<<< ΛΛΛ >>>
Гребнер Фриу (1877 — 1934) — немецкий этнограф, создатель так называемой
школы культурных кругов - выделяемых им культурных областей, которые
характеризовались устойчивыми элементами материальной и духовной куль-
туры; положения этой школы разделял и упомянутый В. Шмидт (см.: Тока-
^рев С. А. История зарубежной этнографии. С. 142 и ел.).
В индуистской мифологии землю поддерживает тысячеголовый змей Шеша
(см.: Мифы народов мира. Т. 2. С. 643).
X. 146
В свете построений самого Элиаде очевидно, что в традиционных культурах
«ностальгия по раю» присутствует скорее имплицитно — эпоха Творения, ми-
фическое время воспроизводились в ритуалах, не требовавших рефлексии, —
они были предписаны самой традицией, предками. Собственно ностальгия воз-
никает как раз в эпоху цивилизации и разрыва традиционных (в том числе
кровнородственных) связей между иервопредками и потомками, Творцом и
452
Комментарии
Творением — вместе с представлениями о первородном грехе, изгнании из рая,
жаждой бессмертия и осознанием его недостижимости даже для героев (ср.
упомянутый сюжет в эпосе о Гильгамеше). См. также послесловие.
Библиография
151 Из новых отечественных работ с обширной библиографией см.: Топоров В. Н.
Пространство и текст. С. 227 — 285.
16' Из отечественных работ см.: Иванов В. В. Интерпретация текста хаттско-
хеттского строительного ритуала // Текст: семантика и структура. С. 5 — 36;
Байбурин А. К. К описанию структуры славянского строительного ритуала //
Там же. С. 206 - 227.
Глава XI
<<< ΛΛΛ >>>
Для первобытного человека все повторения архетипов имеют место вне профанного времени Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения богословия 13 лабиринт Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения богословия 5 человека Представления о нем сформировались под влиянием христианских миссионе ров 401золотой век 238золотые яблоки 274
|