном эпифанией Земли, в «священном присутствии», в божестве, еще не оформившемся, или в четко определенной фигуре божества, даже просто в «обычае», к которому примешаны воспоминания о подземных силах, — всюду мы распознаем идею материнства, способности к неустанной рекреации. Могут рождаться и чудовища, как в гесиодовском мифе о Гее. Но и чудовищные порождения Теогонии всего лишь иллюстрируют неисчерпаемость креативных ресурсов Земли. Иногда даже не надо определять пол этого божества Земли, этой вселенской рекреатрисы. Не случайно многие божества Земли и некоторые божества плодородия двуполы'12. В таком случае божество заключает в себе все животворные силы, и эта формула полярности, сосуществования противоположностей впоследствии проявилась в самой возвышенной философии. Божества становятся всем для верующих, вытесняя остальные религиозные персонажи, и начинают властвовать во всех космических сферах. И мало какие божества имели такое же право или такую же способность стать всем, как Земля. Но восхождение Матери-Земли к положению высшего, если не единственного, божества было остановлено как ее иерогамией с Небом, так и появлением сельскохозяйственных божеств. Следы этой потрясающей истории сохраняет факт бисексуальности некоторых божеств Земли. Но Мать-Земля никогда не теряла полностью свою изначальную роль «хозяйки места», источника всех живых форм, покровительницы де-

Эвмениды. I.
111 Вакханки. 274.

112
Nyberg В. Kind und Erde. S. 231. № 69. 72.

249

тей, а также лона, где покоились мертвые, где они рождались вновь, чтобы благодаря святости Матери-Земли вернуться к жизни.

БИБЛИОГРАФИЯ

Божественная пара. Небо и Земля

Petlazzoni R. Dio. Vol. I. P. 130, 210, 241, и т. д.; Кгаррг А. Н, La Genese des mythes. P. 68 и ел.; Fischer Н. Т. Het Heilig Huwelik van Hemel en Aarde. Utrecht, 1929; дополнительные библиографические указания см. в: Thompson S. Moat-Index f Folk-Literature. Vol. I. Helsinki, 1932. P. 98; ср. также библиографию к гл. II. Этнологического материала много в: Staudachtr W. Die Trennung von Himmel und Erde. Tubingen, 1942, а также в: Numazawa F. K. Die Weltanfange in der japanischen Mythologie. Lucerne, 1946; ср.: Eliade M. La Terre-Mere et les hieroeamies cosmiques // EJ, Zurich, 1954. Vol. XXII.

О Матери-Земле

Long A. Myth, Ritual and Religion. L., 1887. P. 299 и ел.; Dieterich A. Mutter Erde. 3rd ed. В., 1925. По всей работе; Lindenau M. Ein vedischer Lobgesang auf die Mutter Erde als die grope Allgottheit (Ath. Ved., ХП, 1); Festgabe Hermann Jacobi. Bonn, 1926. S. 248 — 258; Marconi M. Riflessi mediterranei nella piu аписа religione laziale. Milan, 1939. По всей работе; Pestaloscza U. Pagine di religione mediterranea. Vol. I. Milan, 1942. По всей работе; Weinstock S. Tellus //GLA, 1933-1934. Vol. ХХП. P. 140- 162; Noldecke. Mutter-Erde bei den Semtten//AERKV. 1905. Vol. VUL S. 161 и ел.; Dhorme E. P. La Terre-Mere chez les Assyriens //AFRW. 1905. Vol. VIII. P. 550 и ел.; Briem E. Mutter Erde bei den Semiten // AFRW. 1926. Vol. XXTV. P. 179 - 195; Nielsen D. Die altsemlasche Mutter-GotUn // Zeitschr. der deutschen morgenlandischen Gesel. 1938. S. 504-531; Holmberg-Harva U. Finno-Ugric Mythology. Boston, 1927. P. 239 - 459; Werner A. African Mythology. Boston, 1925. P. 125; Struck B. Nochmals «Mutter Erde. in Afrika //AFRW. 1908. Vol. XI. S. 402 и ел.; Alexander Н. В. North American Mythology. Boston, 1916. P. 91 и ел.; Fuchs S. The Cult of the Earth-Mother among the Nimar-Balahis // IAFE. Vol. XI. P. 1 - 8; молитвы бхилов Матери-Земле см. в: Koppers W. Bhagwan, The Supreme Deity of the Bhils // APS. 1940-1941. Vol. XXXV - XXXVI. P. 265 - 325, особенно с. 272 и 273.

О божествах и культах почвы
Thompson S. Motif-Index. Vol. L P. 83; Nyberg В. Kind und Erde. Helsinki, 1931. S. 230, 231. № 69; FrazerJ. The Worship of Nature. L, 1526. P. 316 - 440; Walter E. Die Erdgotnn der Tschuwaschen und Litauer//AFRW. 1899. Vol. Ш. S. 358 и ел.; Wilke G. Die Religion der Indogennanen In archaologische Betrachtung. Leipzig, 1923. S. 97 - 107; Van Wesendanck. AremaU als arische Erd-Gottheit//AFRW. 1929. Vol. ХХХП. S. 61 - 76; Nestle E. Die «jungfrauliche» Erde // AFRW. 190B Vol. XI. S. 415 и ел.

О мифе об Адаме, рожденном от Девы-Земли
см.: VollmerH. Die Erde als Jungfrauliche Mutter Adams //ZNW. 1911. Vol. X. S. 324 и ел.; Starch W. Eva-Maria //ZNW. 1934. Vol. ХХХП1. P. 97 - 109; о сотворении человека из земли см. богатую библиографию в- Brif fault R. The Mothers.
Vol. Ш. L. 1927. P. 57.

250

О положении детей на землю
см.: DiehTich A. Mutter Erde. S. 7 и ел.; Samter E. Geburt, Hochzeit und Tod. Berlin, 1911. S. 2 и ел.; Goldmann E. Cartam levare//MIOG. 1914. Vol. XXXV. P. 1 и ел.; Struck В. Niederlegen und Aufheben des Kindes von der Erde // AFRW. 1907. Vol. X. S. 158; дополнительные сведения и библиографию см. в: Nyberg В. Kind und Erde. S. 158 и ел.; Rose И. J. Primitive Culture in Italy. L., 1926. P. 133; некоторый этнографический материал см. в: Plos, Bartels. Woman: An Historical, Gynaecological and Anrhropological Compendium. Vol. II. L., 1935. P. 35 и ел.; Delcwrt Af. Sterililes mysterieuses et naissances malefiques dans 1'antiqulte classique. P., 1938. P. 31 и ел.; Brif fault R. The Mothers. Vol. III. P. 58; Cranet Af. Le Depot de 1'enfant sur Ie sol. Rites anciens et ordalies mythiques //RAR. 1922; перепечатано в: Etudes Sociologiques sur la Chine. P., 1953. P. 159 - 202.

06 отождествлении женщины и поля
помимо ссылок в тексте, см.: Ditterich A. Mutter Erde. S. 46 и ел.; Fehrle E. Die kullische Keuschheit im Albertum. Geissen, 1910. S. 170 и ел.; Famell. The Cults of the Greek Stales. Vol. III. Oxford, 1896 - 1909. P. 106 и ел.; Levy-Bruhl L. Primitive Mentality. L., 1923. P. 315 и ел.; Robertson S. The Religion of the Semites. 3rd ed. L., 1927. P. 613 и ел. (в связи с комментариями С. Робертсона о Баале, «хозяине земли»), ср.: Lagrange. Etudes sur les religions semitiques. 2nd ed. P. 97; Dussaud R. Origines cananeenes du sacrifice Israelite. P., 1941. P. 206; Dussaud R. Les Decouvertes de Ras Shamra. 2nd ed. P., 1941. P. 102; Meyer J. J. Trilogie altindischer Machte und Feste der Vegetation. Vol. I. Zurich; Lpz., 1937. S. 202; Pestalozzi U. L'Aratro e la donna nel mondo religioso medlterraneo // Rendiconti, Reale Institute) Lombardo di Scienze e Lettore. a. di Lettere. 1942 - 1943. Vol. LXXVI. № 2. P. 321 - 330; Puani V. La Donna e la terra //APS, 1942 - 1945. Vol. XXXVu - XL. P. 241 - 253 (много материала по Индии и греко-латинскому миру).

О ритуальных захоронениях
Ditterich A. Mutter Erde. S. 28 и ел.; Nyberg В. Kind und Erde. S. 150; Fraser J. Folklore in the Old Testament Vol. П. L., 1918. P. 33; Brelich A. Aspetti della morte nelle inscrizioni sepolcrali dell'Impero Romano. Budapest, 1937. P. 9 и ел.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Дьяус небо считается вторичным божеством по сравнению с воплощением земли притхиви
Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения богословия 5 департамент
Провинция 194 формоза 281 фракия 107 франция 163 провинция украина
312богемия 293боливия 338борнео 231 коммуна бразилия

сайт копирайтеров Евгений